Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:01, контрольная работа
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Введение
1. Потребительское право в Российской Федерации.
2. Закон «О защите прав потребителей». Новеллы закона. Основные понятия
3. Основные права потребителей и их гражданско-правовая защита
4. Государственная и общественная защита прав потребителей
Заключение
Список использованной литературы
Наряду с индивидуальной защитой
прав потребителей Закон предусмотрел
и возможность их коллективной защиты,
предоставив государственным
Еще одна новелла Закона – возможность
предъявления исков в интересах
неопределенного круга лиц (ст. 46).
В данной статье определен круг лиц,
уполномоченных предъявлять в суд
иски в интересах неопределенного
круга потребителей о признании
противоправными действий продавцов
(изготовителей, исполнителей) на основании
договоров с ними, и прекращении
этих действий. В этот круг лиц включены
федеральный антимонопольный
Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45).
Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной работе:
потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. Прежняя редакция, предусматривавшая в качестве определяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара, необоснованно исключала из сферы действия Закона ряд товаров, приносивших потребителю прибыль, хотя они приобретались и использовались для личных нужд.
изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным Законом либо в установленном им порядке; условиям договора; целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется; целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора; образцу и (или) описанию при продаже товаров по образцу и(или) описанию. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 1999 г.
существенный недостаток товара (работы,
услуги) – недостаток, который является
неустранимым (т.е. не может быть устранен
по техническим или иным объективным
причинам); который не может быть
устранен без несоразмерных затрат
времени; который выявляется неоднократно;
который проявляется вновь
безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Основные права потребителей
и их гражданско-правовая
9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которая закрепила 8
основополагающих прав потребителей : право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на качество; право на возмещение ущерба;1
Практически все эти права
нашли отражение в российском
законодательстве о защите прав потребителей.
Каждое право заслуживает
Право потребителей на образование
Одним из общепризнанных прав
потребителей является право на потребительское
образование. Недостаточно предоставить
потребителю права и
В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. Однако в отличие от первоначальной редакции закона, в которой это право так и осталось простой декларацией, новая редакция содержит специальную статью, конкретизирующую право на образование и устанавливающую гарантии реализации этого права.
Для реализации права потребителей
на просвещение необходима целая
система государственных
Развитие системы
Право потребителей на качество товаров(работ, услуг)
Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.
Этот принцип и реализуется
в Законе РФ «О защите прав потребителей»,который
устанавливает, что продавец (исполнитель)
обязаны передать потребителю товар
(работу, услугу), качество которого соответствует
договору. Таким образом, если стороны
договорились о качестве товара, то
нарушение этих договоренностей
будет рассматриваться как
Право потребителя на качество
товара (работы) предполагает не только
передачу потребителю качественного
товара, но и устанавливает гарантии
поддержания этого товара в работоспособном
состоянии, а также возлагает
на производителя (исполнителя) определенные
обязательства перед
Как следует из формулировки закона, установление срока службы –это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы.
Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то, в соответствии с требованиями закона, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
Исходя из интересов безопасности граждан закон устанавливает правило, в соответствии с которым, если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя. Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Поскольку не ко всякому
товару можно применить нормы
закона о сроке службы, закон вводит
понятие «срок годности», т. е. период
времени, по истечении которого товар
(работа) считается непригодным для
использования по назначению. Этот
срок в обязательном порядке должен
устанавливаться на продукты питания,
парфюмерно-косметические
Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый).
Установление гарантийного
срока и определение его
Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару является гарантия. Развалившаяся с распадом
СССР система гарантийного
и послегарантийного
Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях, и право на замену товара.
Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга), при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потреби теля, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы: мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров
(работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред; мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.
Первая группа мероприятий состоит в том, что государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации и метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров, является государственная система сертификации.
Сертификация — это
процесс подтверждения
Перечни товаров (работ, услуг),
подлежащих обязательной сертификации,
утверждаются Правительством РФ. Товары,
подлежащие сертификации, не могут
реализовываться без
Еще одной гарантией обеспечения
безопасности для жизни, здоровья и
имущества потребителя