Защита прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Содержание работы

Введение
1. Потребительское право в Российской Федерации.
2. Закон «О защите прав потребителей». Новеллы закона. Основные понятия
3. Основные права потребителей и их гражданско-правовая защита
4. Государственная и общественная защита прав потребителей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

копия контр. работа по правовед..docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                                           Кафедра: Право, педогогики и психологии

 

 

 

 

 

 

                                         Контрольная работа 

                               по дисциплине правоведение 

                           на тему: «Защита прав потребителя  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила студентка

                                                                        Заочного отделение 

                                                                        Экономического факультета 

                                                                        Специальность : Финансы и кредит

                                                                        Срок обучение : ПСО

                                                                       

                                                                        Проверил:

                                                                       

      

 

 

 

                                            Ульяновск -2013

 

                                         План

Введение 

1. Потребительское право в Российской Федерации.

2. Закон «О защите прав потребителей». Новеллы закона. Основные понятия

3. Основные права потребителей и их гражданско-правовая защита

4. Государственная и общественная защита прав потребителей

Заключение 

 Список использованной литературы                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

     Введение

Переход России от плановой экономики  к рыночной, законодательное закрепление  многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской  деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому  рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего  времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков  к выводу о регулируемом рынке  и вмешательстве государства  в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства  на данном этапе на потребительскую  политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Одним из способов государственной  защиты прав потребителей является ответственность  возникающая из нормативно правовых актов регулирующие данную область. Только с принятием Верховным  Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей»  у граждан появилась возможность  реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской  деятельности, необходимо создание таких  организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление  контроля за выполнением предпринимателями  при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях  обнаружения нарушений применять  к ним меры административного  принуждения в целях прекращения  правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное  законодательство); рассмотрение жалоб  граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен  против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность темы дипломного исследования прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих  прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее  законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые  имелись в области охраны интересов  потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически  не действовали. Начало же перестройки  российского общества, ориентация экономики  на нужды человека требовали максимального  расширения прав потребителей и закрепления  мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

 

Потребительское право в Российской Федерации.

 

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного…), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской  культуры, оказание воздействия как  на изготовителей, так и на продавцов  товаров. Для этого правление  лиги составляло т.н. «белые списки»  предпринимателей, которые соблюдали  определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официальным признанием необходимости  создания системы государственного регулирования взаимоотношений  с участием потребителя считается  выступление Президента США Дж. Кеннеди  в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент в своем выступлении впервые сформулировал основных права потребителя:

право на безопасность. Это означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

право на информацию. Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

С тех пор 15-го марта отмечается Всемирный день защиты потребителей.

Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон  США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

В Российской Федерации как самостоятельная  отрасль права потребительское  право возникло в начале 90-х годов.

До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»).Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Однако, классическое гражданское законодательство не было специально рассчитано на регулирование защиты потребителей.

Первой серьезной попыткой решения  вопросов правового регулирования  в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с  принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи  с распадом СССР так и не вступил  в силу, однако он оставался моделью  для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона. Основные понятия

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (далее - Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999 г.

Закон регулирует отношения, возникающие  между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон  не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности. Выводя из сферы действия Закона юридических лиц, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя – непрофессионала.

Согласно п. 1 Постановления Пленума  Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, могущие возникнуть из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17 ноября 1999 года отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности1.

Впервые в законодательстве РФ были закреплены признанные международным  сообществом права потребителя  и гарантии реализации этих прав. Закон  предусмотрел повышенные гарантии защиты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив 10-тилетний период ответственности  изготовителя за выпущенную продукцию  как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений (п.3 ст.14 Закона). Одной из гарантий реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе альтернативной подсудности по выбору истца и освобождение потребителя от уплаты пошлины при предъявлении иска (п. 2 ст. 17 Закона).

Основные понятия, содержащиеся в  преамбуле Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар  без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно  для личных, семейных и иных бытовых  нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Претерпело изменение и понятие «существенный недостаток», которое было приведено в соответствие с п. 2 ст. 475 ГК РФ. При этом исключен такой признак существенного недостатка, как несоразмерные доходы на его устранение. Это сужение требований, по которым Законом недостаток признается существенным, является своего рода поблажкой для производителей и продавцов.

Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует  теперь у потребителя кассового  или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Это  положение соответствует общим  правилам гражданского законодательства. Согласно ст. 159 ГК РФ договор розничной купли-продажи заключается в устной форме, а чек или иной документ не является его письменной формой. То есть потребитель при отсутствии у него чека или аналогичного документа вправе доказывать факт заключения договора с помощью свидетельских показаний (ст. 493 ГК РФ).

Закон увеличил до двух лет сроки  предъявления требований в отношении  недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19). Прежде в этих ситуациях потребитель был вправе предъявить претензии в течение 6 месяцев со дня продажи товара с недостатками.

В новой редакции Закона устранены  противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в  случае приобретения им товара ненадлежащего  качества. Например, в старой редакции п. 2 ст. 24 Закона в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применялась его цена на день предъявления требования потребителя, а в случае понижения – на день покупки товара потребителем. Что противоречило п. 2 ст. 504 ГК РФ. В новой редакции цена товара ненадлежащего качества определяется на день его замены.

Информация о работе Защита прав потребителя