Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.
_____________________
44 Пугинский Б.И. Указ. соч. – С. 87.
45 Договорное право: В 2 кн. Кн. 1: Общие положения [Текст] / Под ред. Брагинского М.И., Витрянского В.В. – М., Статут. 2001. – С. 476.
Поскольку в настоящей работе речь идет о правах потребителей и их защите в сфере бытового обслуживания населения, то необходимо выделить и в последующем рассмотреть те гражданско-правовые средства или способы защиты гражданских прав, которые используются при защите прав потребителей. Применительно к рассматриваемой сфере предлагаем именовать их гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.
На основании анализа законодательства о защите прав потребителей, к таким средствам относятся: присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, взыскание штрафа, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения.
Можно назвать следующие особенности, присущие гражданско-правовым средствам защиты прав потребителей:
1. Указанные
средства предусмотрены
2. Они применяются, когда контрагент потребителя нарушил те или иные права потребителя.
3. Эти
средства представляют собой
комплекс действий
4. Выбор
конкретного средства
5. При
нарушении прав потребителей
может применяться одно
6. Указанные средства, как правило, одновременно являются правами потребителей.
Одним из прав, принадлежащих всем без исключения потребителям, является право на просвещение в области защиты прав потребителей. Указанному праву корреспондирует право на потребительское образование, закрепленное в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года № 39/248 "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей". 46
К важнейшим правам потребителей относится право на информацию, закрепленное в ст. ст.8-10 Закона.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ "об информации, информационных технологиях и о защите информации"47, под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Согласно ст.8 Закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
_______________________
46 Коммерческий вестник. - 1989. - № 7-8. - С.1-13.
47 Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
Закон не раскрывает понятие "необходимая информация". Толковый словарь русского языка48 толкует слово "необходимая" как "такая, без которой нельзя обойтись, нужная, обязательная". Таким образом, под необходимой информацией должна пониматься информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной.
Закон также не дает определение достоверной информации. В Толковом словаре русского языка49 слово "достоверная" трактуется как "верная, не вызывающая сомнений". Полагаем, следует согласиться с Т.Л. Левшиной,50что под достоверной информацией необходимо понимать информацию, в которой сведения соответствуют действительности.
Доступная для потребителя форма доведения информации означает, что информация должна быть предоставлена в форме (письменной или устной), позволяющей потребителю понять её содержание. 51
Согласно ст.9 Закона, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанные сведения продавец (исполнитель) должен размещать на вывеске. Если изготовителем (исполнителем, продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю, кроме перечисленного, должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке её действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию.
______________________
48 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] – М., Азъ Ltd. 2005. – С.418.
49 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] – М., Азъ Ltd. 2005. – С.179.
50 Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. [Текст] – М., Юрид. лит. 1994. – С. 29.
51 Левшина Т.Д. Указ. соч. – С. 30.
Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей независимо от того, где осуществляется торговля, бытовой или иной вид их обслуживания во временных помещениях, на ярмарках и т.п. или в месте постоянного нахождения продавца (исполнителя).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п.1 ст.10 Закона). При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Например, специфика информации и способы её доведения по отдельным видам товаров предусмотрены Правилами продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденными Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.01.2015)52, а по отдельным видам работ и услуг - Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (ред. от 04.10.2012)53, и другими правовыми актами.
Как справедливо отмечает В.И. Таланцев,54 своевременность предоставления информации предполагает её полное наличие уже при заключении договора. Кроме того, на доведение до потребителя информации при заключении договора купли-продажи или договора о выполнении работ (оказании услуг) указывается в п.2 ст.8 Закона.
Согласно п.2 ст.10 Закона, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
_______________________
52 Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482.
53 Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 34. – Ст. 3979.
54 Защита прав потребителей: 100 вопросов и ответов [Текст] / Под ред. Таланцева В.И. – М., Косна-Лекс. 1996. - С.62.
цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п.4 ст.7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю также должна быть предоставлена об этом информация.
Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, работ, услуг (п.3 ст.10 Закона).
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014)55 ,обязательные для применения и исполнения требования, обеспечивающие безопасность товаров (работ, услуг), будут устанавливаться в технических регламентах. Указанный Федеральный закон определяет технический регламент как документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Но до вступления в силу соответствующих технических регламентов, которые должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании", подлежат обязательному исполнению требования, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателя (ст.46 указанного Федерального закона).
За нарушение права потребителя на информацию ст.12 Закона предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца).
Согласно указанной статье Закона, ответственность наступает за непредставление потребителю возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге).
______________________________
55 Собрание законодательства
В этом случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
Как справедливо отмечает М.Ю. Челышев,56 категория "разумный срок" используется не только в рассматриваемом Законе, но и в ГК, в частности, ст.314.
Законодательство РФ не дает определение разумного срока. В юридической литературе высказана точка зрения, что под этим сроком следует понимать объективно необходимый и возможный для исполнения обязательства срок при существующих в момент его исполнения обстоятельствах, возможностях должника, с учетом существа обязательства, способа его исполнения, сложившейся практики. 57
Кроме ответственности за сам факт непредставления информации, продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную п. п.1 - 4 ст.18 или п.1 ст.29 Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие непредставления последнему полной и достоверной информации об этом товаре (работе, услуге). При этом бремя доказывания причинной связи возлагается на покупателя (п.4 ст.495 ГК).
Статья также предусматривает, что при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст.14 Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
______________________________
56 Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: Постатейный [Текст] / Под общ. ред. Челышева М.Ю. – М., Омега-Л. 2007. – С. 99-100.
57 Алексеев С.С., Гражданское право, 4-е издание, общая редакция издание в новой редакции ГК РФ и включает изменения, внесенные Федеральными законами № 142-ФЗ, 167-ФЗ, 187-ФЗ, 222-ФЗ, 223-ФЗ, 245-ФЗ, 251-ФЗ. //год издания 2015. – с. 440.
Информация о работе Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения