Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:48, курсовая работа
Целью данной работы является:
- формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;
- выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;
- выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;
- совершенствование законодательной базы в этой области права.
Следовательно, субъектом права на защиту является лицо, наделенное законодателем правами, которые по каким-либо причинам нарушены другим лицом или лицами. Российский потребитель наделен законом правами, например право на безопасность товара, право на получение информации о товаре и т.п., а значит, в случае нарушения его субъективных потребительских прав, потребитель становиться субъектом права на защиту.
Думается, что только в том случае, если нарушены права потребителя он становиться субъектом права на защиту, так как в случае, если право потребителя не нарушено, то смысла в защите его права нет, нет необходимости защищать ненарушенное право. Как уже говорилось, необходимо различать понятия охраны и защиты. Охранять ненарушенное право возможно и необходимо, и для этого есть различные способы и методы. Защищать же возможно только нарушенное право.
Права граждан-потребителей в торговом обслуживании защищаются и охраняются в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами.
Законом «О защите прав потребителей» российский потребитель наделен некоторыми правами: право на безопасность товара, на просвещение в области защиты прав потребителей, на безопасность товара на информацию об изготовителе и о товаре и др.
Рассмотрим некоторые из этих прав подробнее.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Согласно ст.3 Закона РФ «О защите прав потребителей» право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. В целях усиления внимания Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей, придания положительной динамики процессу обучения населения потребительской культуре поведения в приоритетных направлениях национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001-2010 гг., одобренных Межведомственным советом по защите прав потребителей, на первое место поставлено информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителя и на второе - организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.
В 1995г. В школах Свердловской области в качестве эксперимента преподавался курс «Основы потребительских знаний», разработанный Международной конференцией обществ потребителей (КонОП) по заказу администрации Свердловской области.
В 1997г. Министерство образования признало программу и рекомендовало ее российским школам в качестве факультатива, предшествующего курсу экономики в старших классах. В некоторых регионах страны (Чувашия, Челябинская область и др.) этот предмет введен в качестве обязательной дисциплины. 17
Право потребителей на надлежащее качество товара.
В ст.4 Закона «О защите прав потребителей» закреплена обязанность продавца передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если же договором условие о качестве товара отсутствует, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен в известность потребителем о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Эта норма данной статьи направлена на защиту интересов потребителя, как экономически более слабой стороны договора. При таких условиях невозможность использования товара для необходимых потребителю целей, хоть бы и не отраженных в договоре, но оговаривавшихся при его заключении, может считаться недостатком товара.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу или описанию. Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Продажа товаров по образцам - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях при продаже товаров. При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором. При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Покупатель, в свою очередь, вправе отказаться от перечисленных услуг при заключении договора. К качеству товара могут предъявляться обязательные требования на уровне закона или иного правового акта, при этом продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям. На основании ст.168 ГК РФ, в которой закреплена недействительность любой сделки, не соответствующей требованиям закона и иных правовых актов, любые соглашения между продавцом и потребителем, допускающие отступления от указанных правил, признаются недействительными.
Хотя в Законе «О защите прав потребителей» и не говориться о праве покупателя на надлежащее качество товара, однако закрепленная в нем обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества, дает нам основание полагать, что таким образом законодатель закрепил и право потребиетля на надлежащее качество товара18.
Согласно ст.7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на безопасность товара, то есть на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом. Данная статья также устанавливает обязанность изготовителя обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара, а если он не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. В соответствии со ст.2 Закона о техническом регулировании под безопасностью продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителя». Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя. Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном Законом и иными правовыми актами19.
Согласно статьи 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Согласно данной статьи потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, которая должна в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя или продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Важно отметить, что хотя законодатель и обязал продавца и изготовителя давать информацию на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, однако он не предусмотрел обязательность заверения перевода такой информации на русский язык. А ведь от верности перевода зависит и достоверность предоставляемой потребителю информации20.
Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре действительным. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона «О защите прав потребителей». 21
Требование о наглядности информации означает, что продавец обязан обеспечить потребителю возможность визуального ознакомления с информацией об изготовителе, продавце и т.д. Под доступной формой доведения информации понимается то, что потребитель не должен затрачивать каких-либо усилий для получения вышеназванной информации.
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.
Как считает профессор В.Н. Ткачев из-за определенной нестабильности в экономическом развитии государства, которая нередко связана с быстрым появлением и исчезновением компаний, предлагающих потребителям те или иные товары, вопрос о надежности партнера становиться одним из самых важных критериев потребительского выбора.
И с ним нельзя в этом не согласиться. При необходимости покупки крупной вещи, мебели или техники, мы чаще всего выбираем ту фирму-продавца, которая нам известна, которая, по отзывам знакомых, нам известна как продавец качественной и (или) недорогой продукции. При походе в магазин за продуктами мы опять же выбираем магазин, в котором не приобретали испорченную колбасу, и в который всегда завозят свежее молоко. Примерно таким же образом мы выбираем и производителя.
Согласно ст.9 Закона «О защите прав потребителей» - Информация об изготовителе.
Изготовитель и продавец обязаны довести до сведения потребителя:
фирменное наименование своей организации (т.е. ее название, позволяющее отличить ее от других организаций. В соответствии со ст.54 ГК РФ название предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму, так как от нее зависит объем ответственности предприятия;
место ее нахождения (в соответствии с действующим законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, должны пройти государственную регистрацию. Местонахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах, хочу заметить, что регистрация предприятий по домашним адресам запрещена);
режим ее работы (продавец имеет право самостоятельно устанавливать режим работы, однако он несет ответственность за соблюдение установленного режима. Причем при причинении убытков потребителю несоблюдением продавцом (изготовителем) режима работы, потребитель имеет право на возмещение таковых).
Продавец размещает указанную информацию на вывеске; изготовитель, продавец - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (продавца), номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
Законодатель уделил большое внимание тому, какую информацию о товарах изготовитель, продавец обязаны предоставлять потребителю.
Согласно ст.10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель, продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Например, Постановлением Правительства РФ утверждена справка о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 установлены меры по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначению;
сведения об
основных потребительских свойствах товаров,
в отношении продуктов питания сведения
о составе (в том числе наименование использованных
в процессе изготовления продуктов питания
пищевых добавок, БАД-ах, информация о
наличии в продуктах питания компонентов,
полученных с применением генно-инженерно-