Этапы развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных этапов развития государственной службы с момента возникновения до настоящего времени.
Задачей является рассмотрение необходимости создания Табели о рангах, его описание и применение, а так же дать понятие государственной службы, рассмотреть ее виды, принципы, формы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
1.1 Понятие, виды, принципы государственной службы
1.2 Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе
1.2 Формы государственного правления. Монархия. Республика
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
2.1 Табель о рангах. Понятие. История создания. Описание
2.2 Типы и классы чинов по Табели о рангах
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Проблема реформирования государственной службы
3.2 Современная "Табель о рангах"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее  законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

По  идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени  чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства.

Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Определенные  в царствование Петра I принципы формирования профессиональной государственной  службы, определения должностного и  сословного положения чиновничества, требований к профессиональной подготовленности государственных служащих получили развитие в последующее время.

Россия  вступала в новое столетие, в котором  реформы государственного аппарата потребовали дальнейшего развития государственной службы. Российская государственная служба вступала в XIX столетие - в свой "золотой век".

2.2 Типы и классы чинов  по Табели о рангах

Кто был главнее - морские войска или  сухопутные? Петр I мудро разрешил этот вопрос - ст. 2 Табели поясняла: «Морские же с сухопутными в команде  определяются следующим образом: кто  с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному  над морским». Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода  становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 2.

Почему  Петр, учреждая Табель, основное внимание уделял армии, отдавал армейским  преимущество перед гражданскими и  по армии равнял придворные и гражданские  должности? Вероятно, это потому, что  Табель, как уже указывалось в  первой главе, была вызвана необходимостью прежде всего реформы армии.

Гражданская (статской) служба разделялась по министерствам  и ведомствам. Названия чинов были одинаковыми, а должности самыми разными.

В качестве внешнего элемента, объединяющего  все виды службы, служил мундир. В XIX веке вся Россия была в мундирах. В служебное и учебное время  в форменной одежде "высочайше  утвержденного" образца ходили офицеры  и дипломаты, писари и студенты, камергеры  и гимназисты.

Военизированный склад государственной машины сказывался и на внешнем виде чиновников. В  присутствии, то есть на службе, они  обязаны были носить мундир военного покроя, хотя, конечно, поскромнее. Небольшая  шпага официального образца полагалась даже студентам высших учебных заведений. Как правило, та или иная должность  соответствовала определенному  рангу.

Кроме того, Петром были введены различия в одежде для разных рангов: «Понеже  такожде знатность и достоинство  чина какой особы часто тем  умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они  в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться». Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 19.

Статус  женщины определялся по статусу  ее супруга. Ст. 7 Табели гласила: «Все замужные жены поступают в рангах, по чинам  мужей их». Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода  становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 7. Ст. 9 определяла положение незамужних девиц - по отцу. Интересно, что, если сыновья, по петровскому  замыслу, не имели права претендовать на отцовский ранг, а должны были заслужить, то, напротив, «девицы, которых  отцы в 1-м ранге, пока они замуж  не выданы, ранг получить над всеми  женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а  выше брегадира. И девицы, которых  отцы во 2-м ранге, над женами, которые  в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых  отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют  ранги». Там же. С. 9.

Кроме того, дамы и девицы могли сами получить определенные чины - разумеется, это  касалось только придворной службы, поскольку  на военную и гражданскую женщины  не привлекались. Согласно ст. 10, «дамы  и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих  обретаются, следующие ранги получить:

Обер  гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми  дамами. Действителные стац дамы у  ея величества государыни императрицы  следуют за женами действителных  тайных советников. Действителные камер  девицы имеют ранг с женами президентов  от колегеи.

Гоф дамы - с женами брегадиров.

Гоф девицы - с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен - с  действителными стац дамами, которые  при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф  
дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют  за гоф девицами при ее величестве государыне императрице. Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода  становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 10.

Таким образом. Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь  общества в течении последующих  двух веков. Разумеется, петровская "Табель о рангах" не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а  менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Вся эта система, просуществовавшая  очень длительное время, была упразднена в 1917 году декретами советской власти об уничтожении чинов, сословий и  титулов.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Строгая регламентация элементов государственной  службы мало помогала предотвращению и искоренению таких пороков управления, как взяточничество, волокитство, формализм, служебные подлоги.

В годы Советской власти издаётся немало актов, посвящённых государственной  службе. Одним из первых актов советской  власти был декрет от 10 (23) ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских  чинов» Декреты Советской власти. Постепенно они консолидируются  в трудовом законодательстве, хотя длительное время действовали постановления  и положения о требованиям  к отдельным категориям служащих, о классных чинах, о порядке аттестации, об укреплении государственной дисциплины и др. Периодически издавались тарифно-квалификационные справочники для работников народного  хозяйства. Министерства и ведомства  готовили типовые или примерные  должностные инструкции.

В СССР не было закона о государственной  службе, и о ее правовой регламентации  говорилось очень мало. Порядок комплектования должностей государственных служащих был определен в конституциях, законах о советах министров  и о местных советах народных депутатов, в правительственных  постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные  решать вопросы комплектования должностей государственных служащих. В 80-х  гг. началась работа по подготовке новых  законодательных актов о государственной  службе, но её так и не удалось  завершить. В современной России была создана новая, значительно  расширенная и изменённая нормативная  база государственной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции  РФ, ряда федеральных законов и  значительного числа подзаконных  федеральных актов, а также актов  субъектов Федерации.

3.1 Проблема реформирования  государственной службы

Проблема  реформирования государственной службы Российской Федерации в современный  период управления страной возникла не случайно. Необходимость ее решения  программными методами обосновывается целым рядом факторов, прежде всего  относящихся к проблемам количественного  и качественного состояния кадрового  состава государственной службы.

Цель  реформирования государственной службы на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в том, чтобы создать государственный  аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат  высокопрофессиональный, экономичный  и дисциплинированный. Для этого  и требовалось установить и соответствующий  административно правовой статус государственных  служащих.

Необходимо  оптимизировать численность государственных  служащих путем внедрения на государственной  службе новых методов управления, поскольку в последние годы наблюдается  рост численности государственных  служащих государственных органов  субъектов Российской Федерации  и муниципальных служащих органов  местного самоуправления Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 548..

На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на начало 2007 г. в общей численности  государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины  составляли более 70%, в органах исполнительной власти - 71,8%, в аппаратах органов  судебной власти и прокуратуры - 67,6%, в аппаратах органов законодательной  власти - 55,8%, в аппаратах иных государственных  органов - 55,4%. Такой сравнительно высокий  процент женщин в аппаратах государственных  органов объясняется преобладанием  женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим  группам должностей.

Средний возраст государственных  служащих, замещающих государственные  должности, составляет 40 лет. Несколько  моложе кадровый состав в аппаратах  федеральных судов и органов  прокуратуры Российской Федерации (средний возраст - 37 лет). Лица пенсионного  возраста среди государственных  служащих составляли 3,5%. Более 30% государственных  служащих в аппаратах законодательных  и иных государственных органов  имели возраст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста в этих органах составляли соответственно 11,1 и 6,9%.

Таким образом, в течение  ближайших 10 лет может произойти  высвобождение более половины государственных  служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения  этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Государственные служащие еще  не в полной мере отвечают требованиям  образовательного уровня по замещаемым должностям.

Сохраняется тенденция к  увеличению числа государственных  служащих, чье профессиональное образование  не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального  образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции Ноздрачев  А. Ф. Преобразования в системе государственной  службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006, № 2..

К началу разработки Программы  переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных  служащих территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете  не предусматривались.

Сложившееся до недавнего  времени состояние государственной  службы выявляет и другие негативные тенденции ее развития. Так, поступление  граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственных  служащих нередко зависят от личного  отношения к ним руководителя государственного органа, а не от профессионального  уровня и деловых качеств государственных  служащих.

Кроме того, частая смена  руководителей государственных  органов приводит к очередному изменению  структуры этих органов, зачастую неоправданному увольнению государственных служащих, приему на государственную службу граждан, профессионально слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной деятельности. Поэтому качество подготавливаемых соответствующих управленческих документов и решений во многих случаях является неудовлетворительным.

Есть и другие проблемы, относящиеся к необходимости  реформирования государственной службы Российской Федерации. Среди них  следует отметить недостаточную  правовую регламентацию деятельности государственных органов, слабый контроль со стороны гражданского общества.

Утратили силу прежние  нормы морали и идеологического  воздействия, регулировавшие поведение  работников органов государственной  власти и управления и ставившие  барьеры на пути злоупотреблений, коррупции, произвола в этих органах Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 637..

Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития и совершенствования государственной  службы.

Для преодоления указанных  негативных тенденций признано необходимым  обеспечить решение следующих проблем  государственной службы:

- нарушение принципа единства  государственной службы и системы  управления государственной службой  на федеральном и региональном  уровне;

- неразработанность законодательных  механизмов взаимосвязи государственной  и муниципальной службы;

- наличие противоречий  и пробелов в законодательстве  Российской Федерации о государственной  службе;

- несоответствие социального  и правового положения государственного  служащего степени возлагаемой  на него ответственности;

Информация о работе Этапы развития государственной службы в России