Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего курсового исследования являются особенности механизма защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь.
Задачей работы является выполнить следующие исследования:
1 выделить конституционные права как элементы правового статуса гражданина;
2. рассмотрение судебной защиты прав гражданина;
3. выделение способов внесудебной защиты прав гражданина;
4. рассмотрение путей совершенствования законодательства в сфере защиты прав гражданина.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

 

 

                                        Введение

 

В настоящее время концепция  защиты прав человека имеет отношение  практически ко всем сферам не только государственной деятельности, но и  общественной и личной жизни в  современном обществе. Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты прав человека, отражает современную действительность.

В  Республике Беларусь устанавливается  принцип верховенства права, а права  человека и его свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются  все необходимые меры по реальному  воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь.

В то же время отмечается, что с одной стороны в Конституции  закреплены и гарантированы для  граждан права, свободы и законные интересы, с другой - реализация последних  бывает сложна, а порой даже невозможна в силу недостаточного несовершенства нормативной базы, правонарушений со стороны государственных органов, негосударственных органов и организаций, должностных лиц, в прямую обязанность которых входит практическое воплощение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и контроль за их соблюдением.

Причинами правовой незащищенности человека и гражданина также являются: правовое бескультурье, незнание элементарных требований и предписаний закона должностными лицами и самими гражданами, которым положено знать, что им дано от рождения, а что приобретается  их поведением, деятельностью. Порой  гражданин просто не знает, что конкретно  он может (и должен) предпринять, чтобы  добиться уважения к своим правам, их соблюдения. Для этого и существует институт социально-правовой защиты, в  рамках которого действует механизм организации и осуществления правовой защиты человека и гражданина, как члена общества.

Реализация декларированных  международными и национально-правовыми  актами прав, свобод и интересов  гражданами различных государств, на всех этапах развития человечества была актуальна и сложна и остается таковой в настоящее время. Дистанция  между закрепляемыми правопредписаниями правами и свободами и возможностью ими реально воспользоваться, слишком велика. Вот почему все чаще приходиться слышать о желании и стремлении граждан познать азбуку самозащиты, научиться самостоятельно добиваться прав, свобод и интересов, полагающихся от рождения и приобретаемых в процессе их жизнедеятельности.

Объектом настоящего курсового  исследования являются особенности  механизма защиты конституционных  прав граждан Республики Беларусь.

Задачей работы является выполнить  следующие исследования:

1 выделить конституционные  права как элементы правового  статуса гражданина;

2. рассмотрение судебной  защиты прав гражданина;

3.  выделение способов  внесудебной защиты прав гражданина;

4. рассмотрение путей  совершенствования законодательства  в сфере защиты прав гражданина.

Степень разработанности  данной темы определяется исследованиями таких авторов как Василевич  Г.А., Тихиня В.Г. и др. [22]

Цель курсового исследования – раскрытие особенностей существующего механизма защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

1. Конституционные права  как элементы правового статуса  гражданина

 

В Беларуси обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный  уровень жизни и постоянное улучшение  необходимых для этого условий. Права человека в государстве  носят явно выраженный социальный характер и органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения, способы бытия индивида.

Идея прав и свобод человека относится к тем идеям, которые, пройдя многовековую историю, приобрели  особую актуальность в современных  условиях, выйдя на первый план отношений  между государством и личностью. Новое мышление, с особой силой  проявившееся после Второй мировой  войны, определило права и свободы  человека в качестве высшей ценности государства и общества.

Сейчас эта идея приобрела  глобальный характер и стала предметом  международной заботы и защиты. Это  обусловлено необходимостью демократизации власти, появившимися проблемами выживания  человечества, формированием новых  отношений между обществом и  отдельным индивидом, что выдвигает  к последнему новые, повышенные требования.[19, c. 125]

Права человека реализуются  в контексте общественных отношений. Права человека являются "нормативной  формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков  и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют  те условия и способы жизнедеятельности  людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального  функционирования индивида, общества, государства".[12, c. 316]

В литературе нередко используются выражения "права и свободы  человека", "права и свободы  гражданина". Содержание этих понятий  несколько различается. Права и  свободы гражданина предопределены государственно-правовой принадлежностью соответствующего субъекта к народу Республики Беларусь. Когда мы говорим о правах и свободах гражданина, то имеем в виду прежде всего обладание ими в силу принадлежности к государству.[21, c. 260]

Когда речь идет непосредственно  о правах и свободах человека, то имеется в виду их естественная природа  происхождения. Их индивид (человек) приобретает  не от государства (как гражданин), а  уже в силу рождения. Различие в  правах человека и правах гражданина состоит и в том, что некоторые  права предоставляются только гражданам  данного государства, например, право  избирать и быть избранным, только на граждан может быть возложена  обязанность служить в Вооруженных  Силах либо иным образом защищать свое государство.

В определенной мере разграничение  понятий "права и свободы человека" и "права и свободы гражданина" обусловлено и существованием двух направлений юридической мысли - естественно-правовым и позитивистским. Естественно-правовая теория исходит  из признания прав в силу природы  самого человека, позитивистская определяет их как благо, даруемое государством, т.е. они производны от государства. Сторонники естественно-правовой теории рассматривают закон как средство фиксации уже существующих изначально прав и свобод, а позитивисты рассматривают  закон как проявление воли государства, создающее права и свободы.[6, c. 187]

Естественно-правовая теория во главу угла ставит нравственные принципы и в этом ее ценность. Она  стремилась ограничить государство  в его притязаниях определять права и свободы по своему усмотрению. В то же время нельзя умалять роль государства, которое, по выражению  Г. Кельзена, является воплощением правопорядка. Совершенно справедливо отмечается в литературе, что есть права, которые являются прирожденными качествами человека (например, право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.) и есть права, которые могут быть реализованы в результате правотворческой деятельности государства. Их законодательное закрепление превращает эти права в реальность.

В современных условиях обе  концепции прав человека и гражданина (естественно-правовая и позитивистская) взаимодействуют, между ними нет  противостояния. Естественные права  человека получают свою определенность и юридическую защиту после закрепления  в актах законодательства. Позитивизм получает свое достойное развитие, если он основывается на таких категориях, как свобода, справедливость и др.[19, c. 129]

Наряду с правами и  свободами существуют и обязанности  человека и гражданина. Конституционные (юридические) обязанности - это правовая необходимость для индивида придерживаться определенного поведения (соблюдать  Конституцию и законы, платить  налоги и т.д.). Несоблюдение обязанности  влечет юридическую ответственность.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваются  в качестве основных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическая  сила, повышенная защита. Они, в силу их фундаментальности, являются базой  для всей системы иных прав и свобод.

Права человека в силу естественного  характера их происхождения принадлежат  человеку от рождения, являются высшей ценностью и в силу этого обеспечение  и защита являются основной обязанностью государственных органов. Права  человека гарантированы каждому, находящемуся на территории государства, они едины  на всей территории.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона и в  тех пределах, которые продиктованы интересами развития демократического государства. В соответствии со ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных  законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Эта конституционная  норма налагает обязанности на законодателя обеспечить такой уровень прав и  свобод, отход от которого будет  означать нарушение допустимого  предела ограничения прав и свобод в указанных целях.[15, c. 49]

Особенности конституционных  прав, свобод и обязанностей заключаются  в следующем:

1. Конституционные права,  свободы и обязанности опосредуют  наиболее важные, наиболее значимые  отношения между личностью и  государством, без которых нормальная  жизнедеятельность как отдельного  человека, так и государства в  целом невозможна.

2. Конституционные права,  свободы и обязанности получают  правовое закрепление в Основном  Законе государства, тем самым  они обладают высшей юридической  силой и имеют повышенную государственно-правовую  охрану.

3. Конституционные права,  свободы и обязанности, в отличие  от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других  отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с  наличием у лица какого-либо  статуса (например, собственника  имущества, индивидуального предпринимателя,  трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права,  свободы и обязанности являются  юридической базой для всех  иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные  положения в той или иной  сфере регулирования общественных  отношений. Например,  из права    человека на жилище вытекают  все права и обязанности, закрепленные  нормами жилищного права.

          Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

По времени появления  можем отметить три поколения  прав и свобод.

Права и свободы первого  поколения - это личные, а также  политические права и свободы  человека (впервые наиболее полно  зафиксированы во Французской Декларации прав человека и гражданина).

Права второго поколения  стали формироваться после Первой мировой войны (это так называемые социально-экономические и социально-культурные права).

Права третьего поколения  стали фиксировать в документах ООН, принятых в 80-е годы XX столетия. Это - право на развитие, на здоровую окружающую среду, право на мир, права меньшинств, право на владение общим наследием человечества и др. К правам третьего поколения примыкают (иногда их прямо относят к этой категории прав) такие права народов, как право на существование, право на самоопределение, право на равенство с другими народами, право на достойную жизнь, право на свою территорию, право на национальную и международную безопасность, право на самобытность, включая свою культуру, и др.

С позиций субъекта (гражданина, человека) можно выделить права и  свободы человека и свободы гражданина. По способу реализации - индивидуальные и коллективные (право на проведение собраний, митингов, на забастовку и  др.).

По сфере проявления человеческой деятельности выделяют личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

В юридической литературе даются и иные классификации прав и свобод (материальные и процессуальные, основные и производные), в основе которых находятся другие признаки. Однако традиционной, в том числе  и в учебниках, является классификация  по сферам проявления человеческой деятельности. Мы в данном случае также будем придерживаться этого подхода.[13, c. 81]

Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина Республики Беларусь беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому  автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера. Требуется  не только провозглашение в конституции  права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права.

В юридической литературе реализация прав и свобод граждан  рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат  в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Как конечный результат она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий.

Информация о работе Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь