Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:11, курсовая работа
Западный опыт промышленного шпионажа сегодня активно переноситься на территорию России, что делает крайне актуальным выработку новых подходов к проблеме защиты информации. Долгое время регулирование данного вопроса носило несистематизированный характер, что на наш взгляд, негативно сказывалось на степени защищенности информации. Недостаточная теоретическая проработка и повышенная практическая значимость защиты информации вызывают необходимость комплексного исследования.
Введение
1. Общая характеристика института защита информации
1.1 Защита информации: исторический и сравнительно-правовой аспекты
1.2 Понятие и институциональные признаки коммерческой тайны по законодательству России
1.3 Виды сведений, составляющих коммерческую тайну
2. Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение
2.1 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны
2.2 Защита коммерческой тайны от разглашения ее работником
2.3 Коммерческая тайна как объект уголовно-правовой охраны
Заключение
Список использованных источников и литературы
В соответствии с п.1 ст.139 ГК РФ информация, составляющая коммерческую тайну, должна иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота.
Такими свойствами может обладать, например, первичная бухгалтерская документация, сведения о дебиторах и кредиторах и другая информация, то есть все то, что оказывается за границами термина "ноу-хау".
Итак, под сведениями, составляющими коммерческую тайну, понимаются как "ноу-хау", так и иная коммерчески ценная, закрытая информация, разглашение которой может причинить ущерб ее обладателю.
Защита конфиденциальной
информации - необходимое условие
выживания любого современного предприятия.
Информация, составляющая коммерческую
тайну, отображается на различных носителях,
которые могут ее сохранять, накапливать,
передавать. С их помощью осуществляется
и использование информации. В
ГОСТе 50922-96 "Защита информации. Основные
термины и определения" дано определение
носителя: "Носитель информации - физическое
лицо или материальный объект, в
том числе физическое поле, в которых
информация находит свое отображение
в виде символов, образов, сигналов,
технических решений и
Носители конфиденциальной
информации различны. Правовая охрана
(защита) может распространяться на
такую информацию как первичные
бухгалтерские документы и
Государство гарантирует охрану информации, составляющей коммерческую тайну, установлением законодательных актов РФ, а также деятельностью правоохранительных и судебных органов. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" наделяет эти органы правом оказывать содействие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.
Как уже отмечалось перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.). Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься экспертная комиссия. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и спецслужб РФ. Предложения специалистов подвергаются экспертной оценке комиссии. Решение комиссии об отнесении сведений к коммерческой тайне оформляется в виде перечня основных категорий сведений, составляющих коммерческую тайну организации, и утверждается руководителем. В перечне сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть выделены разделы: производство, управление, планы, внутренняя бухгалтерская отчетность и бухгалтерские регистры, рынок, партнеры, наука и техника и др. Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание "коммерческая тайна", и он проставляется обладателем коммерческой тайны на носителе информации или сопроводительном документе. Указание грифа закрытости служит официальным охранительным знаком, предупреждающим об ограничении свободного доступа к документу. Свободный доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, закрывается с целью защиты конфиденциальной информации и физической защиты ее носителей.
При этом необходимо грамотно оформить запрет, составив нужные документы. Часть из них указана в Федеральном законе "О коммерческой тайне" (ч. 1 ст. 10), в котором говорится, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Другие документы, наряду с перечисленными, советуют подготовить специалисты. Первый - инструкция для персонала о том, как работать с секретными бумагами, где может быть предусмотрен порядок ознакомления с ними (например, только с письменного разрешения руководства) и копирования. Второй - положение об отнесении информации к тайне. В нем указывается, каким признакам должны отвечать данные, чтобы быть засекреченными.
Наряду с мерами указанными в ч. 1 ст. 10 Закона обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации. В настоящее время имеются серьезные наработки, направленные на предотвращение утечки информации по техническим каналам.
При несоблюдении названных условий информация не может быть признана коммерческой тайной и правовой защитой не пользуется. Меры по защите информации должны быть разумно достаточными.
Таким образом, анализируя действующее законодательство можно выделить три основных вида мер к охране конфиденциальности информации:
- организационные,
- юридические, заключающиеся
в установлении обязанности в
договорах (трудовых и
- технические, препятствующие
разглашению работниками и
Среди способов защиты информации,
предусмотренных действующим
- специальный порядок
получения сведений от их
- особую процедуру работы
с такими сведениями; так, АПК
РФ (п. 2 ст. 11), ГПК РФ (п. 2 ст. 10) предусматривают
возможность проведения
- ответственность
Учитывая то, что права обладателя ноу-хау носят характер фактической монополии - возможности устанавливать и обеспечивать режим доступа к ноу-хау (принимать превентивные меры), более корректно говорить о защите законных интересов обладателя ноу-хау, нежели о защите его самого.
Статья 12 Федерального закона "О коммерческой тайне" регламентирует охрану конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений. В ней указывается:
1. Отношения между обладателем
информации, составляющей коммерческую
тайну, и его контрагентом в
части, касающейся охраны
2. В договоре должны
быть определены условия
3. В случае, если иное
не установлено договором
4. Контрагент обязан
5. Обладатель информации,
составляющей коммерческую
6. Сторона, не обеспечившая
в соответствии с условиями
договора охраны
Один из гражданско-правовых
способов защиты интересов обладателя
ноу-хау предусмотрен в абз.2 п.2 ст.139
ГК РФ - взыскание убытков с
Интересы владельца ноу-хау также защищаются способами, которые предусмотрены в ст.12 ГК РФ - в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения. К сожалению, данный способ защиты может быть реализован только тогда, когда несанкционированный доступ или иное использование ноу-хау не привело к его общеизвестности. Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать и распространять эту информацию.
2.2 Защита коммерческой
тайны от разглашения ее
Законодательная и договорная
регламентация ответственности
работников за нарушение права работодателя
на коммерческую тайну имеет чрезвычайно
большое значение, прежде всего потому,
что "по своему положению в торгово-
Сотрудник организации для
права работы с информацией, содержащей
коммерческую тайну, обязан дать письменное
обязательство по соблюдению режима
коммерческой тайны. Эти обязательства
фиксируются в трудовом договоре
(контракте) или специальном соглашении
о соблюдении режима коммерческой тайны.
Так, на основании ст. 57 Трудового
кодекса РФ установлен открытый перечень
дополнительных условий, которые могут
быть включены в трудовой договор, в
частности это условия о
По мнению А.П. Сергеева, прямое включение в трудовой договор оговорки о неразглашении коммерческой тайны - лучшая, но отнюдь не единственно возможная форма создания основания для привлечения работника к ответственности в случае разглашения им сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя; в качестве другого такого способа А.П. Сергеев называет оформление особого письменного обязательства работника путем дачи им подписки о неразглашении с указанием, что данное соглашение является составной частью трудового договора с работником. Последнее представляет собой не что иное, как закрепление оговорки о неразглашении коммерческой тайны в форме приложения к трудовому договору, что, безусловно, является допустимым, а порой даже более предпочтительным.
Сотрудник принимает на себя
обязательства не разглашать сведения,
составляющие коммерческую тайну организации
и ее контрагентов; выполнять требования
организационно-
Работник не может использовать информацию в любых неслужебных целях, не вправе разглашать ее даже после увольнения (в течение трех лет или иного срока, установленного в соглашении с прежнем нанимателем), должен компенсировать ущерб, если скажет лишнего. Но по всей строгости мало кто будет отвечать.
Так не могут претендовать
на возмещение убытков те компании,
что не выполнят две обязанности,
приведенные в статье 11 Закона о
коммерческой тайне. Первая - под расписку
ознакомить человека с перечнем информации,
составляющей коммерческую тайну, и
последствиями нарушений. Второе предписание
для работодателя - создать сотруднику
необходимые условия для
Информация о работе Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение