Государственное управление социально- культурной сферой
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 23:17, курсовая работа
Описание работы
Тема данной курсовой работы « Государственное управление социально- культурной сферой», одна из интересных тем связанных с системой управления в Российской Федерации. Ежедневно каждый из нас сталкивается или связан с социальной сферой, но не всегда мы задумываемся каков порядок и механизм управления «социалкой». Таким образом, попробуем разобраться в сущности организации государственного управления социально- культурной сферы, проанализировать его механизм.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Государственное управление социально-культурной сферой.……....5 1.1. Государственное управление образованием..………………………………5 1.2. Государственное управление наукой……………………………………….7 Глава 2. Государственное управление в сфере здравоохранения.....................14 2.1. Государственное управление здравоохранением, физкультурой и спортом……………………………………………...………………………………....14 2.2. Государственное управление в сфере социальной защиты граждан……23 Глава 3. Государственное управление в культурной сфере.………………….30 3.1. Государственное управление культурой. ………………………………....30 3.2. Муниципальные органы управления культурой………………………….36 3.3. Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга. .................................................................................................................................47 Заключение……………………………………………………………………….52 Список использованных источников………
Глава 1. Государственное управление
социально-культурной сферой.……....5
1.1. Государственное управление
образованием..………………………………5
1.2. Государственное управление
наукой……………………………………….7
Глава 2. Государственное управление
в сфере здравоохранения.....................14
2.1. Государственное управление
здравоохранением, физкультурой и спортом……………………………………………...………………………………....14
2.2. Государственное управление
в сфере социальной защиты граждан……23
Глава 3. Государственное управление
в культурной сфере.………………….30
3.1. Государственное управление
культурой. ………………………………....30
3.2. Муниципальные органы управления
культурой………………………….36
3.3. Управление по культуре
и искусству администрации города
Оренбурга. .................................................................................................................................47
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...53
Приложения……………………………………………………………………...56
Введение
Тема данной курсовой работы
« Государственное управление социально-
культурной сферой», одна из интересных
тем связанных с системой управления в
Российской Федерации. Ежедневно каждый
из нас сталкивается или связан с социальной
сферой, но не всегда мы задумываемся каков
порядок и механизм управления «социалкой».
Таким образом, попробуем разобраться
в сущности организации государственного
управления социально- культурной сферы,
проанализировать его механизм.
Российское государство - социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Социально-культурное строительство -
сложная и специфическая сфера государственного
управления. Она включает несколько отраслей,
каждая из которых имеет ряд особенностей.
В связи с формированием в России
рыночных отношений все больше проявляется
тенденция к децентрализации управления
отраслями данной сферы, возрастанию элементов
самостоятельности, самоуправляемости
структур, организаций составляющих каждую
из отраслей. Что же касается законодательного
и в целом правового регулирования каждой
из них, то в настоящее время пакет законодательных
и иных юридических актов, регламентирующих
статус этих отраслей.
В целом в сферу социально- культурного
строительства включаются следующие отрасли:
образование, наука, культура, здравоохранение,
труд и социальное развитие, СМИ, туризм,
спорт.
Эффективность управления в
любой сфере и на любом уровне зависит
в первую очередь от соответствия управленческих
структур заданным функциям. Поэтому прежде
чем создавать управленческие структуры,
необходимо определить их функции, а также
учесть при этом имеющиеся ресурсы. Затем
под эти функции создается структура управления
и осуществляется их персональное, кадровое
наполнение.
Аппарат управления и механизм
его функционирования должны в полной
мере соответствовать избранной экономической
модели, социально- культурным и политическим
интересам граждан, государственных и
негосударственных организаций.
В Конституции РФ ( ст. 71-73) содержатся
указания относительно того, по каким
направлениям и вопросам осуществляется
функционирование Федеральных органов
исполнительной власти, по каким требуется
их совместное функционирование с аналогичными
органами субъектов Федерации и органами
местного самоуправления, а также их компетенция.
Однако следует отметить, что
многие вопросы организационно-правового
характера еще недостаточно регламентированы
действующим законодательством. Это касается,
прежде всего, форм и методов взаимодействия,
федеральных и региональных исполнительных
органов, органов местного самоуправления,
четкого разграничения их функций, полномочий
и ответственности за результаты своей
деятельности, без чего трудно решать
проблемные вопросы, возникающие в процессе
государственно-управленческой деятельности.
Цель курсовой работы: охарактеризовать и проанализировать
систему государственного управления
социально- культурной сферы.
Актуальность: изучение функций государственного
управления социокультурными процессами,
разнонаправленность интересов культуротворческих
субъектов.
Задачи: рассмотреть сущность государственного
управления каждой отрасли социально-
культурной сферы; рассмотреть
управление отрасли культуры в муниципальных
образованиях; проанализировать
систему управления на примере отрасли
культуры в конкретном муниципальном
районе.
Объект исследования: система государственного
управления.
Предмет исследования: управление социальной сферой.
Глава 1. Государственное
управление социально-культурной сферой.
1.1. Государственное
управление образованием.
Культурно-воспитательная функция
относится к числу важнейших внутренних
функций государства. Ее реализация включает
создание и поддержание благоприятных
условий и возможностей для получения
каждым гражданином образования, соответствующего
принятым в государстве стандартом. Важность
данной функции обусловливается тем, что
в настоящее время без образования немыслимо
активное участие граждан в общественной
жизни, в производстве, во всех сферах
государственной деятельности. От уровня
образованности населения (в особенности,
молодого поколения граждан) и качества
образования непосредственно зависит
поступательное развитие общества и государства.
Именно поэтому в Российской Федерации
область образования провозглашена приоритетной.
Право на образование является одним из
основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации. В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации и действующим законодательством
в качестве общедоступных и бесплатных
им гарантируются следующие виды образования:
дошкольное, начальное общее, основное
общее, среднее (полное) общее и начальное
профессиональное, а на конкурсной основе
- среднее профессиональное, высшее профессиональное
и послевузовское профессиональное образование
в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, если образование данного
уровня гражданин получает впервые. Основное
общее образование является обязательным.
Государственная политика в области образования
основывается на следующих основных принципах: гуманистический
характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, воспитание гражданственности,
трудолюбия, любви к Родине и семье; единство
федерального культурного и образовательного
пространства; общедоступность и светский
характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании; автономность
образовательных учреждений. Организационной
основой этой политики является Федеральная
программа развития образования. Реализация
государственной политики в области образования
обеспечивается системой образования,
основными элементами которой являются:
а) преемственные образовательные
программы и государственные образовательные
стандарты различного уровня и направленности;
б) образовательные учреждения
различных организационно-правовых форм,
типов и видов;
в) органы управления образованием,
подведомственные им учреждения и организации.
Разнообразное по направленности,
формам и методам воздействие государства
на элементы этой системы составляет содержание
управления в данной области. Следовательно, управление
образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных
органов, направленную на непосредственное осуществление государственной
политики в области образования.
Правовую основу управления
в области образования составляют Конституция
Российской Федерации, Закон Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании»
(в ред. Федерального закона от 13 января
1996 г.), Федеральный закон Российской Федерации
от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», принимаемые
в соответствии с ними другие законы и
иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации
в области образования, положения об органах
управления образованием, уставы образовательных
учреждений и другие акты местного, локального
значения. Образование в Российской Федерации
осуществляется также в соответствии
с нормами международного права.[1]
1.2. Государственное
управление наукой.
История цивилизации свидетельствует
о глобальном влиянии науки на все стороны
жизни общества и каждого человека. Общемировая
тенденция возрастания роли науки в социальном
развитии выражается в повышении интеллектуального
уровня и культуры материального производства,
научном регулировании и разрешении противоречий
между старыми и новыми отношениями в
пользу утверждения последних, более прогрессивных
и гуманных. Наука как элемент общественного
сознания и специфический вид творческой
общественной деятельности, познавая
многообразие окружающей действительности,
генерирует не только новые концепции,
идеи, но и формирует теоретико-методологическую
основу преобразования социальной практики.
Усложнение проблем социального развития,
усиливающиеся взаимосвязи и взаимозависимости
общественных явлений вызвали кардинальные
изменения в характере познавательной
деятельности: получили развитие процессы
дифференциации и интеграции наук, сближения
естественных, технических наук с науками
гуманитарными, а в итоге взаимопроникновения,
взаимодополнения различных отраслей
научного знания стало возможным решать
проблемы комплексно, получать качественно
новые результаты. Выявление и познание
закономерностей функционирования природной
и социальной среды в современных условиях
уже неосуществимы, как это имело место
на рубеже XX столетия, лишь усилиями отдельных
ученых, а требуют объединения и координации
деятельности тысяч научных коллективов,
выделения в системе государственного
управления особой отрасли по управлению
наукой. Государственное управление наукой
необходимо еще и потому, что производительные
силы общества (особенно в части создания
технологий повышенной общественной опасности),
негативные социальные последствия научно-технической
революции (ИГР) достигли таких масштабов,
что нерегулируемое их развитие может
вызвать необратимые изменения в нормальной
жизнедеятельности людей на региональном
и более того - на планетарном уровне. Механизм
государственного управления наукой в
течение многих лет отождествлялся с системой
управления материальным производством,
в которой превалировали административно-правовые
методы управления, а эффективность науки
оценивалась исключительно по достижению
запланированных экономических показателей.
В то же время творческий, нематериальный
и вероятностный характер многих результатов
науки предполагает использование финансово-правовых,
социально-психологических, социологических
и т.п. методов, а также учета не только
строгих количественных характеристик,
но и качественного описания научных достижений.
Основными целями государственной
политики в области науки являются развитие,
рациональное размещение и эффективное
использование научного потенциала, увеличение
вклада науки и техники в реализацию важнейших экономических задач, укрепление обороноспособности государства и безопасности
личности, общества и государства, упрочение
взаимосвязи науки и образования и т.д.
Важное место в обеспечении
единой государственной политики в области
науки принадлежит федеральному законодательству
о науке и научно-технической политике,
регулирующему отношения между субъектами
научной и (или) научно-технической деятельности,
органами государственной власти и потребителями
научной и(или) научно-технической продукции
(работ и услуг).
Единую государственную научную
политику реализуют федеральные органы
исполнительной власти общей, над отраслевой
и отраслевой компетенции путем проведения
следующих социально-экономических, организационно-правовых
и иных мероприятий по развитию науки
и использования ее результатов:
1. Централизованное распределение
бюджетных и иных средств и ресурсов на
пропорциональное развитие различных
областей науки;
закрепление в законодательных
и иных нормативных правовых актах компетенции
органов управления наукой, регламентация
порядка их образования, реорганизации
и ликвидации;
2. Принятие мер по оптимизации
научно-исследовательской сети страны
и структуры научно-исследовательских
учреждений (НИУ);
3. Определение путей повышения
эффективности форм и методов управления научно-исследовательской деятельностью
и факторов, влияющих на ее интенсификацию,
установление организационно-правовых
основ развития интеграционных и координационных
связей между НИУ различной административно-правовой подчиненности;
4. Совершенствование системы
научно-технической информации;
5. Организация подготовки и
аттестации научных и научно-педагогических
кадров;
6. Развитие связей и форм международного
научно-технического сотрудничества и
т.п.
Согласно п. «е» ст. 72 Конституции
Российской Федерации общие вопросы науки
находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов, но Федерация
проводит единую государственную политику
в области НТП, использования на практике
достижений науки и техники, управляет
государственными научными учреждениями
федерального значения.