Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.

Файлы: 1 файл

ДР Васильева Н.В актуально.docx

— 213.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

3.1 Виды форм защиты  прав потребителей

 

Применение при защите прав потребителей гражданско-правовых средств осуществляется в предусмотренном законодательством порядке, который именуется формой защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами88. Эта форма имеет два порядка защиты: общий (судебный) и специальный (административный). Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите своих прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам89.

Судебная защита прав потребителей является одной из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение норм материального и процессуального характера. 90

По делам о защите прав потребителей Законом не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей, однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст.797 ГК предусматривает претензионный порядок до предъявления иска, вытекающего из перевозки груза).

_______________________________________

88 Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2. Полутом 1 [Текст] / Отв. ред. Суханов Е.А. – М., Волтерс Клувер. 2006. – С. 411.

89 Гражданское право: Учебник: В 3 ч. Ч. 1. [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М., Проспект. 2007. - С. 290.

90 Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» [Текст] / Под ред. Зименковой О.Н., Левшиной Т.Д., Тобиса В.И., Шерстобитова А.Е. – М., Юрайт. 2007. – С.115

Одной из особенностей рассмотрения судами дел о защите прав потребителей является то, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.6 ст.28 Закона). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п.6 ст.18, п. п.5 и 6 ст. 19, п. п.4, 5, 6 ст.29 Закона).

К особенностям рассмотрения судами дел данной категории относится также право суда при вынесении решения в пользу потребителя взыскать штраф с ответчика за несоблюдение последним добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и перечислить пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа органу местного самоуправления или общественному объединению потребителей (ассоциации, союзу), если этот орган или объединение (ассоциация, союз) выступило с заявлением в защиту прав потребителя (п.6 ст.13 Закона).

В остальном (за исключением рассмотрения дел в отношении неопределенного круга потребителей) защита прав потребителей в судах осуществляется в соответствии с общими правилами гражданского судопроизводства.

При удовлетворении иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда. В необходимых случаях, например, когда требуется немедленное доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование которых грозит их здоровью, суд может обязать в решении средство массовой информации, в соответствии со ст.35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) "О средствах массовой информации"91 опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от28.06.2012 №17).

Вступившее в законную силу решение суда по иску в защиту прав и законных интересов неопределенного крута потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами (ч.3 ст.46 Закона).

В соответствии с п.2 ст.11 ГК, защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. В главе 4 Закона определены органы и их полномочия в сфере защиты прав потребителей. К этим органам Закон относит: федеральный антимонопольный орган, федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов (их территориальные органы) и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Однако согласно абз.16 п.13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти",92 функции МАП РФ по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, Министерства экономического развития и торговли РФ в сфере надзора на потребительском рынке, Министерства здравоохранения РФ в сфере санитарно-эпидемиологического надзора переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

______________________

91 Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 7. – Ст. 300.

92 Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

Таким образом, на сегодняшний день основным государственным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее, если не оговорено особо, - Служба), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Функции и полномочия Службы определены постановлениями Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 (ред. от 21.05.2013) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"93 и от 30.06.2004 № 322 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". 94

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 (ред. от 21.05.2013) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", основными функциями Службы являются:

а) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;

б) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;

в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

г) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

д) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

_____________________

93 Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 15. – Ст. 1446.

94 Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2899.

е) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

ж) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Помимо государственных органов, Закон наделил полномочиями по защите прав потребителей органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"95, под органами местного самоуправления понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Прежде чем перейти к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, следует обратить внимание на то, что в главе IV Закона раскрывается компетенция в сфере защиты прав потребителей не только государственных органов и общественных объединений потребителей, но и органов местного самоуправления, поэтому название главы 1У Закона необходимо изложить в следующей редакции: "Глава 1У. Государственная, муниципальная и общественная защита прав потребителей". Кроме того, в абз.1 преамбулы Закона, где перечисляются права потребителей, слова "государственную и общественную защиту их интересов" необходимо заменить словами "государственную, муниципальную и общественную защиту их интересов".

_____________________

95 Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

Согласно ч.10 ст.44 Закона, на органы местного самоуправления возложены следующие полномочия в сфере защиты прав потребителей: рассмотрение жалоб потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей; анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей; при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительное извещение об этом федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостановление продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращение продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг); обращение в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В соответствии с ч.2 ст.44 Закона, структуры по защите прав потребителей в муниципальных образованиях создаются органами местного самоуправления самостоятельно. Тем самым, Закон предоставляет право на усмотрение органов местного самоуправления создавать подразделения по защите прав потребителей. Безусловно, более успешно осуществляется деятельность по защите прав потребителей там, где органы местного самоуправления имеют самостоятельные подразделения, которые занимаются указанными вопросами. Однако во многих случаях функции по защите прав потребителей возлагаются на подразделения органов местного самоуправления, занимающихся вопросами торговли, бытового обслуживания, ценообразования, социально-экономическими и др. Привязка этих функций к отраслевым подразделениям не дает возможности органам местного самоуправления реализовать полноценный контроль за соблюдением Закона, затрудняет осуществление ими в полном объеме полномочий, предусмотренных ст.44 Закона. На основании изложенного и исходя из того, что органы местного самоуправления максимально приближены к населению и, следовательно, более доступны для потребителей по сравнению с другими органами, в функции которых входят вопросы защиты прав потребителей, предлагаем ч.2 ст.44 Закона изложить в следующей редакции: "Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления формируют структурные подразделения, деятельность которых направлена исключительно на защиту прав потребителей".

В основном работа органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей направлена на рассмотрение обращений потребителей, проведение проверок хозяйствующих субъектов, а также принятие участия в целевых проверках государственных контролирующих органов. Кроме того, указанные органы уделяют значительное внимание анализу договоров, заключаемых с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей. В ряде случаев для восстановления нарушенных прав потребителей специалисты органов местного самоуправления вынуждены прибегать к судебной защите.

Согласно ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об общественных объединениях"96, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании ст.45 Закона, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе: участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов,

_______________________________________

96 Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.

устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг); проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами РФ.

Информация о работе Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения