Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:00, курсовая работа
Понятие и задачи кассационного производства
Сущность института обжалования состоит в том, что лица, участвующие в деле, имеют право в установленный законом срок подать жалобу, а прокурор – принести кассационное представление на не вступившее в законную силу решение и определение суда первой инстанции.
Определение суд второй инстанции выносит по результатам обсуждения в совещательной комнате всех материалов дела. Этот процессуальный акт также, как и решение суда первой инстанции, состоит из четырех частей: вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной (ст. 366 ГПК РФ).
Во вступительной части
В описательной части определения кратко излагается сущность спора, содержание решения, кассационной жалобы или представления, объяснений лиц, участвовавших в кассационном рассмотрении дела. Здесь же указываются новые материалы, представленные непосредственно во вторую инстанцию.
Мотивировочная часть
Резолютивная часть
Итоговое обсуждение всех материалов
дела, а затем и вынесение
Суд второй инстанции вправе вынести
частное определение (ст. 226 ГПК РФ)
в адрес соответствующих
В целях обеспечения руководящей
роли вышестоящего суда закон придает
его указаниям обязательное значение
для суда, которому поручается новое
рассмотрение дела вследствие отмены
ранее вынесенного решения. Но это
правило разумно согласовано
с принципом независимости
Характеристика
Исполнительное производство представляет
собой установленный законом
порядок принудительной реализации
актов юрисдикционных органов, имеющей
своей целью обеспечение
Нормативную основу исполнительного
производства составляет недавно принятый
Гражданско-процессуальный кодекс Российской
Федерации, а также Федеральный
закон РФ «Об исполнительном производстве»,
который является основным нормативным
актом, детально регламентирующим отношения,
возникающие при принудительном
исполнении судебных актов и актов
других органов. К правовой базе исполнительного
производства относится также Федеральный
закон «О судебных приставах».
Вопрос о месте исполнительного производства
в системе российского законодательства
носит не теоретический, а сугубо прикладной
характер, поскольку определяет содержание
и характеристику мер принудительного
исполнения. Если рассматривать исполнительное
производство как составную часть гражданского
и арбитражного процессов, то этим можно
объяснить до сих пор сохраняющееся наличие
ряда существенных гарантий прав должника
и в стадии исполнения. Если же считать
исполнение административной процедурой,
тогда главной его целью является обеспечение
реализации положений соответствующего
судебного или несудебного акта без соблюдения
тех гарантий, которые свойственны судебной
процессуальной форме. Ряд специалистов
относят стадию исполнения к правосудию.
Изложенное показывает, что реформа
исполнительного производства носит
не узкоспециальный, а сквозной межотраслевой
характер, затрагивая область реализации
прав в самых различных сферах
юридической деятельности. Ведь в
рамках исполнительного производства
реализуется не только решения судов
общей юрисдикции, но и арбитражных
судов, третейских судов, органов административной
юрисдикции и т.д.
В пользу самостоятельного и внепроцессуального
характера исполнительного производства
свидетельствует наличие многих специфических
черт, в частности его принципиальных
положений, правовое положение субъектов,
характер их деятельности и норм, регулирующих
ее. Исполнительное производство не состязательно
по своему характеру, иной характер носят
принципы, права и обязанности его участников.
Исполнительное производство в основном
устанавливает правила специальной юридической
правореализационной деятельности для
обязательных субъектов. Диспозитивность
характерна только для действий взыскателя
— она заключается в его праве возбудить
или не возбудить исполнительное производство,
в возможности выбора правовых средств
воздействия на должника при каких-либо
сбоях процесса исполнения, в праве отказаться
от взыскания, заключить мировое соглашение.
Выбор вариантов поведения для должника
практически ограничен, поскольку он обязан
исполнить юридический акт — исполнительный
документ. Практически принудительное
исполнение не является единым производством,
это целая система определенных производств
по исполнению конкретных юридических
актов.
Таким образом, более верно характеризовать
исполнительное производство как юридическую
деятельность, происходящую вне рамок
судебного процесса, судебной власти и
требующую целостного правового регулирования.
Исполнительное производство в доктриальном,
нормотворческом и правоприменительном
аспекте следует понимать как относящееся
к сфере действия органов исполнительной
власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Такой вывод определяет в концептуальном
плане правовую политику в данной сфере
и взаимоотношения системы принудительного
исполнения с властью судебной.
Общие правила исполнительного производства.
Установленные законом общие
правила исполнительного
Закон определяет общие сроки исполнительного
производства - исполнительные действия
должны быть совершены судебным приставом-исполнителем
в двухмесячный срок со дня поступления
к нему исполнительного документа (ч. 1
ст. 13 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исключения из этого правила допускаются
только в случаях немедленного исполнения
требований исполнительного документа.
Немедленному исполнению подлежат требования
исполнительных документов: о взыскании
алиментов, заработной платы или иной
платы за труд в пределах платежей, исчисленных
за один месяц, а также о взыскании всей
суммы долга по этим выплатам, если исполнительным
документом предусмотрено ее немедленное
взыскание; о восстановлении на работе
или в прежней должности незаконно уволенного
или переведенного работника; по другим
делам, если немедленное исполнение требований
предусмотрено исполнительным документом
или федеральным законом. Установленные
законом сроки совершения исполнительных
действий не подлежат продлению.
Исполнение судебных актов и актов других органов производится судебным исполнителем по месту жительства, месту работы должника либо по месту нахождения его имущества, если должником является гражданин. Если должник - юридическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту его нахождения или по месту нахождения его имущества. Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, производится по месту совершения этих действий.
При этом судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия как на территории, на которую распространяются его функции, так и на иной территории, если в процессе исполнения возникла такая необходимость. Если возникает необходимость совершения исполнительных действий на территории, на которую не распространяются функции данного судебного пристава-исполнителя, то в течение суток по прибытии на указанную территорию он уведомляет о необходимости совершения исполнительных действий соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает содействие прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и поручает дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.
Если в процессе исполнения
исполнительного документа
При отсутствии сведений о месте нахождения должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, о розыске имущества должника или о розыске ребенка (ч. 1 ст. 28 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Указанное постановление утверждается старшим судебным приставом.
Розыск объявляется по
месту исполнения исполнительного
документа или по последнему известному
месту жительства (месту нахождения)
должника, либо по месту нахождения
его имущества, а также по месту
жительства (месту нахождения) взыскателя.
Расходы по розыску должника, его
имущества и розыску ребенка
взыскиваются с должника. Розыск в
отношении должника-гражданина или ребенка
осуществляется органами внутренних дел,
в отношении должника-организации, а также
имущества должника (гражданина или организации)
- службой судебных приставов.
По другим видам исполнительных документов
судебный пристав-исполнитель вправе
объявить розыск должника или его имущества
при наличии согласия взыскателя нести
бремя расходов по розыску и авансировать
указанные расходы. В данном случае взыскатель
вправе в судебном порядке требовать от
должника возмещения расходов по розыску.
При этом взыскатель освобождается от
уплаты государственной пошлины.
В целях защиты интересов должника и членов
его семьи закон устанавливает определенные
запреты, и ограничения в отношении времени
совершения исполнительных действий.
Так, в нерабочие дни исполнение решений
допускается лишь в случаях, не терпящих
отлагательства, или в случаях, когда по
вине должника их совершение в другие
дни невозможно. При этом необходимо получение
письменного разрешения старшего судебного
пристава. В ночное время, т.е. с 22 часов
до 6 часов по местному времени, исполнение
решений допускается только в случаях,
создающих угрозу жизни и здоровью граждан,
и с письменного разрешения старшего судебного
пристава (ч. ч. 2, 3 ст. 12 "Об исполнительном
производстве"). Исполнительное производство
развивается по этапам (стадиям): возбуждение,
совершение исполнительных действий,
окончание.
Возбуждение исполнительного производства.
Поступившие в подразделение судебных
приставов исполнительные документы регистрируются
делопроизводителем или лицом, отвечающим
за регистрацию в книге учета исполнительных
документов, в порядке их поступления
с присвоением номера (этот номер присваивается
впоследствии исполнительному производству),
а также в алфавитных указателях учета
взыскателей, затем передаются судебному
приставу-исполнителю на исполнение под
расписку в зональной книге учета исполнительных
документов. На каждого судебного пристава-исполнителя
должна быть заведена зональная книга
учета исполнительных производств.
Регистрация иной корреспонденции,
непосредственно поступающей в
адрес подразделения судебных приставов,
или отправлений из подразделения
производится в порядке, предусмотренном
Инструкцией по делопроизводству в
Министерстве юстиции Российской Федерации.
В подразделениях судебных приставов
регистрация документов может дополнительно
осуществляться на магнитных носителях.
Распределение исполнительных документов
среди судебных приставов-исполнителей
внутри подразделения осуществляет старший
судебный пристав в устанавливаемом им
порядке.
Судебный пристав-исполнитель при получении исполнительных документов обязан проверить подлинность и наличие всех необходимых его реквизитов, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также сроки предъявления его к исполнению. По каждому исполнительному документу судебный пристав-исполнитель обязан завести исполнительное производство, учетно-статистическую карточку, а также внести соответствующую запись в зональную книгу учета исполнительных документов. Все документы либо их копии, относящиеся к конкретному исполнительному производству, хранятся (подшиваются) в отдельной папке, которой присваивается номер исполнительного производства. Все страницы исполнительного производства нумеруются, а наименование документов исполнительного производства и номера страниц указываются в описи вложенных документов, помещаемой в начале этого производства.
Возбуждение исполнительного
производства производится путем вынесения
судебным приставом-исполнителем соответствующего
постановления. При этом ФЗ "Об исполнительном
производстве" (ч. 1 ст. 9) возлагает
на судебного пристава-
Постановление о возбуждении исполнительного
производства выносится судебным приставом-исполнителем
в трехдневный срок со дня поступления
к нему исполнительного документа. В постановлении
о возбуждении исполнительного производства
устанавливается срок для добровольного
исполнения содержащихся в исполнительном
документе требований, который не может
превышать пяти дней со дня возбуждения
исполнительного производства, а также
содержится уведомление должнику о принудительном
исполнении указанных требований по истечении
установленного срока с взысканием с него
исполнительского сбора и расходов по
совершению исполнительных действий.
Копия постановления о возбуждении исполнительного
производства не позднее следующего дня
после дня его вынесения направляется
взыскателю, должнику, а также в суд или
другой орган, выдавший исполнительный
документ.