Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего курсового исследования являются особенности механизма защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь.
Задачей работы является выполнить следующие исследования:
1 выделить конституционные права как элементы правового статуса гражданина;
2. рассмотрение судебной защиты прав гражданина;
3. выделение способов внесудебной защиты прав гражданина;
4. рассмотрение путей совершенствования законодательства в сфере защиты прав гражданина.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Как уже упоминалось, часть 1 ст. 60 Конституции гарантирует каждому  человеку защиту его прав в судебном порядке. Поскольку действующая  Конституция относит Конституционный  Суд к судебной системе, то право  граждан на судебную защиту должно включать и право на непосредственное обращение в Конституционный Суд. Согласно ст. 137 Конституции она наделена высшей юридической силой и непосредственным действием.[3, c. 90]

Анализ данных норм позволяет  прийти к выводу, что граждане обладают правом на подачу конституционной жалобы. Следующим шагом за признанием конституционной  жалобы как средства судебной защиты прав человека должна стать законодательная  регламентация порядка подачи и  принятия к рассмотрению соответствующей  жалобы. Необходимо установить в законе некоторые ограничения, которые  бы позволили исключить необоснованные обращения граждан в Конституционный  Суд.

В системе осуществления  судебного конституционного контроля в демократическом государстве  права человека становятся доминирующим критерием, в соответствии с которым  органы конституционного правосудия постановляют решение о конституционности  нормативных правовых актов.

Поскольку целью правового  регулирования является обеспечение  интересов общества и отдельного человека, то нормативные правовые акты будут в полной мере отвечать требованиям конституции лишь в  том случае, если они учитывают  следующие принципы: создание наиболее благоприятного правового поля для  обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан; справедливости правового регулирования; стабильности правового регулирования, включая  институт защиты законных ожиданий; полноты  и необходимости правового регулирования  соответствующих общественных отношений; обоснованности правового регулирования  соответствующих общественных отношений  на уровне закона или иного правового  акта; экономичности правового регулирования; ясности и точности положений  нормативного правового акта и т.д.

Конституционный Суд Республики Беларусь при разрешении дел руководствуется  нормами Конституции, международных  правовых актов, ратифицированных Республикой  Беларусь, учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права. Конституционный Суд –  первый из государственных органов, который стал формировать собственную  позицию, ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (несмотря на то что указанный акт в формальном смысле не носит обязательного характера для Республики Беларусь), равно как и на практику Европейского суда по правам человека.[4, c. 46]

Однако возникает еще  один вопрос, связанный с объектом специализированного судебного  конституционного контроля: вправе ли Конституционный Суд рассматривать  на предмет конституционности в  узком смысле этого слова бездействие  законодателя, например, непринятие в  установленный или разумный срок законов, указанных в Конституции? В деятельности органов судебного  конституционного контроля других стран, в частности, Российской Федерации, Португалии, Венгрии, данный вопрос решается положительно4, и Конституционный Суд Республики Беларусь определяет концепцию своих действий в русле прогрессивных течений.[17, c. 59]

Конституционный Суд в  своей правозащитной деятельности в силу закрепленных в Конституции  положений о правах и свободах человека, имеющих общеправовое значение, а также признания принципов  и норм международного права в  качестве составной части правовой системы не только вправе, но и обязан руководствоваться также общеправовыми  принципами и положениями, соответствующими естественноправовому характеру прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека.[8, c. 29]

Все граждане Республики Беларусь равны перед законом, имеют устанавливаемые  государством одинаковые социально-культурные, социально-экономические, политические и личные права и обязанности, в том числе право на равную защиту своих законных интересов. Никто  не может пользоваться преимуществом  и привилегиями, противоречащими  закону.

Таким образом, основной задачей  правового государства является согласование интересов личности, общества и государства путем установления пределов притязаний власти в действующих  правовых нормах, закрепляющих права  и свободы человека, которые в  качестве противовеса административному  всесилию призваны обеспечить его ограничение. Судебная зашита гарантируется самим государством, в том числе исполнение постановлений судебных органов в сфере административного, гражданского, уголовного судопроизводства.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внесудебная защита  прав гражданина

 

Помимо права на судебную защиту граждане имеют возможность  осуществить свою защиту и в ином порядке, не связанном с обращением в судебные органы.

Так, согласно ст. 40 Конституции  каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в  государственные органы. При этом государственные органы, а также  должностные лица обязаны рассмотреть  обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ  от рассмотрения поданного заявления  должен быть письменно мотивированным. Право граждан на обращение в  государственные органы является важнейшим  конституционным правом, которое  можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть  обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок, каким  образом обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти, а также  защита его прав.[14]

Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и к должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен Законом от 6 июня 1996 г. "Об обращениях граждан" в редакции Закона от 1 ноября 2004 г. N 340-З. [18]

Учитывая, что в ст. 40 Конституции  речь идет о праве на обращение  любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и  иностранным гражданам, а также  лицам без гражданства. Законом  классифицируются виды обращений, раскрывается их содержание. Так, здесь можно выделить:

- заявления - обращения  граждан, направленные на устранение  конкретных правонарушений или  реализацию прав и законных  интересов граждан;

- жалобы - обращения граждан,  содержащие требование восстановления  их прав и законных интересов,  нарушенных действиями либо бездействием  должностных лиц соответствующих  органов, учреждений, организаций  и предприятий.

Письменное обращение  должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и  отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в  которых содержатся сведения о преступлении.

Обращения адресуются должностным  лицам органов, учреждений, организаций  и предприятий, в компетенцию  которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в  компетенцию которых не входит решение  поставленных вопросов, в срок не позднее  пяти дней передаются должностным лицам  соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с  уведомлением об этом граждан.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному  рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий  в пределах своей компетенции  обязаны всесторонне и полно  рассмотреть обращение, принять  необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан  о результатах. Решение по существу обращения или отказ от его  рассмотрения должны быть письменно  мотивированы. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий  орган, учреждение, организацию или  суд в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.[8, c. 29]

Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой  Беларусь, обращаться в международные  организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

 Обращение в международные  организации за защитой прав  и свобод согласно ст. 61 осуществляется  в соответствии с международными  договорами, которые ратифицированы  Республикой Беларусь. Абсолютное  число государств входит в  состав Совета Европы, под эгидой  которого в соответствии с  Европейской конвенцией о защите  прав человека и основных свобод  действует Европейский суд по  правам человека. Вступление Республики  Беларусь в Совет Европы будет  способствовать защите прав и  свобод граждан нашего государства,  используя международные средства.

Следует иметь в виду, что постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 января 1992 г. ратифицирован Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г. о признании компетенции  Комитета по правам человека в соответствии со статьей 41 названного Пакта. В соответствии с данным постановлением Республика Беларусь заявила, что "признает компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство - участник Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает, что другое государство-участник не исполняет своих обязательств по настоящему Пакту". [18]

Большинство существующих национальных учреждений в сфере защиты прав человека можно разбить на две большие  категории: комиссии (комитеты) по правам человека и омбудсмены (уполномоченные по правам человека).

Во многих странах специальные  комиссии по правам человека были созданы  для обеспечения эффективного применения законодательства, касающегося реализации и защиты прав человека. Большинство  комиссий (комитетов) действуют независимо от других государственных органов, хотя на них может быть возложена  обязанность регулярно отчитываться перед законодательным органом  государства. Ввиду независимого характера  комиссий (комитетов), в их состав, как  правило, входят представители различных  групп населения, для которых, однако, характерны особый интерес, знания и  опыт в области защиты прав человека. В каждом государстве существуют собственные требования или ограничения  при отборе членов этих органов, например квоты для числа представителей или кандидатов от различных профессиональных категорий, политических партий или  регионов.

Комиссии (комитеты) по правам человека занимаются, главным образом, защитой граждан от дискриминации, а также защитой гражданских  и других прав человека. Функции  и полномочия конкретной комиссии (комитета) четко определяются национальным законом  или иными нормативно-правовыми  актами, на основе которых она создается. Эти акты устанавливают компетенцию  комиссии (комитета), определяют те виды деяний дискриминационного или насильственного  характера, которые она правомочна расследовать. Одни комиссии (комитеты) занимаются рассмотрением случаев  предполагаемого нарушения любого из прав, признанных конституцией. Другие рассматривают случаи дискриминации, основанной на весьма различных признаках, таких как раса, цвет кожи, религия, пол, национальное или этническое происхождение, инвалидность, социальное положение, сексуальная  ориентация, политические убеждения  или социальное положение и др.

Одной из наиболее важных для  комиссий (комитетов) по правам человека, действующих в цивилизованных странах, функцией является получение и расследование  жалоб отдельных лиц и групп  лиц на предполагаемые злоупотребления  в области прав человека, совершаемые  в нарушение существующего национального законодательства. Для надлежащего выполнения своих задач комиссии (комитеты) обычно имеют возможность получать доказательства, касающиеся расследуемого вопроса. Это полномочие имеет большое значение в том смысле, что ограждает от возможности блокирования расследования в результате отсутствия стремления к сотрудничеству со стороны лица или органа, являющихся объектом жалобы. При значительном своеобразии процедур, применяемых различными комиссиями по правам человека в ходе расследования и урегулирования жалоб, многие из них используют методы примирения или арбитража.

Как правило, комиссии (комитеты) по правам человека не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными  с правовой точки зрения для сторон в иске. Однако это не означает, что  рекомендуемые ими меры по урегулированию или соответствующему выправлению  положения можно игнорировать. В  некоторых случаях суд заслушивает  и определяет спорные вопросы  неурегулированного иска. В случае отсутствия специального суда комиссии могут передавать неурегулированные  иски в обычные суды для вынесения  окончательного и обязательного  определения.

Еще одна важная функция  комиссии по правам человека заключается  в систематическом обзоре политики правительства в области прав человека с целью выявления упущений в соблюдении прав человека и предложения  средств по их устранению. Комиссии по правам человека могут также следить  за соблюдением данным государством собственных и международных  законов в области прав человека и, в случае необходимости, предлагать изменения. Важным фактором общей действенности  и возможной эффективности комиссий является их способность возбуждать расследование по своей инициативе. Это особенно важно в ситуациях, когда затронуты законные права  и интересы лица или группы лиц, не располагающих возможностями для  направления отдельных жалоб.

Информация о работе Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь