Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
-изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование………………………………………………………………….5
Постановление Пленума Верховного Суда РФ………….…………………….10
Глава 2. Участники отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
2.2.Понятие субъектов отношений……………………………………………………………12
2.3. Правовое закрепление……………………………………………………………………….16
Глава 3. Критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
3.1. Преамбула Закона "О защите прав потребителей"…………………………..20
Глава 4. Замена товара
4.1. Пленум ВС РФ в Постановлении от 21.11.2000 N 32………………………….23
4.2. Отказ от исполнения договора купли-продажи………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………………………………….29
КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Гражданское право
На тему:
« Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании»
Студент: Сабурова Мария Алексеевна
Специальность: Право и социальное обеспечение
Группа П-22
Преподаватель: Тарасенко Андрей Сергеевич
Абакан 2014 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Глава 2. Участники отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
2.2.Понятие субъектов
2.3. Правовое закрепление…………………………
Глава 3. Критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
3.1. Преамбула Закона "О защите прав потребителей"…………………………..20
Глава 4. Замена товара
4.1. Пленум ВС РФ в Постановлении от 21.11.2000 N 32………………………….23
4.2. Отказ от исполнения договора купли-продажи………………………………...24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. В повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.
Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.
В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей.
Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и
особенности законодательства
- охарактеризовать правовой
-изучить критерии качества
- проанализировать правовые
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из четырех глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.
Объект исследования – являются общественные отношения, возникающие в области защиты прав потребителей.
В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
-нормы гражданского и
-практика реализации норм, предусматривающих
применение защиты прав
Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического.
Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства.
Несомненно, что нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели - защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства.
Анализ законодательства о
защите прав потребителей в
юридической литературе, проводимый
в разные периоды его
Аналогичную точку зрения
относительно рассматриваемой
1) частных интересов;
2) публичных интересов.
Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнению работ, оказанию услуг и т.д. Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров:
1) розничной купли-продажи;
2) аренды, включая прокат;
3) найма жилого
помещения, в том числе социального
найма, в части выполнения работ,
оказания услуг по обеспечению
надлежащей эксплуатации
4) перевозки граждан, их багажа и грузов;
5) комиссии;
6) хранения;
7) из договоров
на оказание финансовых услуг,
направленных на
8) банковского вклада;
9) страхования;
10) других
договоров, направленных на
Например, обращение потребителя в суд за защитой своих нарушенных прав. Таким образом, в этом примере речь идет о публично-правовых отношениях. Указанный подход к разграничению частных и публичных интересов указывает на то, что один блок отношений регулируется нормами гражданского права, а другой - публичных отраслей права. В связи с этим уместно в очередной раз обратить внимание на позиции исследователей по данному вопросу.
Так, А.А. Райлян выделяет четыре группы отношений, вытекающих непосредственно из Закона "О защите прав потребителей":
1) имущественные,
складывающиеся между
2) публично-правовые,
преимущественно
Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании