Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;
- выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;
- выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;
- совершенствование законодательной базы в этой области права.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.83 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст.7 Закона об общественных объединениях могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

Общественные объединения потребителей могут создаваться в формах: общественная организация, общественное движение, общественное учреждение. 33

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров, а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005 г. № 0100/4938-05-32 разъяснены полномочия общественных объединений потребителей.

На основании ст.46 Закона «О защите прав потребителей»

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребитель, чьи права нарушены не остается один на один с нарушителем продавцом (изготовителем). Законодатель признал потребителя слабой стороной спора и закрепил в законе положения, согласно которых последний имеет право на обращение в защиту своих прав в ряд органов. И тем не менее существуют и недоработки закона относительно этого момента. Как считает В. Богдан полномочия, представленные органам местного самоуправления Законом «О защите прав потребителей», перестали соответствовать реалиям времени34. Куда большими правами, как ни странно обладают общественные объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отменить: принятие закона «О защите прав потребителей» стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован законодателем. Определен ряд органов как содействующих потребителю в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. Необходимо  усовершенствовать некоторые конструкции  понятийной базы законодательства  о защите прав потребителей, внеся  изменения в преамбулу рассматриваемого  Закона:

а) Расширить понятие «потребитель», включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,

б) Сузить понятия «продавец», «изготовитель» и «исполнитель», уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.

2. Необходимо  исключить из текста Закона  упоминания об «организациях, выполняющих функции продавца (изготовителя)», избавив его тем самым от неработающей правовой конструкции.

3. Необходимо  законодательно закрепить возможность  внесудебного порядка компенсации  морального вреда, причиняемого  потребителям.

4. Требуется  введение в текст Закона положений  об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

5. Реклама  является способом и средством  доведения до потребителя информации  о товаре вообще и необходимой  информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», в частности. Поэтому реклама должна в максимальной степени удовлетворять всем условиям, перечисленным в ст.10 Закона «О защите прав потребителей», поскольку рекламная информация, по сути, является публичной офертой (т.е. приглашением на заключение сделки с потребителем), что означает, что рекламная информация должна соответствовать всем указанным требованиям. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона «О защите прав потребителей» в качестве способа доведения информации до потребителей.

6. В целях  устранения пробелов, существующих  в действующем законодательстве  в сфере защиты прав потребителей  и рекламном законодательстве, необходимо  внести следующие изменения и  дополнения в нормативные акты, регулирующие указанные сферы  правоотношений. В преамбулу Закона «О защите прав потребителей» внести определение понятия «необходимая информация». Под ней следует понимать любые сведения о потребительских свойствах товара (работы, услуги), интересующие потребителя в целях использования приобретаемого товара (работы, услуги), а также продавце (изготовителе, исполнителе), доступные для восприятия потребителя и необходимые для реализации и защиты им своих прав. Кроме того, необходимо выделить понятие «обязательная информация». Предусмотренный ст.9, 10 Закона «О защите прав потребителей» перечень сведений, которые исполнитель обязан предоставить потребителю, следует рассматривать в качестве информации «обязательной», являющейся составной частью информации «необходимой».

7. Необходимо  дать органам местного самоуправления  больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном  уровне закрепить за ними право  на проведение экспертиз, что  в значительной степени облегчит  работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение  к административной ответственности  нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения  в ст.44 Закона «О защите прав потребителей», дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

8. Законом  предусмотрена обязанность продавца, изготовителя предоставлять достоверную  информацию о товарах на русском  языке. При импорте товаров случаются  ситуации, когда неверный перевод  инструкции на русский язык  влечет за собой предоставление  недостоверной информации о товаре. Об этом потребитель узнает  не сразу, как следствие он  лишается возможности правильной  эксплуатации товара, чем нарушаются  его права, поэтому следует обязать  импортеров следить за достоверностью  переводов информации о товарах  на русский язык и утверждать  их в специализированных органах. Не обязательно создавать такой  орган. Право утверждения переводов, возможно, предоставить университетам, институтам, академиям, имеющим факультеты  иностранных языков. Необходимо  внести дополнения в ст. ст.9, 10 Закона «О защите прав потребителей», где ст.9 необходимо дополнить п.4 следующего содержания: «Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о продавце, изготовителе в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков», ст.10 дополнить п.4 следующего содержания: «Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о товаре в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков». При этом следует утвердить порядок подтверждения правильности перевода информации о товарах, изготовителях, продавцах соответствующим постановлением Правительства РФ.

9. Необходимо  установить ответственность продавца  и изготовителя за дачу заведомо  ложной информации в сфере  защиты прав потребителей. Например, продавец вывешивает у себя  в магазине объявление о том, что товары, на которые он установил  скидку возврату и обмену не  подлежат. Хотя, каких либо оговорок  о товарах проданных со скидкой в законодательстве не найдено. Законодатель не различает товары на проданные со скидкой и без таковой. Можно привести следующий пример, продавец также вывешивает объявление о том, что в соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» требование о расторжение договора купли-продажи относительно технически сложных товаров не предъявляется. Потребитель не имеет специального образования, чтобы различать достоверную информацию от недостоверной. Поэтому необходимо внести дополнения в Закон «О защите прав потребителей», где отдельной статьей установить гражданскую ответственность продавца и изготовителя перед потребителем за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.         
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 05.12.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.12.1994 № 51-ФЗ (принят 26.01.1996) (ред. от 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.
  4. О защите прав потребителей.  Закон № 2300-1 (принят 07.02.1992)  (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - ст.140.
  5. Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы и Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению: Пост. Правительства № 720 (принято 16.06.1997) (ред. от 10.05.2001) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - ст.482.
  6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" // Коммерческий вестник. - 1989. - № 7,8. - С.1 - 13.

Информация о работе Защита прав потребителей