Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего курсового исследования являются особенности механизма защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь.
Задачей работы является выполнить следующие исследования:
1 выделить конституционные права как элементы правового статуса гражданина;
2. рассмотрение судебной защиты прав гражданина;
3. выделение способов внесудебной защиты прав гражданина;
4. рассмотрение путей совершенствования законодательства в сфере защиты прав гражданина.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Вопрос о структуре  механизма реализации прав граждан  в юридической науке остается дискуссионным. Иногда называют три  составные части этого механизма:

1) механизм обеспечения,  являющийся предпосылкой осуществления  прав граждан;

2) механизм непосредственной  реализации – т.е. фактического  претворения этих прав в жизнь;

3) механизм защиты, вступающий  в действие при нарушении прав  и направленный на их восстановление.

По мнению К.Б.Толкачева, механизм реализации прав граждан состоит из двух подсистем:

1.) подсистемы обеспечения  реализации прав;

2) подсистемы действий (актов  поведения) граждан по пользованию  благами, закрепленными правами. 

В структуре механизма  реализации прав граждан выделяются два основных элемента:

1) осуществление, или непосредственная  реализация права;

2) обеспечение (гарантирование) непосредственной реализации права.

Для понимания действия механизма  правового обеспечения конституционных  прав и свобод граждан нужно:

- раскрыть роль государства  в этом деле;

- показать соотношение  охраны и защиты норм права  в сфере прав и свобод как  стадий процесса их реализации;

- охарактеризовать формы  и способы реализации указанных  прав;

- раскрыть систему гарантий  данного процесса.

Особенность реализации конституционных  прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно пользуется правами и свободами (например, жизнью, здоровьем, свободой), то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных  конституционными правами, поскольку  их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами  в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием. Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин вынужден прибегать  к защите (например, необходимой  обороне). Но в целом его конституционные  права и свободы обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его  благ.[2, c. 106]

Каждый человек, обладает неотъемлемыми правами, гарантируемыми государством, в то же время он должен в своей социальной деятельности руководствоваться и обязанностями, главной из которых является признание и уважение прав и свобод, достоинства других.

Я думаю, исполнение государством, с одной стороны, и личностью  – с другой, взаимных обязанностей друг перед другом способствует укреплению жизнедеятельности и стабильности государства, защите его суверенитета и вместе с тем гарантирует  осуществление прав и свобод граждан, защиту интересов личности.

Таким образом, охрана и защита государством конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств являются стадиями в  процессе их реализации. Именно в этом и состоит специфика реализации прав и свобод.

 

2. Судебная защита прав  гражданина

 

Согласно части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется  защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным  судом в определенные законом  сроки. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек  для определения его прав и  обязанностей имеет право на основе полного равенства на то, чтобы  его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным  судом (статья 10). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый имеет право при  определении его прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство  дела компетентным, независимым и  беспристрастным судом, созданным  на основании закона (статья 14); каждое государство, участвующее в данном пакте, обязуется развивать возможности  судебной защиты (статья 2).[14]

Независимость суда означает, что судьи (присяжные заседатели) при осуществлении правосудия подчиняются  только закону. Какое-либо вмешательство  в деятельность судей (присяжных  заседателей) по осуществлению правосудия недопустимо.

Беспристрастность суда проявляется  в справедливой оценке фактов, исключении какой-либо дискриминации. В целях  обеспечения беспристрастности  суда законодательством устанавливаются  специальные гарантии, например, отвод  судьи.

В части первой комментируемой статьи оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом  сроки. Поэтому может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу. Так, согласно статье 197 Гражданского кодекса  Республики Беларусь, общий срок для  защиты права по иску лица, право  которого нарушено, устанавливается  в три года (исковая давность). Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. [9]

В подконституционных актах (законах, постановлениях и др.), особенно вступивших в силу до принятия действующей Конституции, еще сохраняются нормы, предусматривающие только внесудебный порядок разрешения споров. Однако эти нормы явно противоречат Конституции, которая обладает высшей юридической силой и имеет верховенство по отношению к иным нормативным актам, а ее нормы должны применяться непосредственно. При этом надо иметь в виду, что даже если для разрешения спора в суде необходимо принятие специального нормативного акта, однако он не принят, то и в этом случае у суда нет оснований для отказа в судебной защите: конституционная норма должна иметь непосредственное действие. Это вовсе не исключает возможности существования досудебного порядка разрешения спора, например, необходимости обращения вначале в вышестоящий орган с просьбой об отмене неправомерного решения либо иной орган, например, в комиссию по трудовым спорам. В случае отказа в удовлетворении требований либо не рассмотрения в установленный срок жалобы такое лицо вправе обратиться в суд, который обязан рассмотреть спор. В принципе, исходя из анализа рассматриваемой статьи, нельзя исключать право гражданина на обращение в суд и в случае, когда он не воспользовался предварительным (досудебным) порядком разрешения спора.[1, c. 25]

В этом плане показательны заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, принятые в июне 1998 г. Так, в Заключении от 19 июня 1998 года "О  соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 246 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" было подчеркнуто, что право на судебную защиту в случае задержания относится  к общепризнанным принципам международного права. Предварительный порядок  обжалования мер административного  воздействия в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору  сам по себе не противоречит провозглашенным  в Конституции гарантиям прав и свобод человека и гражданина: он направлен на оперативное устранение нарушений закона, допускаемых в правоприменительной практике. Однако такой порядок не должен исключать возможности обращения заинтересованного лица в суд.

Новым подходом в практике Конституционного Суда Республики Беларусь явилась запись в пункте 3 заключения от 19 июня 1996 г. о том, что до внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие нормативные  акты по вопросам судебного обжалования  административного задержания, личного  досмотра, досмотра вещей и документов должна в соответствии со статьями 137 и 142 Конституции применяться норма статьи 60 Конституции. [11]

В соответствии с частью второй статьи 60 Конституции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.[14]

Под моральным вредом следует  понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие  гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные  права (право на пользование своим  именем, право авторства и др.) или имущественные права.

В сфере нравственных переживаний  моральный вред может заключаться  в утрате близких родственников, невозможности продолжать активную общественную жизнь, потере работы, раскрытии  врачебной тайны, распространении  не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство  или деловую репутацию, ограничении  или лишении каких-либо прав граждан.

Моральный вред в результате физических страданий связан с болью, расстройством здоровья, изменениями  в эмоционально-волевой сфере, а  также с другими факторами, свидетельствующими о функциональных расстройствах организма либо повлекшими отклонения от обычного состояния здоровья.

Иск о возмещении морального вреда может быть заявлен как  одновременно с иском о возмещении имущественного вреда, так и отдельно.

Моральный вред возмещается  при наличии тех же оснований, что и возмещение имущественного вреда, в форме единовременно  взысканной суммы.

В статье 60 Конституции указано, что материальное возмещение морального вреда должно осуществляться в соответствии с законом. Применение этой нормы  на практике свидетельствует об узком  понимании данной конституционной  нормы в части оснований материального  возмещения морального вреда. Считается, что такое право существует лишь при наличии специальных нормативных  актов. Это означает, что если нет  специального указания на этот счет в  законе, то гражданин не имеет юридического основания для материального  возмещения морального вреда.

В настоящее время действует  несколько нормативных актов, регулирующих решение этого вопроса. Наиболее полно эти вопросы решены в  Гражданском кодексе. [12, c.105]

В соответствии с Гражданским  кодексом, если гражданину причинен моральный  вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими  его неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также  в иных случаях, предусмотренных  законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.[9]

  Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

1) вред причинен жизни  или здоровью гражданина источником  повышенной опасности;

2) вред причинен гражданину  в результате его незаконного  осуждения, незаконного привлечения  к уголовной ответственности,  незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

3) вред причинен распространением  сведений, порочащих честь, достоинство  или деловую репутацию гражданина;

4) в иных случаях, предусмотренных  законодательными актами.

Компенсация морального вреда  осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера  причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также  степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь 28 сентября 2000 г. принял постановление "О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда". Оценивая в целом позитивно данное постановление, мы не согласны с позицией Верховного Суда относительно того, что по правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., моральный вред компенсируется лишь в случае, если такая компенсация была предусмотрена актами законодательства и изданными в соответствии с ними Правилами  возмещения  вреда,   причиненного  жизни  и  здоровью гражданина (п. 2 постановления).

Здесь же необходимо отметить, что главной функцией специализированного  судебного конституционного контроля, осуществляемого Конституционным  Судом Республики Беларусь, является, прежде всего, обеспечение верховенства и непосредственного действия Конституции  и таким образом ограничение  государственно-властных субъектов  и защита прав и свобод личности. Значение деятельности указанного органа нельзя переоценить, поскольку от правовых позиций, сформулированных в актах конституционной юрисдикции, зависит направление дальнейшего развития всей правовой системы государства. Конституционный контроль как высшая форма защиты конституционных прав существует примерно в ста государствах мира.[13, c. 141]

На Конституционный Суд, как и на иные государственные  органы, возложена обязанность в  пределах компетенции принимать  необходимые меры для осуществления  прав и свобод граждан, а именно –  защищать права человека, нарушаемые или недостаточно обеспечиваемые нормотворческой  деятельностью уполномоченных на то субъектов, посредством контроля за конституционностью нормативных правовых актов. В процессе реализации данного  полномочия Конституционный Суд  с закономерной необходимостью должен исследовать, проанализировать и интерпретировать все структурные звенья юридического механизма гарантий прав и свобод человека. Толкование признается не только имманентной функцией судебной власти, но и неотъемлемым инструментом любой  правоприменительной деятельности.

В рамках правовой реформы, направленной на проведение в жизнь  принципов правового государства  в Республике Беларусь, вопрос о  развитии института конституционной  жалобы как одного из наиболее эффективных  и действенных механизмов защиты прав и свобод человека стал весьма актуальным. Законодательство Республики Беларусь прямо не предусматривает  право граждан на обращение в  Конституционный Суд, равно как  и не наделяет Конституционный Суд  полномочиями на возбуждение производства по делам о проверке конституционности  нормативных правовых актов по обращениям граждан (за исключением актов местных  Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов).

Информация о работе Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь