Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.

Файлы: 1 файл

ДР Васильева Н.В актуально.docx

— 213.10 Кб (Скачать файл)

Решением мирового судьи судебного участка N 2 г. Кинеля удовлетворен иск Д. об уменьшении цены за оказанные услуги, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда с ателье по ремонту и пошиву меховых изделий.

Президиум Самарского областного суда решение отменил, указав следующее.

Д. просила суд взыскать неустойку за невыполнение ее требований об уменьшении цены за выполненную работу, которая предусмотрена ст.31 Закона "О защите прав потребителей", в соответствии с которой требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с п.5 ст.28 указанного Закона, которая составляет 3% от суммы работ за каждый день просрочки.

В нарушение норм гражданского процессуального законодательства суд не рассмотрел исковые требования истицы в части взыскания неустойки за невыполнение требований об уменьшении цены за выполненную работу и взыскал с ответчика только неустойку за нарушение установленных сроков выполнения работ.

В связи с чем решение мирового судьи отменено и дело направлено на рассмотрение в тот же судебный участок84.

При предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара ст.20 Закона предусматривает, что эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей его функции, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. В данном случае Верховный Суд РФ под выражением "незамедлительно" предлагает понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

Кроме того, в отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая его функции, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ. 85

В случае устранения недостатков товара в течение гарантийного срока, указанный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

______________________

84 Извлечение из определения Президиума Самарского областного суда № 0706/364 от 17.06.2004 [Текст]// Судебная практика. Самара.- 2005.-№ 2.-С.4.

85 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [Текст]: [Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.01.2015) по состоянию на 27.03.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 4. – Ст.482.

Ст.21 Закона устанавливает порядок замены товара ненадлежащего качества, согласно которой при предъявлении потребителем требования о замене товара с недостатками продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления этого требования.

При отсутствии у контрагента потребителя необходимого для замены товара на день предъявления требования, указанное лицо должно заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления этого требования. Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Однако Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень товаров, на которые указанное требование не распространяется (например: автомобили, мебель, гражданское оружие).

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то, в соответствии со ст.416 ГК, обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения, а потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п.1 ст.18 Закона и ст.503 ГК требование (п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Ст.25 Закона закрепляет право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно указанной статье, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Однако не все товары подлежат обмену. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.01.2015). К числу таких товаров относятся, например: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты), изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, животные, растения.

Согласно п.2 ст.25 Закона, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. В этом случае продавец обязан сообщить потребителю о поступлении товара в продажу.

С развитием в мире средств связи (видеотелефон, телевидение, электронная почта, Интернет и др.) на рынке, в том числе российском, появилось множество ранее неизвестных способов продвижения и продажи товаров (работ, услуг), таких как, например, продажи через телемагазины, Интернет и видеотелефон. Суть продаж через телемагазины сводится к тому, что потребитель видит товар по телевизору и может принять решение о покупке, для этого он оформляет заказ по телефону и товар доставляют ему через курьера либо по почте. Продажа через Интернет и видеотелефон позволяет потребителю увидеть большой спектр товаров в то время, когда он захочет, и немедленно сделать заказ. Предметом таких продаж могут выступать не только товары, но и работы или услуги (например, составление гороскопов, заочное обучение). Такие продажи, когда договоры заключаются сторонами на расстоянии (заочно) с помощью средств связи, получили название дистанционные продажи. 86

Кроме того, в последние годы увеличилось количество договоров, заключаемых с потребителями вне мест обычного ведения торговли (на дому, в офисе, на улице и т.п.), так называемые прямые продажи. 87

К сожалению, в Российской Федерации, в отличие от стран Евросоюза, нормы, специально регулирующие сферу дистанционных и прямых продаж, отсутствуют в законодательных актах, что приводит к увеличению числа недобросовестных организаций, действующих в данной сфере, а также увеличению числа мошенничества и обмана потребителей. Тем самым наносится вред не только потребителям, но и организациям, которые стремятся действовать добросовестно.

 

____________________

86 Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Правильный Интернет [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2007. – № 37. – С. 9.

87 Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами [Текст] // Внешнеторговое право. – 2007. – № 1. – С. 33.

В связи с этим, необходимо дополнить Закон несколькими статьями, регулирующими сферу дистанционных и прямых продаж, предварительно дав в преамбуле Закона определения договоров, заключенных вне мест обычного ведения торговли, и дистанционных договоров.

Учитывая, что при прямых продажах присутствует, как правило, элемент неожиданности, психологического воздействия продавца или исполнителя (представителя продавца или исполнителя) на потребителя, что потребитель часто не в состоянии сравнить качество и цену предложения с другими предложениями, и, следовательно, есть опасность ущемления прав потребителя, необходимо предусмотреть в Законе право потребителей на отказ от таких договоров.

С учетом изложенного, предлагаем главу I Закона дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

"Статья 16.1. Право потребителя  на отказ от договора, заключенного  вне мест обычного ведения  торговли

1. При заключении договора вне мест обычного ведения торговли (на дому, на работе, на улице и т.п.) потребитель имеет право на отказ от договора в течение семи рабочих дней с момента получения им письменного уведомления о праве расторжения договора в течение указанного срока, в котором также должно быть предусмотрено: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) лица, к которому можно обратиться по поводу осуществления этого права, дату подписания и иную информацию, позволяющую идентифицировать договор. Продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) передает уведомление потребителю не позднее момента заключения договора, который оформляется в письменной форме.

В случае неполучения потребителем уведомления либо указания в уведомлении неполной или недостоверной информации, период реализации права на отказ продлевается до одного года с момента подписания договора для договоров на выполнение работ (оказания услуг) или с момента получения товаров для договоров купли-продажи товаров. При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, которые он понес вследствие неполучения им уведомления либо указания в уведомлении неполной или недостоверной информации. Убытки возмещаются в сроки, установленные статьей 22 и пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона.

Потребитель не может воспользоваться правом, предусмотренным в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи, если исполнитель приступил к выполнению работы или оказанию услуги.

2. Уведомление об отказе от  договора должно быть отправлено  контрагенту потребителя заказной  корреспонденцией в вышеуказанный  срок.

3. Если право на отказ осуществляется  потребителем в соответствии  с настоящей статьей, продавец  или исполнитель (представитель  продавца или исполнителя, действующий  на основании доверенности) либо  лицо, выполняющее функции продавца, обязано возместить уплаченную  потребителем сумму полностью  в течение десяти дней со  дня получения такого уведомления. При этом возвращаемый потребителем  товар не должен быть в употреблении  и должен сохранять товарный  вид (пломбы, ярлыки и т.д.). Возвращение  товара оформляется актом приема-передачи, в котором делается ссылка  на товарный вид товара. Копия  акта передается потребителю.

В случае не возмещения потребителю уплаченной им суммы в предусмотренный срок лицо, допустившее такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (работы, услуги) до удовлетворения соответствующего требования.

Цена товара (работы, услуги) при начислении неустойки (пени) определяется в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 23 и абзацем 5 пункта 5 статьи 28 настоящего Закона.

Перечень товаров, работ и услуг, которые не могут быть реализованы путем заключения договоров вне мест обычного ведения торговли, утверждается Правительством Российской Федерации".

Полагаем, что в Перечень товаров, работ и услуг, которые не могут быть реализованы путем заключения договоров вне мест обычного ведения торговли, должны войти, к примеру, продовольственные товары, лекарственные препараты, работы по строительству недвижимого имущества, услуги по страхованию. Для составления указанного Перечня можно воспользоваться Директивой 85 /577/ ЕЕС, которая исключает из сферы своего применения: договоры о строительстве, продаже или аренде недвижимого имущества или договоры, касающиеся иных прав на недвижимое имущество; договоры страхования; договоры купли-продажи ценных бумаг; договоры на поставку продуктов питания и напитков или других договоров, предназначенных для текущего потребления домашних хозяйств и поставляемых регулярными поставщиками; договоры на поставку товаров (услуг) по каталогу, если у потребителя была возможность прочитать каталог в отсутствие представителя продавца, так что встреча потребителя и представителя продавца является фактически продолжением другой трансакции, а также, если каталог и договор ясно информируют потребителя о его праве возврата товара в течение семи дней после получения или иным способом расторгнуть договор в течение этого периода без каких-либо дополнительных обязательств, за исключением обеспечения сохранности товара.

Информация о работе Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения