Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
-изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование………………………………………………………………….5
Постановление Пленума Верховного Суда РФ………….…………………….10
Глава 2. Участники отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
2.2.Понятие субъектов отношений……………………………………………………………12
2.3. Правовое закрепление……………………………………………………………………….16
Глава 3. Критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
3.1. Преамбула Закона "О защите прав потребителей"…………………………..20
Глава 4. Замена товара
4.1. Пленум ВС РФ в Постановлении от 21.11.2000 N 32………………………….23
4.2. Отказ от исполнения договора купли-продажи………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………………………………….29
Кроме того, в ст. 14 названного закона установлено, что, если вред причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), он подлежит возмещению в полном объеме. Но не только возмещение имущественного вреда предусмотрено Законом "О защите прав потребителей".
В силу ст. 15 данного закона продавец обязан возместить потребителю моральный вред, причиненный нарушением его прав.
В пункте 2 ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" прямо указано, что моральный вред подлежит компенсации при наличии вины продавца. А раз речь зашла о вине, нельзя забывать о том, что для ее установления необходимо наличие причинной связи между действиями продавца и возникшими физическими и психическими страданиями покупателя. В данном случае бремя доказывания будет лежать на покупателе (ст. 59 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ). Такой подход демонстрирует Постановление ФАС ВСО от 21.02.2008 N А19-3378/07-Ф02-461/08, в котором суд отказал в удовлетворении требований покупателя в части взыскания вреда с одного из ответчиков, сославшись на непредставление доказательств со стороны покупателя. Размер компенсации морального вреда законодательно не установлен, и в каждом случае он определяется судом исходя из характера и объема причиненных потребителю нравственных и физических страданий. Обязанность возмещения морального вреда не зависит от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
И еще,
п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав
потребителей" определено, что при
удовлетворении судом
Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в том числе и морального ущерба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая правовой анализ защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании необходимо сделать следующие выводы.
Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном уровне.
Законом о защите прав потребителей урегулированы наиболее важные и принципиальные вопросы в отношениях, складывающихся между изготовителями, импортерами, продавцами товаров, исполнителями работ (услуг), уполномоченными изготовителем (продавцом) организациями или уполномоченными изготовителем (продавцом) индивидуальными предпринимателями с одной стороны, и граждан-потребителями - с другой. Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов, позволяющих обеспечивать охрану прав граждан на потребительском рынке.
Значение Закона «О защите прав потребителей» не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в
условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.
Одновременно с этим Закон внес существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования требований к продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Многолетняя практика применения Закона подтвердила его актуальность и в настоящее время, правильность основных положений, что не исключает, естественно, их дальнейшего совершенствования.
С момента вступления в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" прошло уже много лет. За это время суды и специальные государственные органы, уполномоченные защищать права потребителей, накопили значительную практику его применения. Она свидетельствует о том, что основные положения Закона о защите прав потребителей обеспечивают охрану и реализацию фундаментальных прав потребителей: право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение потребителей в добровольные общественные организации и др.
Закон РФ "О защите прав потребителей" заполнил пробел в специальном законодательстве о защите прав потребителей. За время применения данного закона возникало немало вопросов, поэтому он трансформировался и совершенствовался. Положениями Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне, например права потребителей на государственную и общественную защиту, на объединение в организации и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ
(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета
от 25.12.1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изменениями и
дополнениями) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. ФЗ РФ от 26
января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав
потребителей" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 766.
5. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 "Об
утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих
изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода
могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред
его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан
устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока
годности считаются непригодными для использования по назначению" // СЗ РФ.
1997. № 25. Ст. 2942.
6. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об
утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного
пользования, на которые не распространяется требование покупателя о
безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного
товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не
подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации" // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.
7.Антонов В.В., Антонова Н.А., Толпыгин Г.А. Потребительское право. Споры,
иски, претензии: Учеб. пособие. М.: Книга-сервис, 2008.
8. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере
торговли и услуг // Юрист. 2003. N 7.
9. Бычко М.А.
Гражданско-правовые
на замену дорогостоящих товаров ненадлежащего качества // Юрист. 2003. N 6.
10. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. -
"Юстицинформ", 2008 г.
11. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н.
Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ
Пресс", 2010 г.
12. Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право (отв. ред. -
Е.А. Суханов). - "Волтерс Клувер", 2008 г.
13. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые
ситуации и примеры. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
14. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации
"О защите прав потребителей". - Система ГАРАНТ, 2009 г.
15. Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Шевченко М.А. Комментарий к закону РФ от 7
февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". - Система
ГАРАНТ, 2008 г.
16. Макаров
Ю.Я. Доказательства при
потребителей. - "Проспект", 2010 г.
17. Моисеева
И.И. Закон о защите прав
бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 11.
18.Парций Я Е к изменениям в Законе РФ "О защите прав
потребителей" // Гражданин и право. 2008. № 8.
19. Письмо
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав
благополучия человека от 7 марта 2006 г. № 0100/2473-06-32 "О
разъяснении отдельных положений действующего законодательства" // Текст
письма официально опубликован не был.
20. Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.:
Юрид. центр Пресс", 2005.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7
"О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с
изм. и доп.) // Бюллетень ВС РФ. 1995. № 1.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10
"Некоторые
вопросы применения
вреда" // Бюллетень ВС РФ. 1995. № 3.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с
применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" //
Бюллетень ВС РФ. 1996. № 9.
Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании