Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа
Объектом настоящего курсового исследования являются особенности механизма защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь.
Задачей работы является выполнить следующие исследования:
1 выделить конституционные права как элементы правового статуса гражданина;
2. рассмотрение судебной защиты прав гражданина;
3. выделение способов внесудебной защиты прав гражданина;
4. рассмотрение путей совершенствования законодательства в сфере защиты прав гражданина.
Как уже упоминалось, часть
1 ст. 60 Конституции гарантирует
Анализ данных норм позволяет
прийти к выводу, что граждане обладают
правом на подачу конституционной жалобы.
Следующим шагом за признанием конституционной
жалобы как средства судебной защиты
прав человека должна стать законодательная
регламентация порядка подачи и
принятия к рассмотрению соответствующей
жалобы. Необходимо установить в законе
некоторые ограничения, которые
бы позволили исключить
В системе осуществления судебного конституционного контроля в демократическом государстве права человека становятся доминирующим критерием, в соответствии с которым органы конституционного правосудия постановляют решение о конституционности нормативных правовых актов.
Поскольку целью правового
регулирования является обеспечение
интересов общества и отдельного
человека, то нормативные правовые
акты будут в полной мере отвечать
требованиям конституции лишь в
том случае, если они учитывают
следующие принципы: создание наиболее
благоприятного правового поля для
обеспечения и защиты прав, свобод
и законных интересов граждан; справедливости
правового регулирования; стабильности
правового регулирования, включая
институт защиты законных ожиданий; полноты
и необходимости правового
Конституционный Суд Республики Беларусь при разрешении дел руководствуется нормами Конституции, международных правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права. Конституционный Суд – первый из государственных органов, который стал формировать собственную позицию, ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (несмотря на то что указанный акт в формальном смысле не носит обязательного характера для Республики Беларусь), равно как и на практику Европейского суда по правам человека.[4, c. 46]
Однако возникает еще
один вопрос, связанный с объектом
специализированного судебного
конституционного контроля: вправе ли
Конституционный Суд
Конституционный Суд в
своей правозащитной
Все граждане Республики Беларусь равны перед законом, имеют устанавливаемые государством одинаковые социально-культурные, социально-экономические, политические и личные права и обязанности, в том числе право на равную защиту своих законных интересов. Никто не может пользоваться преимуществом и привилегиями, противоречащими закону.
Таким образом, основной задачей
правового государства является
согласование интересов личности, общества
и государства путем
3. Внесудебная защита прав гражданина
Помимо права на судебную защиту граждане имеют возможность осуществить свою защиту и в ином порядке, не связанном с обращением в судебные органы.
Так, согласно ст. 40 Конституции
каждый имеет право направлять личные
или коллективные обращения в
государственные органы. При этом
государственные органы, а также
должностные лица обязаны рассмотреть
обращение и дать ответ по существу
в определенный законом срок. Отказ
от рассмотрения поданного заявления
должен быть письменно мотивированным.
Право граждан на обращение в
государственные органы является важнейшим
конституционным правом, которое
можно рассматривать как одно
из проявлений непосредственной демократии.
Этому праву корреспондирует (соответствует)
обязанность государственных
Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и к должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен Законом от 6 июня 1996 г. "Об обращениях граждан" в редакции Закона от 1 ноября 2004 г. N 340-З. [18]
Учитывая, что в ст. 40 Конституции речь идет о праве на обращение любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства. Законом классифицируются виды обращений, раскрывается их содержание. Так, здесь можно выделить:
- заявления - обращения
граждан, направленные на
- жалобы - обращения граждан,
содержащие требование
Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении.
Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан.
Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.[8, c. 29]
Каждый вправе в соответствии
с международно-правовыми
Обращение в международные
организации за защитой прав
и свобод согласно ст. 61 осуществляется
в соответствии с
Следует иметь в виду, что постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 января 1992 г. ратифицирован Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. о признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со статьей 41 названного Пакта. В соответствии с данным постановлением Республика Беларусь заявила, что "признает компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство - участник Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает, что другое государство-участник не исполняет своих обязательств по настоящему Пакту". [18]
Большинство существующих национальных учреждений в сфере защиты прав человека можно разбить на две большие категории: комиссии (комитеты) по правам человека и омбудсмены (уполномоченные по правам человека).
Во многих странах специальные
комиссии по правам человека были созданы
для обеспечения эффективного применения
законодательства, касающегося реализации
и защиты прав человека. Большинство
комиссий (комитетов) действуют независимо
от других государственных органов,
хотя на них может быть возложена
обязанность регулярно
Комиссии (комитеты) по правам
человека занимаются, главным образом,
защитой граждан от дискриминации,
а также защитой гражданских
и других прав человека. Функции
и полномочия конкретной комиссии (комитета)
четко определяются национальным законом
или иными нормативно-
Одной из наиболее важных для комиссий (комитетов) по правам человека, действующих в цивилизованных странах, функцией является получение и расследование жалоб отдельных лиц и групп лиц на предполагаемые злоупотребления в области прав человека, совершаемые в нарушение существующего национального законодательства. Для надлежащего выполнения своих задач комиссии (комитеты) обычно имеют возможность получать доказательства, касающиеся расследуемого вопроса. Это полномочие имеет большое значение в том смысле, что ограждает от возможности блокирования расследования в результате отсутствия стремления к сотрудничеству со стороны лица или органа, являющихся объектом жалобы. При значительном своеобразии процедур, применяемых различными комиссиями по правам человека в ходе расследования и урегулирования жалоб, многие из них используют методы примирения или арбитража.
Как правило, комиссии (комитеты)
по правам человека не правомочны выносить
постановления, являющиеся обязательными
с правовой точки зрения для сторон
в иске. Однако это не означает, что
рекомендуемые ими меры по урегулированию
или соответствующему выправлению
положения можно игнорировать. В
некоторых случаях суд
Еще одна важная функция
комиссии по правам человека заключается
в систематическом обзоре политики
правительства в области прав
человека с целью выявления упущений
в соблюдении прав человека и предложения
средств по их устранению. Комиссии
по правам человека могут также следить
за соблюдением данным государством
собственных и международных
законов в области прав человека
и, в случае необходимости, предлагать
изменения. Важным фактором общей действенности
и возможной эффективности
Информация о работе Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь