Подведомственность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретический анализ подведомственности гражданских дел и рассмотрение наиболее актуальных проблем подведомственности гражданских дел.
Постановка указанных целей обусловила необходимость решения в следующих задач:
Сформулировать понятие и принципы подведомственности;
Исследовать виды подведомственности в гражданском процессе;
Определить понятие и значение судебной подведомственности гражданских дел;
Проанализировать подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел
Выявить наиболее актуальные проблемы разграничения подведомственности и предложить пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Подведомственность и ее место в системе гражданского процессуального права 5
Понятие и принципы подведомственности в гражданском
процессе 5
Виды подведомственности в гражданском процессе 9
ГЛАВА 2 Подведомственность гражданских дел суду 13
2.1. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие
и значение 13
2.2. Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел 19
ГЛАВА 3 Проблемы подведомственности гражданских дел 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Подведомственость ГП курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется  волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.7

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Опять же дела по спорам, вытекающим из железнодорожных, водных, воздушных перевозок, суд может рассматривать только при выполнении истцом так называемого претензионного порядка, т.е. после предварительного предъявления истцом претензий непосредственно к ответчику.

Обязательный внесудебный  порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим, как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.8

Существует так же договорная подведомственность. Договорная подведомственность — подведомственность, основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в третейском суде. При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.

Некоторые авторы говорят  еще о так называемой императивной подведомственности, обособляя ее от условной. Под императивной подведомственностью  они понимают последовательное рассмотрение дела несколькими юрисдикционными  органами, так сказать, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими органами.

Иногда выделяют еще  смешанную подведомственность, в  которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Подведомственность гражданских дел суду

2.1. Судебная подведомственность  гражданских дел: понятие и  значение

 

Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел  представляют значительный интерес  для целей обоснования единства гражданского судопроизводства. Указанные  вопросы тесно связаны как  с системой судоустройства в сфере  гражданской юрисдикции (разделение гражданских дел между ветвями судебной власти), так и с системой судопроизводства по гражданским делам (выделение судебных инстанций и стадий пересмотра судебных актов).

Институт подведомственности имеет содержательные элементы объективного и субъективного свойства. Объективно он задает параметры в построении системы государственных органов, определяет юрисдикционные границы каждого из них. Субъективно он определяет одно из важнейших условий, предпосылок реализации права на обращение за судебной защитой к компетентному государственному органу.

Защита нарушенных или  оспариваемых гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью  дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными судами или третейскими судами (арбитражем). При этом выделяют следующие виды судебной подведомственности: исключительную, альтернативную, договорную, условную и подведомственность по связи заявленных требований.

Подведомственность исковых  дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора - он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристики спорящих субъектов - это юридические лица и граждане-предприниматели.

В соответствии с правилами  подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрисдикции РФ рассматривают  и разрешают:

-исковые дела с  участием граждан, организаций,  органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

-дела, разрешаемые в  порядке приказного производства;

-дела, возникающие из  публичных правоотношений;

-дела особого производства;

-дела об оспаривании  решений третейских судов и  выдаче исполнительных листов  на принудительное исполнение  решений третейских судов; 

-дела о признании  и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с этим различается подведомственность судебная - общий или арбитражный суды, так же административная, подведомственность дел общественным организациям - третейскому  суду, биржевым комиссиям и др.

Следовательно, определить   подведомственность гражданских дел  общему суду - значит выяснить, какие  именно из них по закону подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.

В принципе, при определении  судебной подведомственности в области разрешения   гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не установлен законом.

Что же касается дел подлежащих рассмотрению арбитражными судами то, АПК предусматривает специальную  подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают  дела независимо от того, являются ли участники  спорных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, иными словами, достаточно наличия одного признака - характера спора.9

В настоящий момент Российское законодательство существенно изменило распределение подведомственности между общими и арбитражными судами, значительно расширив компетенцию последних за счет изъятия из ведения общих судов ряда категорий дел. Так, дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, независимо от характера спорящих субъектов, подведомственны арбитражным, а не общим судам. Вместе с тем, поскольку производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции. Также в общих судах должны рассматриваться дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом. Кроме того, в общих, а не в арбитражных судах рассматриваются споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.

К подведомственности общих судов отнесены дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК. Сопоставление перечня ст. 245 ГПК и ст. 29 АПК свидетельствует о необходимости разграничивать подведомственность и в этой области, причем не только между общими и арбитражными судами, но также и Конституционными (Уставными) судами.10

Прежде всего, такого разграничения требуют дела об оспаривании  нормативных правовых актов. По ранее  действовавшему законодательству дела этой категории рассматривались  либо в общих судах, либо в Конституционном Суде. Тем не менее, в отдельных федеральных законах появились нормы, непосредственно относящие к компетенции арбитражных судов дела по оспариванию конкретных нормативных актов. На­пример, ст. 138 Налогового кодекса, в соответствии с которой оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов осуществляется в арбитражном суде. Действующий АПК подвел соответствующую законодательную базу под случаи такого рода, закрепив в ст. 29 АПК правило, в силу которого арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Несмотря на появление в АПК указанной нормы, общее правило подведомственности Дел об оспаривании нормативных актов остается прежним - они подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения, регулирует оспариваемый нормативный правовой акт.11

К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций. Однако и в этих случаях критерием разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами служит характер деятельности, ради осуществления которой создана организация.

Согласно ст.262 ГПК  РФ судам подведомственны следующие  дела, рассматриваемые в порядке  особого производства:

1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение

2. об усыновлении удочерении ребенка

3. о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

4. об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

5. об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным эмансипации

6. о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

7. о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам вызывное производство

8. о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании

9. о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояни

10. по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении

11. по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Данный перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, не является исчерпывающим, т.к. федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Категории дел, упомянутых в пп.4, 5, 6, 8, являются новыми в перечне дел, рассматриваемых в порядке особого производства. И хотя такие дела и ранее рассматривались судами, отсутствие процедурной нормы об их рассмотрении вызывало определенную сложность и неоднозначный подход судей к их рассмотрению. 5. Подведомственность нескольких связанных между собой требований, отнесенных к ведению суда и других органов. Согласно ч.4 ст.22 ГПК РФ в случае, если в заявлении содержится несколько связанных между собой требований объективное соединение которых возможно при наличии общности их оснований, ряд которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то суд общей юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем данный суд выносит определение. Если же разделение этих требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В остальных случаях требования подведомственные арбитражному суду не могут быть приняты к рассмотрению в суде общей юрисдикции

Подведомственность дел особого производства и иных неисковых дел следует разграничивать по общему правилу, истолкованному с учетом специфики такого рода дел. Так, имеются категории дел, однозначно отнесенные законом к ведению общих, либо арбитражных судов. По делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение, а также о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей подведомственность разграничивается между общими и арбитражными судами по указанным выше признакам: характеристике заинтересованных субъектов - юридическое лицо, гражданин-предприниматель и связи правоотношения, бывшего предметом рассмотрения, с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Информация о работе Подведомственность гражданских дел