Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:25, реферат
Среди юридических мер обеспечения прав и свобод защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц занимает доминирующее место.
Можно выделить три формы защиты прав: судебную, административную и общественную. Наиболее совершенной формой защиты прав является судебная форма как наиболее универсальная, детально регламентированная нормами гражданского процессуального права.
1 Общие положения гражданского процесса………………………………………………….4
2 Трудовой договор. Расторжение……………………………….……………………………19
Задача……………………………………………………………………………………………26
Литература………………………………………………………………………………………27
гражданина умершим;
В случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в порядке особого производства могут рассматриваться и другие дела.
Дела особого производства возбуждаются подачей заявления. Имеются особенности по субъектному составу (заявитель, заинтересованное лицо и др.).
Приказное производство – производство по заявлению о взыскании денежной суммы или об истребовании движимого имущества с должника без проведения судебного заседания и вызова сторон (ст. 394-398 ГПК).
Приказное производство является одной из форм ускоренного разрешения бесспорных дел. Заявление о возбуждении приказного производства подается в суд по общим правилам подсудности. Защита осуществляется без судебного заседания и вызова сторон. Судья в трехдневный срок со дня поступления заявления выносит определение о судебном приказе.
При отсутствии возражений должника
по существу требования судебный приказ
подлежит исполнению. При возникновении
спора о праве между
Юридические дела могут разрешаться различными органами. В Республике Беларусь, как и в любом государстве, существует система органов, которые в соответствии с действующим законодательством наделены правом разрешать юридические дела. К ним относятся: судебные органы; органы, входящие в систему исполнительной власти; органы, создаваемые, назначаемые самими сторонами спора (примирительные комиссии, третейские суды и т.п.); межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.
Таким образом, подведомственность определяется в науке гражданского процессуального права как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению какого-либо государственного или иного органа, как свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и исключения из них.
Определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из характера спорного правоотношения, состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, характера оспариваемого правового акта.
В силу ст.10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством.
Определить судебную подведомственность по гражданским делам – значит выяснить, какие именно гражданские дела подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.
Система разделения компетенции между
органами судебной власти основана на
принципе универсальной
Подведомственность
Правила и виды подсудности гражданских дел
В отличие от подведомственности подсудность разграничивает компетенцию в той же области, но между разными судами.
Определив, что гражданское дело подведомственно суду общей юрисдикции, следует определить, какому именно суду оно подсудно.
В систему общих судов Республики Беларусь включены: районные (городские) суды; областные суды и Минский городской суд, действующий на правах областного суда; Верховный Суд Республики Беларусь и специализированные суды: межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд; судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда.
Общим для всех названных судов является их право разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из этих судов вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции, за исключением Верховного Суда Республики Беларусь, который вправе разрешить по первой инстанции любое гражданское дело, подсудное судам общей юрисдикции.
В теории гражданского процессуального
права под подсудностью понимается
институт процессуального права, регулирующий
относимость подведомственных общим
судам гражданских дел к
В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой функционирует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую (предметную) и территориальную (местную).
Родовая (предметная) подсудность определяется по роду дел, рассматриваемых нижестоящими и вышестоящими, а также специализированными звеньями одной судебной системы.
За последние годы правила родовой подсудности изменились. Появилась определенная родовая подсудность у Верховного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского судов и военных судов.
Так, на основании ст. 45 ГПК Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела:
1) по жалобам на отказ в
регистрации республиканских и
международных общественных
2) по заявлениям о прекращении деятельности общественных объединений;
3) по жалобам на отказ в
регистрации инициативной
4) по жалобам на отказ в
регистрации политических
5) по заявлениям о прекращении
деятельности политических парт
6)по жалобам прекращения
7) по жалобам на отказ
8) по спорам, вытекающим из применения
законодательства, регулирующего имущественные
и личные неимущественные
К родовой подсудности областных, Минского городского и военных судов отнесен целый ряд гражданских дел, предусмотренных в ст. 43, 44 ГПК и в других актах законодательства (в частности, ст. 86, 68 Избирательного кодекса, ст. 395 Трудового кодекса и др.).
Все остальные дела, за исключением отнесенных к родовой подсудности вышестоящих судов, рассматриваются районными (городскими) судами.
Территориальной (местной) подсудностью именуется подсудность дела суду в зависимости от территории деятельности суда.
Гражданские процессуальные правоотношения – это урегулированные гражданским процессуальным правом отношения, складывающиеся между судом и другими участниками гражданского судопроизводства по поводу рассмотрения и разрешения гражданского дела.
Гражданские процессуальные правоотношения возникают при наличии определенных предпосылок:
1) наличие нормы, на основе которой возникает гражданское процессуальное правоотношение;
2) наличие гражданской
3) наличие юридического факта.
Вопрос или спор, подлежащий рассмотрению в суде, является объектом гражданских процессуальных правоотношений.
Содержание гражданских
Гражданские процессуальные правоотношения возникают в результате обращения к суду или привлечения к рассмотрению дела и продолжают существовать даже при временных остановках процесса (приостановление, отложение), при замене стороны и т.п.
Субъектами гражданских
В зависимости от цели участия в процессе все субъекты могут быть подразделены на три группы:
1) суды;
2) юридически заинтересованные в исходе дела лица (стороны, третьи лица, заявители, государственные органы, их представители, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействия) которых обжалуются, заинтересованные граждане и юридические лица – по делам особого производства, прокурор, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц, а также государственные органы, дающие заключение по делу);
3) лица, не имеющие юридической заинтересованности в исходе дела, т.е. лица, содействующие правосудию (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества).
Состав и правовое положение
участников гражданского судопроизводства
урегулированы гражданским
В законе приведен исчерпывающий перечень участников гражданского судопроизводства. Они разделены на две группы. К первой группе относятся юридически заинтересованные в исходе дела лица, а ко второй – лица, не имеющие такой заинтересованности.
В соответствии со ст. 54 ГПК к юридически заинтересованным в исходе дела лицам относятся:
1) имеющие непосредственный
2)имеющие государственный,
По характеру интереса юридически заинтересованные в исходе дела лица делятся на два вида:
От вида производства зависит состав лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела.
Разбирательство и разрешение дела в судебном заседании является основной стадией процесса. Именно на этой стадии суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, пояснения специалистов, заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства, оглашает письменные доказательства и протоколы, исследует другие доказательства, выносит решение по делу, разрешая тем самым существующий спор.
В результате судебного разбирательства решаются задачи гражданского судопроизводства и достигаются цели, поставленные законом перед ним: защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц; охрана интересов государства; воспитание граждан в духе уважения и исполнения законов; предупреждение правонарушений и укрепление системы хозяйствования и различных форм собственности.
Таким образом, проанализировав нормы процессуального права, можно сделать вывод, что именно на стадии судебного разбирательства действуют все принципы отправления правосудия и на этой стадии практически вершится правосудие.
Информация о работе Общие положения гражданского процесса. Трудовой договор. Расторжение