Подведомственность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретический анализ подведомственности гражданских дел и рассмотрение наиболее актуальных проблем подведомственности гражданских дел.
Постановка указанных целей обусловила необходимость решения в следующих задач:
Сформулировать понятие и принципы подведомственности;
Исследовать виды подведомственности в гражданском процессе;
Определить понятие и значение судебной подведомственности гражданских дел;
Проанализировать подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел
Выявить наиболее актуальные проблемы разграничения подведомственности и предложить пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Подведомственность и ее место в системе гражданского процессуального права 5
Понятие и принципы подведомственности в гражданском
процессе 5
Виды подведомственности в гражданском процессе 9
ГЛАВА 2 Подведомственность гражданских дел суду 13
2.1. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие
и значение 13
2.2. Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел 19
ГЛАВА 3 Проблемы подведомственности гражданских дел 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Подведомственость ГП курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ          3

ГЛАВА 1 Подведомственность и ее место  в системе гражданского процессуального  права         5

    1. Понятие и принципы подведомственности в гражданском

процессе           5

    1. Виды подведомственности в гражданском процессе   9

ГЛАВА 2 Подведомственность гражданских дел суду   13

2.1. Судебная подведомственность  гражданских дел: понятие 

и значение           13

2.2. Подведомственность суду отдельных  категорий гражданских дел 19

ГЛАВА 3 Проблемы подведомственности гражданских дел  26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК      33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российское законодательство постоянно находится в динамике, политико-правовые преобразования, происходившие в последнее десятилетия стали причиной кардинальных перемен во всех сферах общественной жизни. Значительно увеличилось число правовых споров и иных юридических дел, которые требовали неукоснительного вмешательства компетентных и квалифицированных органов, наделенных юрисдикционными полномочиями. Вопросы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение - от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.

Поэтому особую важность в современных условиях приобретает необходимость правового регулирования деятельности юрисдикционных органов гражданской юрисдикции, в частности, разграничения подведомственных им дел.

Значение гражданской подведомственности института гражданско-процессуального права в настоящее время существенно возросло и изменилось.

Подведомственность одна из важнейших основ гражданского судопроизводства, сложная система органов контролирующих гражданско-правовые отношения, а так же  наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования общих выводов, чтобы определение подведомственности дела, не являлось проблемой перед передачей дела в суд.

Целью работы является теоретический анализ подведомственности гражданских дел и рассмотрение наиболее актуальных проблем подведомственности гражданских дел.

 

Постановка указанных  целей обусловила необходимость  решения в следующих задач:

  1. Сформулировать понятие и принципы подведомственности;
  2. Исследовать виды подведомственности в гражданском процессе;
  3. Определить понятие и значение судебной подведомственности гражданских дел;
  4. Проанализировать  подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел
  5. Выявить наиболее актуальные проблемы разграничения подведомственности и предложить пути их решения.

Объектом работы являются - общественные отношения, связанные с подведомственностью в судебной деятельности.

Предметом  работы явились нормы гражданско-процессуального законодательства, регулирующие подведомственность, а также научные исследования и монографии по вопросам подведомственности.

Структура работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Подведомственность и ее место в системе гражданского процессуального права

 

    1. Понятие и принципы подведомственности, как межотраслевого института.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право каждого  на судебную защиту (ст. 46, ч. 1 и 2) является гарантией в отношении всех конституционных прав и свобод и во взаимосвязи с обязанностью государства охранять достоинство личности во всех сферах и обеспечивать приоритет ее прав и свобод (ст. 17, ч. 2; ст. 18 и 21) означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ст. 45, ч. 2) и спорить с государством в лице любых его органов.

Нормы о подведомственности юридических дел по своей отраслевой принадлежности являются процессуальными нормами и определяют, в каком юрисдикционном органе должен рассматриваться возникший в связи с реализацией норм материального права спор или иной правовой вопрос. В своей совокупности все нормы о подведомственности образуют единый комплексный правовой институт, имеющий межотраслевой характер. Такая характеристика института подведомственности имеет важное практическое значение, поскольку изменение подведомственности одного органа должно неизбежно предусматривать соответствующее изменение подведомственности другого органа. В этом аспекте институт подведомственности является гарантией реализации предусмотренного Конституцией РФ права на судебную защиту и принципа доступности правосудия.1

Регулируя вопросы относимости той или иной категории дел к ведению государственных или поддерживаемых государством юрисдикционных органов, институт подведомственности решает публично-правовые задачи. В то же время, предоставляя заинтересованным субъектам право самостоятельно выбирать орган, который, по их мнению, наиболее подходит для разрешения конкретного дела, институт подведомственности тем самым развивает частноправовые начала процессуального права. Различное соотношение частно- и публично-правовых начал оказывает свое влияние на подход к установлению правил подведомственности конкретных категорий юридических дел.

Относительно понятия  подведомственности в теории права  получили распространение две точки  зрения: согласно первой подведомственность - это круг дел, отнесенных к ведению того или иного органа; в соответствии со второй - свойство дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными органами.2 По мнению Ю.К. Осипова, различия обеих точек зрения несущественны, хотя в терминологическом отношении понимание подведомственности как свойства дел более правильно: «Быть подведомственным - значит относиться к чьему-то ведению. Относимость же того или иного объекта к чьему-либо ведению есть свойство этого объекта, а не сам объект как таковой».3

Действительно, подведомственность - это свойство самих дел, обусловленное факторами объективного порядка: природой правоотношений, являющихся предметом судебной деятельности; взаимным положением и спецификой субъектов указанных правоотношений. Однако следует учитывать, что правовое регулирование осуществляется людьми, а поэтому установление законодателем той или иной подведомственности дел помимо объективных причин зависит также от факторов субъективного порядка, например соображений целесообразности. Именно ими чаще всего обусловлены предусмотренные законодателем исключения из общих правил распределения дел между различными юрисдикционными органами.

В самом общем смысле подведомственность — это разграничение компетенции (прав, обязанностей и ответственности) между различными органами в решении тех или иных вопросов. Каждому государственному органу присуща своя прерогатива — исключительное право. Конституция Российской Федерации наделяет исключительным правом осуществлять правосудие только суд. Вся судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В соответствии с законом в систему федеральных судов входят Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, районные, военные, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации. Наряду с системой федеральных судов закон предусмотрел также существование судов субъектов Федерации.

Каждая из судебных ветвей наделена собственной компетенцией. И соответственно защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.4

Подведомственность дел  тем или иным органам устанавливается  законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.

В качестве критериев  отнесения отдельных категорий  юридических дел к ведению  определенных органов можно выделить:

- характер спорного  правоотношения (имея в виду его  содержание - связано ли оно с  предпринимательской и иной экономической  деятельностью или нет);

- субъектный состав (состав участников  спора);

- спорность либо бесспорность  права;

- наличие договора между сторонами спора;

- характер правового акта;

- орган, которым принят нормативный  акт.

Могут использоваться в  законодательстве и иные критерии разграничения  подведомственности.5

В российском праве действуют  следующие принципы института подведомственности:

- принцип общей подведомственности юридических дел органам судебной власти государства;

- принцип подведомственности дел несудебным государственным органам, согласно которому к подведомственности государственных органов исполнительной власти законодательством могут быть отнесены только дела возникающие из публично-правовых отношений;

- принцип универсальной подведомственности  юридических дел судам общей  юрисдикции 

- принцип предоставления в соответствии  с диспозитивными началами заинтересованным лицам права на рассмотрение дел в альтернативных (негосударственных) юрисдикционных органах.

Практическая значимость данных принципов  заключается, прежде всего, в установлении ориентира для законодателя при  решении вопроса распределения  полномочий по разрешению юридических дел между различными органами. В правоприменительной деятельности следование принципам института подведомственности позволяет сократить случаи споров о подведомственности между различными юрисдикционными органами.6

Итак, подведомственность в судебной системе необходимо рассматривать как: 1) институт разграничения компетенции органов судебной власти, к полномочиям которых отнесено рассмотрение определенного круга дел; 2) свойство юридических вопросов, разрешение которых отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа; 3) условие надлежащей реализации права на судебную защиту.

Подведомственность - это свод правил, установленных законом, которые позволяют определить круг гражданских дел, отнесенных к компетенции суда общей юрисдикции или других судов, в том числе арбитражных и третейских. В гражданском процессе она регламентируется ст. 22 ГПК РФ.

 

 

 

1.2. Виды подведомственности  в гражданском процессе

 

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно  каких-либо одних органов или  нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную. Исключительная подведомственность — подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в любой юрисдикционный орган, кроме суда.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Информация о работе Подведомственность гражданских дел