Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа
Объектом настоящего курсового исследования являются особенности механизма защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь.
Задачей работы является выполнить следующие исследования:
1 выделить конституционные права как элементы правового статуса гражданина;
2. рассмотрение судебной защиты прав гражданина;
3. выделение способов внесудебной защиты прав гражданина;
4. рассмотрение путей совершенствования законодательства в сфере защиты прав гражданина.
Вопрос о структуре
механизма реализации прав граждан
в юридической науке остается
дискуссионным. Иногда называют три
составные части этого
1) механизм обеспечения,
являющийся предпосылкой
2) механизм непосредственной
реализации – т.е.
3) механизм защиты, вступающий
в действие при нарушении прав
и направленный на их
По мнению К.Б.Толкачева, механизм реализации прав граждан состоит из двух подсистем:
1.) подсистемы обеспечения реализации прав;
2) подсистемы действий (актов
поведения) граждан по
В структуре механизма реализации прав граждан выделяются два основных элемента:
1) осуществление, или
2) обеспечение (гарантирование)
непосредственной реализации
Для понимания действия механизма
правового обеспечения
- раскрыть роль государства в этом деле;
- показать соотношение охраны и защиты норм права в сфере прав и свобод как стадий процесса их реализации;
- охарактеризовать формы
и способы реализации
- раскрыть систему гарантий данного процесса.
Особенность реализации конституционных
прав и свобод заключается в том,
что субъект постоянно
Каждый человек, обладает неотъемлемыми правами, гарантируемыми государством, в то же время он должен в своей социальной деятельности руководствоваться и обязанностями, главной из которых является признание и уважение прав и свобод, достоинства других.
Я думаю, исполнение государством,
с одной стороны, и личностью
– с другой, взаимных обязанностей
друг перед другом способствует укреплению
жизнедеятельности и
Таким образом, охрана и защита государством конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств являются стадиями в процессе их реализации. Именно в этом и состоит специфика реализации прав и свобод.
2. Судебная защита прав гражданина
Согласно части первой
статьи 60 Конституции каждому
Независимость суда означает, что судьи (присяжные заседатели) при осуществлении правосудия подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей (присяжных заседателей) по осуществлению правосудия недопустимо.
Беспристрастность суда проявляется
в справедливой оценке фактов, исключении
какой-либо дискриминации. В целях
обеспечения беспристрастности
суда законодательством
В части первой комментируемой статьи оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки. Поэтому может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу. Так, согласно статье 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь, общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года (исковая давность). Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. [9]
В подконституционных актах (законах, постановлениях и др.), особенно вступивших в силу до принятия действующей Конституции, еще сохраняются нормы, предусматривающие только внесудебный порядок разрешения споров. Однако эти нормы явно противоречат Конституции, которая обладает высшей юридической силой и имеет верховенство по отношению к иным нормативным актам, а ее нормы должны применяться непосредственно. При этом надо иметь в виду, что даже если для разрешения спора в суде необходимо принятие специального нормативного акта, однако он не принят, то и в этом случае у суда нет оснований для отказа в судебной защите: конституционная норма должна иметь непосредственное действие. Это вовсе не исключает возможности существования досудебного порядка разрешения спора, например, необходимости обращения вначале в вышестоящий орган с просьбой об отмене неправомерного решения либо иной орган, например, в комиссию по трудовым спорам. В случае отказа в удовлетворении требований либо не рассмотрения в установленный срок жалобы такое лицо вправе обратиться в суд, который обязан рассмотреть спор. В принципе, исходя из анализа рассматриваемой статьи, нельзя исключать право гражданина на обращение в суд и в случае, когда он не воспользовался предварительным (досудебным) порядком разрешения спора.[1, c. 25]
В этом плане показательны
заключения Конституционного Суда Республики
Беларусь, принятые в июне 1998 г. Так,
в Заключении от 19 июня 1998 года "О
соответствии Конституции Республики
Беларусь статьи 246 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях"
было подчеркнуто, что право на судебную
защиту в случае задержания относится
к общепризнанным принципам международного
права. Предварительный порядок
обжалования мер
Новым подходом в практике Конституционного Суда Республики Беларусь явилась запись в пункте 3 заключения от 19 июня 1996 г. о том, что до внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие нормативные акты по вопросам судебного обжалования административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и документов должна в соответствии со статьями 137 и 142 Конституции применяться норма статьи 60 Конституции. [11]
В соответствии с частью второй статьи 60 Конституции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.[14]
Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.) или имущественные права.
В сфере нравственных переживаний
моральный вред может заключаться
в утрате близких родственников,
невозможности продолжать активную
общественную жизнь, потере работы, раскрытии
врачебной тайны, распространении
не соответствующих
Моральный вред в результате физических страданий связан с болью, расстройством здоровья, изменениями в эмоционально-волевой сфере, а также с другими факторами, свидетельствующими о функциональных расстройствах организма либо повлекшими отклонения от обычного состояния здоровья.
Иск о возмещении морального вреда может быть заявлен как одновременно с иском о возмещении имущественного вреда, так и отдельно.
Моральный вред возмещается при наличии тех же оснований, что и возмещение имущественного вреда, в форме единовременно взысканной суммы.
В статье 60 Конституции указано,
что материальное возмещение морального
вреда должно осуществляться в соответствии
с законом. Применение этой нормы
на практике свидетельствует об узком
понимании данной конституционной
нормы в части оснований
В настоящее время действует несколько нормативных актов, регулирующих решение этого вопроса. Наиболее полно эти вопросы решены в Гражданском кодексе. [12, c.105]
В соответствии с Гражданским кодексом, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.[9]
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
1) вред причинен жизни
или здоровью гражданина
2) вред причинен гражданину
в результате его незаконного
осуждения, незаконного
3) вред причинен
4) в иных случаях,
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Пленум Верховного Суда Республики
Беларусь 28 сентября 2000 г. принял постановление
"О практике применения судами законодательства,
регулирующего компенсацию
Здесь же необходимо отметить,
что главной функцией специализированного
судебного конституционного контроля,
осуществляемого
На Конституционный Суд,
как и на иные государственные
органы, возложена обязанность в
пределах компетенции принимать
необходимые меры для осуществления
прав и свобод граждан, а именно –
защищать права человека, нарушаемые
или недостаточно обеспечиваемые нормотворческой
деятельностью уполномоченных на то
субъектов, посредством контроля за
конституционностью нормативных правовых
актов. В процессе реализации данного
полномочия Конституционный Суд
с закономерной необходимостью должен
исследовать, проанализировать и интерпретировать
все структурные звенья юридического
механизма гарантий прав и свобод
человека. Толкование признается не только
имманентной функцией судебной власти,
но и неотъемлемым инструментом любой
правоприменительной
В рамках правовой реформы,
направленной на проведение в жизнь
принципов правового
Информация о работе Защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь