Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
-изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование………………………………………………………………….5
Постановление Пленума Верховного Суда РФ………….…………………….10
Глава 2. Участники отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
2.2.Понятие субъектов отношений……………………………………………………………12
2.3. Правовое закрепление……………………………………………………………………….16
Глава 3. Критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю
3.1. Преамбула Закона "О защите прав потребителей"…………………………..20
Глава 4. Замена товара
4.1. Пленум ВС РФ в Постановлении от 21.11.2000 N 32………………………….23
4.2. Отказ от исполнения договора купли-продажи………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………………………………….29
3) местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей;
4) общественно-правовые
отношения (корпоративные) - в части
защиты прав потребителей
Указанная классификация в основном соответствует содержанию действующего законодательства о защите прав потребителей. Имущественные отношения, например, регулируются большинством статей гл. 1-3 Закона "О защите прав потребителей". В свою очередь, регламентация публично-правовых, местно-самоуправленческих (муниципальных) и общественно-правовых отношений в целом нашла отражение в гл. 4 этого Закона. При этом частноправовые потребительские отношения, по мнению А.А. Райляна, носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты: юридическое равенство (неподчиненность) субъектов потребительских отношений; диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения); имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности; судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав. В свою очередь, публично-правовые отношения регулируются публично-правовым методом, которому свойственны следующие основные черты: юридическое неравенство субъектов потребительских правоотношений; императивность правового регулирования этих отношений; внесудебный (административный) порядок разрешения потребительских споров; принудительный, карательный характер ответственности; участие в защите прав потребителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Говоря о правовом регулировании защиты прав потребителей нужно отметить, что в рассматриваемой области применяется большое количество нормативных правовых актов. Основными из них являются, уже упоминавшиеся выше, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" не только обеспечивает социальные гарантии потребителей, расширяя их права, но и объективно повышает ответственность изготовителей, продавцов и исполнителей за качество оказываемых ими работ и услуг, устанавливая для них ряд обязанностей. В свое время принятие Закона РФ "О защите прав потребителей" было вызвано тем, что ранее действовавшее законодательство в основном защищало интересы изготовителей и продавцов, которые являлись государственными организациями. Имеющиеся законодательные нормы в области защиты прав потребителей были приняты, но на практике не действовали. Таким образом, Закон РФ "О защите прав потребителей": регулирует отношения между потребителем-гражданином и организацией либо индивидуальным предпринимателем; устанавливает права потребителей; регулирует порядок государственной и общественной защиты интересов потребителей; определяет механизм защиты указанных выше прав. Кроме того, по отдельным вопросам применения Закона РФ "О защите прав потребителей" необходимо руководствоваться подзаконными нормативно-правовыми актами, например, многочисленными постановлениями Правительства РФ.
Необходимо также учитывать сформировавшуюся судебную практику в этой сфере, в частности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"; определение Конституционного суда РФ от 17 октября 2006 г. N 460-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кармашевой Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 487-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Станислава Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 5 статьи 28 и статьи 39 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 317-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гузенко Светланы Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Понятие
субъектов отношений с
1) потребитель
- гражданин, имеющий намерение заказать
или приобрести либо
2) изготовитель
- организация независимо от ее
организационно-правовой формы, а
также индивидуальный
3) исполнитель
- организация независимо от ее
организационно-правовой формы, а
также индивидуальный
4) продавец
- организация независимо от ее
организационно-правовой формы, а
также индивидуальный
5) уполномоченная
изготовителем (продавцом) организация
или уполномоченный
6) импортер
- организация независимо от
Непосредственными участниками отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании являются потребитель и продавец. Закон дает следующее толкование этим и некоторым другим терминам. Категория "потребитель" характеризуется следующими особенностями. Из смысла Закона "О защите прав потребителей" ясно, что потребителем является исключительно гражданин, т.е. физическое лицо. Важно заметить, что некоторые исследователи данной области отмечают, что указание в качестве потребителя только гражданина следовало бы отразить в названии самого Закона, поскольку по буквальному смыслу потребителями - участниками гражданского оборота являются не только граждане, но и подавляющее большинство хозяйствующих субъектов права - организаций. Полностью отвечало бы смыслу Закона наименование "Закон Российской Федерации об охране прав граждан-потребителей". В подтверждение данного положения можно отметить, что многие федеральные законы в качестве потребителей подразумевают помимо граждан также и юридических лиц. Например, Федеральным законом "О рекламе" потребителями признаются любые лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Если исходить из позиции, что потребителем является всегда гражданин, то необходимо отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Это положение основано на норме ст. 62 Конституции РФ, в которой устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных данным Законом или международным договором РФ. В свою очередь, согласно ст. 3 названного Закона понятие "иностранный гражданин" включает понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан.
Таким образом, законодательство о защите прав потребителей охраняет в равной степени не только граждан РФ, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. В качестве потребителя физическое лицо с той или иной степенью содержания его прав и обязанностей может быть в любом возрасте. Так, в соответствии с нормами ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Кроме того, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Однако ГК РФ разрешил, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Тем не менее, к категории "потребитель" по гражданскому законодательству в определенных ситуациях подходят и те физические лица, которые не достигли совершеннолетия. В данном случае речь идет о малолетних от шести до четырнадцати лет и несовершеннолетних от четырнадцати до восемнадцати лет (в соответствии с п. 2 ст. 28 ГК РФ).
Учитывая то, что по смыслу определения "потребитель", указанному в преамбуле Закона "О защите прав потребителей", подразумевается гражданин, не только заказывающий или приобретающий, заказавший или приобретший товары (работы, услуги), но и просто использующий их, можно сделать два существенных вывода.
Во-первых,
потребителем может считаться
гражданин, который не состоит
непосредственно в договорных
отношениях со своим
Во-вторых, потребителем необходимо признавать гражданина с момента его рождения. Например, грудной ребенок с первых дней своей жизни может употреблять, т.е. использовать в нашем смысле, детское питание. Характерным признаком отнесения гражданина под понятие "потребитель" является либо намерение заказать или приобрести, либо заказ, приобретение или использование товара (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.). Однако является потребителем и гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).
Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, при покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения - продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора. Изготовителем, продавцом, исполнителем являются организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.
Согласно
ст. 48 ГК РФ юридическим лицом
признается организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
Следует отметить, что Закон "О защите прав потребителей" выделил каждого контрагента в отдельную категорию исходя из его функционального назначения в соответствующей договорной конструкции. Следовательно, изготовитель производит товары для последующей реализации потребителю, исполнитель выполняет работы или оказывает услуги по возмездному договору и, наконец, продавец реализует товары потребителям по договору купли-продажи.
Согласно ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством РФ порядке свои представительства на территории РФ и осуществляющие свою деятельность как изготовители, продавцы, исполнители на территории РФ, должны соблюдать правила гражданского законодательства РФ, в том числе и законодательства о защите прав потребителей. Важно знать, что указанное положение ст. 2 ГК РФ нашло отражение в Законе "О защите прав потребителей" в связи с добавлением в субъектный состав Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. следующих двух категорий: уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель; импортер.
Следует отметить, что правовое закрепление в Законе "О защите прав потребителей" этих двух категорий имеет следующие цели:
во-первых, стремление искоренить все несоответствия норм друг другу, существующие в законодательстве в области защиты прав потребителей;
во-вторых,
через увеличение числа
Неоспорим тот факт, что при продаже товара важным условием является его качество.
Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю. Такой технический регламент в конечном итоге и должен содержать исчерпывающий перечень продукции, в отношении которой установление срока годности является обязательным требованием, как это предусмотрено п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании». Учитывая, что в настоящее время указанный технический регламент отсутствует, Роспотребнадзор считает, что в вопросе установления сроков годности следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ N 720, которое утратит свою силу при введении в действие соответствующего технического регламента. Торгующим организациям следует иметь в виду, что, если в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" на товар должен быть установлен срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о данном сроке, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона "О защите прав потребителей".
Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании