Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:48, курсовая работа
Целью данной работы является:
- формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;
- выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;
- выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;
- совершенствование законодательной базы в этой области права.
цену в рублях и условия приобретения товаров;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в пункте 4 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»;
информацию о правилах продажи товаров.
Следует различать понятия формы и способа защиты. Форма защиты прав - это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права.22
Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся:
признание этих прав;
восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права;
присуждение к исполнению обязанности в натуре;
возмещение убытков (например, возмещение вреда, причиненного имуществу потребителя, вследствие производственных недостатков товара);
взыскание неустойки (например, взыскание неустойки за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости товара при отказе продавца от возврата потребителю уплаченной им суммы за товар в обмен на товар ненадлежащего качества, 0,5% за просрочку доставки товара);
компенсация морального вреда (например, компенсация морального вреда причиненного вследствие использования товара ненадлежащего качества);
прекращение или изменение правоотношения;
неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иные способы.
К способам защиты, которые предусматривались гражданским кодексом РСФСР 1964 года добавлено два новшества: законодатель закрепил самозащиту гражданских прав и возмещение морального вреда.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как предусматривает иные способы защиты, предусмотренные законом.
По мнению А.П. Сергеева данный перечень едва ли можно признать научно обоснованным ввиду того, что некоторые из указанных в нем способов защиты взаимно перекрывают друг друга, а форма защиты (самозащита) признана одним из ее способов. Тем не менее закрепление в законе даже в таком несовершенном виде наиболее распространенных способов защиты является полезной мерой, так как потерпевшие ориентируются на возможный инструментарий средств защиты своих нарушенных прав, что облегчает их выбор. 23
Лицо, чьи права нарушены, для их защиты может воспользоваться не любым из перечисленных способов, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую специальным законом, который применяется при конкретном правоотношении, определен способ защиты гражданских прав24.
Достаточно очевидно влияние на выбор конкретных способов защиты и характера правонарушения. Так, если в результате правонарушения субъективное право полностью уничтожается, восстановить его положение, существовавшее до нарушения права, практически невозможно, и поэтому подлежат применению те способы защиты, которые направлены на заглаживание причиненного вреда, - взыскание убытков, неустойки, возмещение вреда в натуре и т.п. Таким образом, хотя обладатель нарушенного субъективного права в очерченных законом рамках самостоятельно выбирает конкретный способ защиты, сам этот выбор обычно предопределяется некоторыми обстоятельствами.
Глава II Закона «О защите прав потребителей» устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора купли-продажи. Общие нормы о договорах купли-продажи содержаться в § 1, 2 гл.30 ГК РФ, где определяется понятие договора купли-продажи, устанавливаются права и обязанности сторон по договору и ответственность за нарушение его условий. Потребители, как правило, приобретая товар, заключают договор розничной купли-продажи, поэтому к данным отношениям применимы нормы закрепленные в ст. ст.492-505 ГК РФ. Согласно ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Таким образом, нормы закрепленные в ГК РФ относящиеся к урегулированию отношений в сфере розничной купли - продажи, тесно переплетаются с положениями «Закона о защите прав потребителей»25.
Как пишет Грибанов В.П. в гражданско-правовой науке самозащиту права принято рассматривать как совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных прав и интересов. По его мнению действия юридического порядка охватываются понятием "меры оперативного воздействия". 26
Самозащита может выражаться в обращениях к обязанному лицу. (например, претензия) Иногда до предъявления иска в суд закон предусматривает обязательное предъявление претензии (п.2 ст.129 ГПК РФ). Претензия предъявляется только при нарушении субъективных прав и поэтому является способом для защиты. Если же предъявление претензии необязательно (как в случае с защитой нарушенных прав потребителем), то иск может быть предъявлен независимо от заявления претензии, однако она и в этих случаях может оказаться полезной. При достаточной сознательности участников гражданских правоотношений они обязаны восстановить нарушенные ими права и законные интересы других лиц, не ожидая предъявления претензии.27
Самозащита гражданских прав с позиции теории - это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных и иных правоохранительных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению. По мнению А.П. Сергеева, с научной точки зрения, нельзя согласиться с тем, что в ст.12 ГК РФ понятие самозащита гражданских прав рассматривается в качестве способа защиты, так как здесь смешаны близкие, но не совсем совпадающие понятия - способ и защита гражданских прав.
И с этим можно согласиться. В основном применяя самозащиту, потребитель применяет какой-либо иной способ, просто он не обращается для этого в различные органы. Например, используя самозащиту, потребитель требует у продавца расторжение договора купли-продажи, то есть использует еще один способ - прекращение правоотношения.
Например, гр.А. купил в кредит домашний кинотеатр и миксер. Миксер оказался неисправным, а домашний кинотеатр работает хорошо.А. обратился к продавцу с просьбой заменить миксер, но продавец отказал ему в этой просьбе. В ответ на это А. перестал возвращать долг и проценты за неисправный миксер и домашний кинотеатр. Действия гр.А. в этой ситуации неправомерны, так как способ такой самозащиты несоразмерен нарушению и продавец вправе в судебном порядке взыскать с гр.А. сумму долга, проценты и неустойку за просрочку по кредиту за домашний кинотеатр.
Требование потребителя подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В случае отказа продавца по устному требованию потребителя удовлетворить его права, потребитель может составить письменную претензию, где излагаются суть, предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. Если не последует ответа, или же будет отказано в удовлетворении претензии потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещение материального и морального вреда. 28
В сфере защиты прав потребителей могут применяться такие методы самозащиты, как: предъявление претензии, отказ оплаты некачественной продукции, купленной в кредит, снижение выкупной цены вещи при деловом разговоре с представителем продавца и т.п.
Судебная практика исходит из того, что возможность проведения переговоров до передачи спора в суд нельзя расценивать как установление досудебного порядка урегулирования спора, поскольку под досудебным порядком понимается установление в договоре условий о направлении претензии или информационного письма установления сроков для ответа на нее других условий, позволяющих определить, что договор содержит четкую запись об установлении такого порядка. 29
Как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей прекращение или изменение правоотношения применяется в 99% случаев в отношениях «продавец-покупатель»30
Согласно п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе потребовать:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требование потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» утвержден перечень сложных и дорогостоящих товаров.
Однако, требование о расторжении договора розничной купли-продажи может быть предъявлено потребителем покупателю независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков.
Так, заочным решением Промышленного районного суда г. Самары удовлетворен иск А. к ОАО «АвтоВАЗ» о замене автомобиля, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
Президиум Самарского областного суда заочное решение отменил, указав следующее.
Согласно п.5 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст.18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Из материалов дела видно, что истец приобрел автомобиль марки ВАЗ-21102 21.02.01. В процессе эксплуатации в автомобиле появились дефекты производственного характера. А.23.01.03 письменно обратился к ответчику с просьбой заменить некачественный автомобиль, т.е. в пределах двух лет.
Удовлетворяя требования истца, суд не учел, что согласно п.1 ст.18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе требовать замены товара ненадлежащего качества, являющегося технически сложным, лишь в случае обнаружения существенных недостатков.
Вывод суда о том, являются ли выявленные в автомобиле истца недостатки существенными, в решении отсутствует.
Акт экспертизы, принятый судом в качестве доказательства наличия в автомобиле дефектов производственного характера, не может служить безусловным тому доказательством, так как экспертиза проводилась не по определению суда, ответчик о месте и времени проведения экспертизы не был извещен, в связи с чем был лишен возможности поставить на разрешение эксперта свои вопросы.
Как видно из акта экспертизы, эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомого ложного заключения, в судебное заседание для подтверждения своего заключения не вызывался.
Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд31.
Срок предъявления перечисленных в ст.18 Закона «О защите прав потребителей» требований определяется положениями закрепленными в ст. 19 вышеназванного закона, согласно которой потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.