Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;
- выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;
- выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;
- совершенствование законодательной базы в этой области права.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.83 Кб (Скачать файл)

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Срок службы - в отличии от срока годности истечение срока службы товара не делает товар непригодным к употреблению: извлечение полезных свойств товара по истечении срока службы становиться риском потребителя, за который он несет ответственность самостоятельно.

Истечение же срока годности товара предполагает полную непригодность товара к употреблению.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года № 720 утвержден Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

Этим же постановлением установлен и перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы. Согласно этих перечней можно сделать вывод о том, что срок годности устанавливается на продукты питания, лекарственные средства, косметику, бытовую химию и т.п., а срок службы на товары для детей товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, бытовую радиоэлектронная аппаратура, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.

Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей».

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Согласно статье 470 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок может быть установлен в договоре купли - продажи. Поскольку договоры розничной купли - продажи, как правило, являются договорами присоединения (статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Вместе с тем Законом «О защите прав потребителей» установлены дополнительные по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации права потребителей. Согласно Закону «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем

Таким образом, если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли - продажи с учетом пункта 7 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей» продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара.

В случае, если продавец в нарушение указанного выше правила установит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель дает гарантию 6 месяцев, а продавец 30 дней), то независимо от установленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 18 Закона «О защите прав потребителей»), если недостатки в товаре выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном примере 6 месяцев).

Согласно ст.20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Возмещение убытков - распространенный способ защиты гражданских прав.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно ч.1 этой же статьей гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно статьи 1097 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара, а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара. Независимо от времени причинения вред подлежит возмещению, если:

В нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;

Лицо, которому был продан товар, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре.

В соответствии со ст.1095 ГК РФ и ст.14 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, причем право на предъявление такого требования признается за любым потерпевшим лицом, независимо состояло оно в договорных отношениях с продавцом или нет. С таким требованием потребитель имеет право обратиться в течение установленного срока годности или службы товара. Однако в Законе, как уже было отмечено ранее юридическое лицо не признается потребителем.

Если на товар должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей» срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре, подлежит возмещению лицами, указанными в пункте 1 статья 1096 ГК РФ, то есть он подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.

Согласно статьи 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Таким образом, если в результате использования товара ненадлежащего качества, либо вследствие предоставления недостоверной или непредставления информации, потребителю причинен вред его здоровью, жизни, имуществу, продавец или изготовитель (по выбору потребителя), независимо от их вины обязаны возместить потребителю причиненные убытки.

По общему правилу, в соответствии со ст.1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности если докажет, что вред причинен не по его вине. В этой же статье говориться и о том, что законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Что и предусматривает Закон "О защите прав потребителей". Все это дает возможность говорить об исключении из указанного правила, если речь идет о возмещении вреда, причиненного потребителю.

Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, установлены действующим гражданским законодательством, в частности нормами главы 59 ГК РФ. Согласно положениям данной главы в случае смерти гражданина по вине изготовителя товара право на возмещение вреда имеют лица, находившиеся ко дню смерти на иждивении погибшего, а также лица ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет с момента его смерти.

Вред возмещается:

несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;

учащимся старше восемнадцати лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;

женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;

инвалидам - на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

В отношениях «потребитель-продавец» доказать факт подготовки потребителем мер для возможного возмещение убытков в виде упущенной выгоды достаточно трудно. Более того, из сущности некоторых видов договоров изначально вытекает невозможность возмещения упущенной выгоды. 32

3 Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли

 

3.1 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей

 

Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходиться ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон «О защите прав потребителей» возлагает на городские районные администрации. Сегодня практически в каждом населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которая занимается защитой прав потребителей. Каждый потребитель, у которого есть претензии к конкретному магазину к качеству товара может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

На основании ст.44 Закона «О защите прав потребителей»

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

при выявлении по жалобе потребителя товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 29 июня 2005 г. № 0100/4939-05-32 разъяснила полномочия органов местного самоуправления.

Согласно статье 45 Закона «О защите прав потребителей» Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

В форме общественные объединения могут создаваться только некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Правовое положение общественных объединений регулируется законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях». Членами общественных объединений являются физические и юридические лица, имеющие равные права и несущие равные обязанности. данного объединения оформляется соответствующими заявлениями, позволяющими учитывать количество членов.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения, принимающие участие в его деятельности без оформления условий участия.

Информация о работе Защита прав потребителей