Защита прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Содержание работы

Введение
1. Потребительское право в Российской Федерации.
2. Закон «О защите прав потребителей». Новеллы закона. Основные понятия
3. Основные права потребителей и их гражданско-правовая защита
4. Государственная и общественная защита прав потребителей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

копия контр. работа по правовед..docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

Однако никакая, даже самая  совершенная, система не способна предотвратить  поступление в реализацию товаров, которые причиняют, либо могут причинить  вред жизни и здоровью потребителей. Поэтому законом установлена  обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если будет установлено, что при соблюдении потребителями  правил эксплуатации и хранения эти  товары причиняют или могут причинить  вред потребителям. Если установить причины  причинения вреда не представляется возможным, либо в случаях, когда  устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с  производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять  меры к отзыву опасного товара от потребителей. Если изготовитель в добровольном порядке  отказывается исполнять требования закона по снятию товара с производства, то изъятие товара из оборота и  отзыв его от потребителей производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный  контроль за соблюдением прав потребителей (в настоящее время это ГКАП РФ и Госстандарт РФ).

Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей.

Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.

С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право  потребителей на возмещение вреда, которое  также закреплено в законе.

Как уже упоминалось, ответственность  изготовителя (исполнителя) за произведенный  товар (работу, услугу) ограничивается сроком службы или сроком годности товара (работы, услуги), а если эти  сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства изготовитель (исполнитель) не установил  срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет  нести ответственность за причиненный ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителей не зависимо от времени его причинения.

В соответствии с требованиями рассматриваемого закона вред, причиненный  жизни, здоровью или имуществу потребителей возмещается в полном объеме. Правила  возмещения вреда жизни и здоровью гражданина установлены действующим  гражданским законодательством, в  частности нормами ГЛ.59.ГК РФ.

Право потребителей на информацию

Одним из основных критериев  потребительского выбора является информация. Лишь на основе достоверной и полной информации чело век может выбрать  товар (работу, услугу), обладающие необходимыми ему свойствами.

Закон устанавливает общие  требования к информации. В соответствии сост. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и  достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе

(исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения  товаров (работ, услуг). Иными словами,  потребитель имеет право знать,  что именно ему предлагается, кто предлагает и когда он, потребитель, может получить предлагаемое.

Под необходимой информацией  понимается, прежде всего, ее полнота.

Поскольку потребитель, как  правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить  необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке  должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:

1.Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).

2. Сведения о товаре (работе, услуге)

Поскольку товар (работа, услуга) — это целый комплекс потребительских  качеств, которые должны сохраняться  и поддерживаться в течение определенного  срока, закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя), кроме  информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий  от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей согласно Ст.12 Закона.

 Государственная и общественная защита прав потребителей

Полномочия органов  государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением  законов и иных правовых актов  РФ, регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей, а также  дающим официальные разъяснения  по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно  разделить на 3 группы:

полномочия, осуществляемые непосредственно  МАП или его территориальными органами;

направление материалов в государственные  органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

направление материалов в суд.

продажа товаров с истекшим сроком годности,

непредоставление необходимой  и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его  работы3.

При выявлении указанных нарушений  выдаются предписания:

о прекращении продажи товаров  с истекшим сроком годности,

о прекращении продажи товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены,

о приостановлении продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) при  отсутствии достоверной и достаточной  информации о товаре (работе, услуге),

о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредоставлении необходимой  и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его  работы

Предписание территориального органа вручается под расписку в 3-хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 12 упомянутого  Федерального закона, лицензирующие  органы в пределах своей компетенции  имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, имеющие  лицензию на осуществление конкретного  вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки  по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании  результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие  лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату;

осуществлять иные предусмотренные  законодательством Российской Федерации  полномочия.

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и  арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться  в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах  неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

Кроме МАП и его территориальных  органов существует ряд федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством  товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического  надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и  др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом совпадают с  полномочиями МАП. Это осуществление  контроля за соблюдением требований к безопасности товаров, работ и  услуг, направление предписаний  об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды, арбитражные  суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае нарушения  ими требований по безопасности товаров, работ и услуг (ст. 42 Закона). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные  полномочия в закрепленной области  деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной  законодательством.

В настоящее время действуют  следующие наиболее важные законы и  постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью  товаров:

Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г.,

Закон РФ «О стандартизации продукции  и услуг» от 10 июня 1993 г.,

Положение о Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное

постановлением Правительства  от 11 июля 1994 г.,

Федеральный закон «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» от 30 марта  1999 г. и другие.

Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих  в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций  в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.

В соответствии со ст. 44 Закона, в целях  защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые  продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления  условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также  опасных для жизни, здоровья, имущества  потребителей и окружающей среды  незамедлительно извещать об этом федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью  товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи  товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и  достаточной информацией, или с  просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга  потребителей).

Местные органы власти, в отличие  от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров  с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных  органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие  федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается  органами местного самоуправления и  потому может быть расширен.

  1. Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда

В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК) защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46). Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Потребитель вправе обратиться в суд  по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего  судебному рассмотрению. Для формы  и содержания искового заявления  применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального  Кодекса (далее – ГПК). При обращении  в суд следует соблюдать срок исковой давности. Общий срок, в  соответствии с ГК установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки могут быть установлены законом для отдельных видов требований (например, срок исковой давности о признании оспоримой сделки недействительной составляет 1 год – ст. 180 ГК). На некоторые требования срок исковой давности не распространяется. Это относится, в частности, к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Информация о работе Защита прав потребителя