Общие положения гражданского процесса. Трудовой договор. Расторжение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Среди юридических мер обеспечения прав и свобод защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц занимает доминирующее место.
Можно выделить три формы защиты прав: судебную, административную и общественную. Наиболее совершенной формой защиты прав является судебная форма как наиболее универсальная, детально регламентированная нормами гражданского процессуального права.

Содержание работы

1 Общие положения гражданского процесса………………………………………………….4
2 Трудовой договор. Расторжение……………………………….……………………………19
Задача……………………………………………………………………………………………26
Литература………………………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Гражданский процесс.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)
  1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  2. о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении

гражданина умершим;

  1. о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;
  2. об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
  3. о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;
  4. о признании наследства выморочным;
  5. о восстановлении прав по документам на предъявителя;
  6. о принудительной госпитализации и лечении граждан;
  7. об усыновлении (удочерении) ребенка.

В случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в порядке особого  производства могут рассматриваться  и другие дела.

Дела особого производства возбуждаются подачей заявления. Имеются особенности  по субъектному составу (заявитель, заинтересованное лицо и др.).

Приказное производство – производство по заявлению о взыскании денежной суммы или об истребовании движимого имущества с должника без проведения судебного заседания и вызова сторон (ст. 394-398 ГПК).

Приказное производство является одной из форм ускоренного разрешения бесспорных дел. Заявление о возбуждении приказного производства подается в суд по общим правилам подсудности. Защита осуществляется без судебного заседания и вызова сторон. Судья в трехдневный срок со дня поступления заявления выносит определение о судебном приказе.

При отсутствии возражений должника по существу требования судебный приказ подлежит исполнению. При возникновении  спора о праве между взыскателем  и должником, а также при отсутствии надлежащих документов, подтверждающих требование, судебный приказ отменяется, а закон гарантирует защиту прав  в порядке искового производства.

Юридические дела могут разрешаться  различными органами. В Республике Беларусь, как и в любом государстве, существует система органов, которые в соответствии с действующим законодательством наделены правом разрешать юридические дела. К ним относятся: судебные органы; органы, входящие в систему исполнительной власти; органы, создаваемые, назначаемые самими сторонами спора (примирительные комиссии, третейские суды и т.п.); межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Каждый из названных органов  вправе разрешать только те дела, которые  отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

Таким образом, подведомственность определяется  в науке гражданского процессуального права как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению какого-либо государственного или иного органа, как свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Подведомственность дел тем  или иным органам устанавливается  законами или иными нормативными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и исключения из них.

Определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из характера спорного правоотношения, состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, характера оспариваемого правового акта.

В силу ст.10 ГК защиту нарушенных или  оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством.

Определить судебную подведомственность по гражданским делам – значит выяснить, какие именно гражданские дела подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.

Система разделения компетенции между  органами судебной власти основана на принципе универсальной подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь и хозяйственных судов Беларуси. Иными словами, все споры, которые не подведомственны иным судам, подведомственны судам общей юрисдикции. Такой вывод основан и на ст. 60 Конституции Республики Беларусь, предусматривающей, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится.

Правила и виды подсудности гражданских  дел

В отличие от подведомственности подсудность  разграничивает компетенцию в той  же области, но между разными судами.

Определив, что гражданское дело подведомственно суду общей юрисдикции, следует определить, какому именно суду оно подсудно.

В систему общих судов Республики Беларусь включены: районные (городские) суды; областные суды и Минский  городской суд, действующий на правах областного суда; Верховный Суд Республики Беларусь и специализированные суды: межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд; судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда.

Общим для всех названных судов  является их право разрешать гражданские  дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из этих судов вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции, за исключением Верховного Суда Республики Беларусь, который вправе разрешить по первой инстанции любое гражданское дело, подсудное судам общей юрисдикции.

В теории гражданского процессуального  права под подсудностью понимается институт процессуального права, регулирующий относимость подведомственных общим  судам гражданских дел к ведению  того или иного суда, одной и  той же судебной системы.

В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой функционирует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую (предметную) и территориальную (местную).

Родовая (предметная) подсудность  определяется по роду дел, рассматриваемых  нижестоящими и вышестоящими, а также специализированными звеньями одной судебной системы.

За последние годы правила родовой  подсудности изменились. Появилась  определенная родовая подсудность  у Верховного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского судов и военных судов.

Так, на основании ст. 45 ГПК Верховный  Суд Республики Беларусь рассматривает  по первой инстанции дела:

1) по жалобам на отказ в  регистрации республиканских и  международных общественных объединений  граждан;

2) по заявлениям о прекращении деятельности общественных объединений;

3) по жалобам на отказ в  регистрации инициативной группы  по проведению республиканского  референдума;

4) по жалобам на отказ в  регистрации политических партий;

5) по заявлениям о прекращении  деятельности политических партий;

6)по жалобам прекращения Президента  Республики Беларусь по вопросам  гражданства;

7) по жалобам на отказ Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских  референдумов в регистрации кандидатов  в Президенты Республики Беларусь;

8) по спорам, вытекающим из применения  законодательства, регулирующего имущественные  и личные неимущественные отношения,  возникающие в связи с созданием  (выявлением, выведением), правовой  охраной и использованием объектов  промышленной собственности и др.

К родовой подсудности областных, Минского городского и военных судов  отнесен целый ряд гражданских  дел, предусмотренных в ст. 43, 44 ГПК и в других актах законодательства (в частности, ст. 86, 68 Избирательного кодекса, ст. 395 Трудового кодекса и др.).

Все остальные дела, за исключением  отнесенных к родовой подсудности  вышестоящих судов, рассматриваются  районными (городскими) судами.

Территориальной (местной) подсудностью именуется подсудность дела суду в зависимости от территории деятельности суда.

 Гражданские процессуальные правоотношения – это урегулированные гражданским процессуальным правом отношения, складывающиеся между судом и другими участниками гражданского судопроизводства по поводу рассмотрения и разрешения гражданского дела.

Гражданские процессуальные правоотношения возникают при наличии определенных предпосылок:

1) наличие нормы, на основе  которой возникает гражданское  процессуальное правоотношение;

2) наличие гражданской процессуальной  правосубъектности;

3) наличие юридического факта.

Вопрос или спор, подлежащий рассмотрению в суде, является объектом гражданских  процессуальных правоотношений.

Содержание гражданских процессуальных правоотношений состоит из прав и  обязанностей субъектов, а также  процессуальных действий по реализации этих прав и обязанностей.

Гражданские процессуальные правоотношения возникают в результате обращения  к суду или привлечения к рассмотрению дела и продолжают существовать даже при временных остановках процесса (приостановление, отложение), при замене стороны и т.п.

Субъектами гражданских процессуальных правоотношений являются участники  гражданского судопроизводства. В качестве таковых могут выступать граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица любой формы  собственности, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы.

В зависимости от цели участия в  процессе все субъекты могут быть подразделены на три группы:

1) суды;

2) юридически заинтересованные  в исходе дела лица (стороны,  третьи лица, заявители, государственные органы, их представители, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействия) которых обжалуются, заинтересованные граждане и юридические лица – по делам особого производства, прокурор, юридические лица  и граждане, от собственного имени защищающие права других  лиц, а также государственные органы, дающие заключение по делу);

3) лица, не имеющие юридической  заинтересованности в исходе  дела, т.е. лица, содействующие правосудию (свидетели, эксперты, специалисты,  переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества).

Состав и правовое положение  участников гражданского судопроизводства урегулированы гражданским процессуальным законодательством.

В законе приведен исчерпывающий перечень участников гражданского судопроизводства. Они разделены на две группы. К первой группе относятся юридически заинтересованные в исходе дела лица, а ко второй – лица, не имеющие такой заинтересованности.

В соответствии со ст. 54  ГПК к  юридически заинтересованным в исходе дела лицам относятся:

1) имеющие непосредственный интерес  в исходе дела стороны, третьи  лица, заявители, государственные  органы, юридические лица и иные  организации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, заинтересованные граждане и  юридические лица – по делам особого производства;

2)имеющие государственный, общественный  или иной интерес в исходе  дела прокурор, государственные  органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц; государственные органы, вступившие в процесс с целью дачи заключения по делу; представители юридически заинтересованных в исходе дела лиц, кроме прокурора.

По характеру интереса юридически заинтересованные в исходе дела лица делятся на два вида:

  1. лица, имеющие непосредственный интерес в исходе дела;
  2. лица, имеющие государственный, общественный или иной интерес.

От вида производства зависит состав лиц, имеющих непосредственный интерес  в исходе дела.

Разбирательство и разрешение дела в судебном заседании  является основной стадией процесса. Именно на этой стадии суд непосредственно заслушивает объяснения сторон,  других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, пояснения специалистов, заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства, оглашает письменные доказательства и протоколы, исследует другие доказательства, выносит решение по делу, разрешая тем самым существующий спор.

В результате судебного  разбирательства решаются задачи гражданского судопроизводства и достигаются  цели, поставленные законом перед  ним: защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц; охрана интересов  государства; воспитание граждан в духе уважения и исполнения законов; предупреждение правонарушений и укрепление системы хозяйствования и различных форм собственности.

Таким образом, проанализировав нормы процессуального права, можно сделать вывод, что именно на стадии судебного разбирательства действуют все принципы отправления правосудия и на этой стадии практически вершится правосудие.

Информация о работе Общие положения гражданского процесса. Трудовой договор. Расторжение