Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
-изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование………………………………………………………………….5
Постановление Пленума Верховного Суда РФ………….…………………….10
Глава 2. Участники отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
2.2.Понятие субъектов отношений……………………………………………………………12
2.3. Правовое закрепление……………………………………………………………………….16
Глава 3. Критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
3.1. Преамбула Закона "О защите прав потребителей"…………………………..20
Глава 4. Замена товара
4.1. Пленум ВС РФ в Постановлении от 21.11.2000 N 32………………………….23
4.2. Отказ от исполнения договора купли-продажи………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРАВА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Гражданское право

 

На тему:

« Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Сабурова Мария Алексеевна

Специальность: Право и социальное обеспечение

Группа П-22

Преподаватель: Тарасенко Андрей Сергеевич

 

 

Абакан 2014 год

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………3

Глава 1.  Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей

    1. Правовое регулирование………………………………………………………………….5
    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ………….…………………….10

Глава 2. Участники отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

2.2.Понятие субъектов отношений……………………………………………………………12

2.3. Правовое закрепление……………………………………………………………………….16

Глава 3. Критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю

3.1. Преамбула  Закона "О защите прав потребителей"…………………………..20

Глава 4. Замена товара

4.1. Пленум ВС РФ в Постановлении  от 21.11.2000 N 32………………………….23

4.2. Отказ от исполнения договора  купли-продажи………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………………………………………….29

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. В повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.

Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.

В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей.

Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:

- определить понятие, предмет и  особенности законодательства о  защите прав потребителей;

- охарактеризовать правовой статус  участников отношений по защите  прав граждан-потребителей в торговом  обслуживании;

-изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю;

- проанализировать правовые последствия  продажи потребителю товаров  с недостатками.  

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из четырех глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.

Объект исследования – являются общественные отношения, возникающие в области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

-нормы гражданского и смежного  законодательства;

-практика реализации норм, предусматривающих  применение защиты прав потребителей  в торговом обслуживании.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического.

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства.

Несомненно, что нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели - защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства.

 Анализ законодательства о  защите прав потребителей в  юридической литературе, проводимый  в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу  этого законодательства. Так, А.Е. Шерстобитов  и Т.Л. Левшина справедливо отмечали  в процессе анализа правоприменительной  практики первых лет существования  Закона "О защите прав потребителей", что "совокупность входящих в  него нормативных актов должна  определяться как комплексная  отрасль законодательства, тесно  связанная с отраслевым законодательством  и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д.), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права".

 Аналогичную точку зрения  относительно рассматриваемой специфики  законодательства о защите прав  потребителей высказывал также  М.Ю. Челышев, определяя законодательство  о защите прав потребителей  как совокупность разноотраслевых  нормативных правовых актов, при  помощи которой устанавливается  механизм охраны субъективных  прав потребителей, разноотраслевых  гарантий их реализации, юридических  последствий нарушения названных  прав. Это законодательство является  внешним проявлением существующего  в отечественном праве межотраслевого  института охраны прав потребителей. Основу данного правового института  составляют правовые нормы о  субъективных правах потребителей. Общественные отношения, урегулированные  нормами законодательства о защите  прав потребителей, составляют его  предмет. Круг данных отношений  настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно определить  их исчерпывающий перечень. Поэтому  объективно существующую специфику  предмета законодательства о  защите прав потребителей отражает  разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой  области, на два блока, а именно  общественные отношения, целью которых  является реализация:

1) частных интересов;

2) публичных интересов.

Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнению работ, оказанию услуг и т.д. Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров:

1) розничной  купли-продажи;

2) аренды, включая  прокат;

3) найма жилого  помещения, в том числе социального  найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению  надлежащей эксплуатации жилого  дома, в котором находится данное  жилое помещение, по предоставлению  или обеспечению предоставления  нанимателю необходимых коммунальных  услуг, проведению текущего ремонта  общего имущества многоквартирного  дома и устройств для оказания  коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК  РФ); 3) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных  и изыскательных работ, на техническое  обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности  граждан);

4) перевозки  граждан, их багажа и грузов;

5) комиссии;

6) хранения;

7) из договоров  на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение  личных, семейных, домашних и иных  нужд потребителя-гражданина, не  связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

8) банковского  вклада;

9) страхования;

10) других  договоров, направленных на удовлетворение  личных, семейных, домашних и иных  нужд, не связанных с осуществлением  предпринимательской деятельности. В рамках отношений второго  блока, основанных на принципах  власти и подчинения, неравенства, действия определенных субъектов  для цели защиты прав потребителей  обеспечиваются механизмом государственного  принуждения. Особенность данных  отношений состоит в следующем: одной из сторон в них всегда  выступает государство через  какой-либо уполномоченный орган  публичной власти, а другой - контрагент  потребителя. Например, отношения по  поводу лицензирования отдельных  видов деятельности (работы, услуги), стандартизации и сертификации  товаров и услуг, что, соответственно, гарантирует успешную реализацию  права потребителя на безопасность  товара, работы и услуги. Следовательно, непосредственное участие самого  потребителя в данных отношениях  не наблюдается. Однако нет правила  без исключения.

Например, обращение потребителя в суд за защитой своих нарушенных прав. Таким образом, в этом примере речь идет о публично-правовых отношениях. Указанный подход к разграничению частных и публичных интересов указывает на то, что один блок отношений регулируется нормами гражданского права, а другой - публичных отраслей права. В связи с этим уместно в очередной раз обратить внимание на позиции исследователей по данному вопросу.

Так, А.А. Райлян выделяет четыре группы отношений, вытекающих непосредственно из Закона "О защите прав потребителей":

1) имущественные, складывающиеся между потребителями  и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти отношения гражданско-правовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере;

2) публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления  антимонопольными органами государственного  контроля за соблюдением хозяйствующими  субъектами требований законов  и иных правовых актов Российской  Федерации, регламентирующих отношения  в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной  власти контроля за качеством  и безопасностью выпускаемых, производимых  и оказываемых этими субъектами  товаров, работ и услуг;

Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании