Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью работы является теоретический анализ подведомственности гражданских дел и рассмотрение наиболее актуальных проблем подведомственности гражданских дел.
Постановка указанных целей обусловила необходимость решения в следующих задач:
Сформулировать понятие и принципы подведомственности;
Исследовать виды подведомственности в гражданском процессе;
Определить понятие и значение судебной подведомственности гражданских дел;
Проанализировать подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел
Выявить наиболее актуальные проблемы разграничения подведомственности и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Подведомственность и ее место в системе гражданского процессуального права 5
Понятие и принципы подведомственности в гражданском
процессе 5
Виды подведомственности в гражданском процессе 9
ГЛАВА 2 Подведомственность гражданских дел суду 13
2.1. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие
и значение 13
2.2. Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел 19
ГЛАВА 3 Проблемы подведомственности гражданских дел 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.7
Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Опять же дела по спорам, вытекающим из железнодорожных, водных, воздушных перевозок, суд может рассматривать только при выполнении истцом так называемого претензионного порядка, т.е. после предварительного предъявления истцом претензий непосредственно к ответчику.
Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим, как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.8
Существует так же договорная подведомственность. Договорная подведомственность — подведомственность, основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в третейском суде. При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.
Некоторые авторы говорят еще о так называемой императивной подведомственности, обособляя ее от условной. Под императивной подведомственностью они понимают последовательное рассмотрение дела несколькими юрисдикционными органами, так сказать, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими органами.
Иногда выделяют еще смешанную подведомственность, в которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.
ГЛАВА 2 Подведомственность гражданских дел суду
2.1. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение
Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел представляют значительный интерес для целей обоснования единства гражданского судопроизводства. Указанные вопросы тесно связаны как с системой судоустройства в сфере гражданской юрисдикции (разделение гражданских дел между ветвями судебной власти), так и с системой судопроизводства по гражданским делам (выделение судебных инстанций и стадий пересмотра судебных актов).
Институт подведомственности имеет содержательные элементы объективного и субъективного свойства. Объективно он задает параметры в построении системы государственных органов, определяет юрисдикционные границы каждого из них. Субъективно он определяет одно из важнейших условий, предпосылок реализации права на обращение за судебной защитой к компетентному государственному органу.
Защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными судами или третейскими судами (арбитражем). При этом выделяют следующие виды судебной подведомственности: исключительную, альтернативную, договорную, условную и подведомственность по связи заявленных требований.
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора - он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристики спорящих субъектов - это юридические лица и граждане-предприниматели.
В соответствии с правилами подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрисдикции РФ рассматривают и разрешают:
-исковые дела с
участием граждан, организаций,
-дела, разрешаемые в
порядке приказного производств
-дела, возникающие из публичных правоотношений;
-дела особого производства;
-дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
-дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
В соответствии с этим различается подведомственность судебная - общий или арбитражный суды, так же административная, подведомственность дел общественным организациям - третейскому суду, биржевым комиссиям и др.
Следовательно, определить подведомственность гражданских дел общему суду - значит выяснить, какие именно из них по закону подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.
В принципе, при определении судебной подведомственности в области разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не установлен законом.
Что же касается дел подлежащих
рассмотрению арбитражными судами то,
АПК предусматривает
В настоящий момент Российское законодательство существенно изменило распределение подведомственности между общими и арбитражными судами, значительно расширив компетенцию последних за счет изъятия из ведения общих судов ряда категорий дел. Так, дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, независимо от характера спорящих субъектов, подведомственны арбитражным, а не общим судам. Вместе с тем, поскольку производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции. Также в общих судах должны рассматриваться дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом. Кроме того, в общих, а не в арбитражных судах рассматриваются споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.
К подведомственности общих судов отнесены дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК. Сопоставление перечня ст. 245 ГПК и ст. 29 АПК свидетельствует о необходимости разграничивать подведомственность и в этой области, причем не только между общими и арбитражными судами, но также и Конституционными (Уставными) судами.10
Прежде всего, такого разграничения требуют дела об оспаривании нормативных правовых актов. По ранее действовавшему законодательству дела этой категории рассматривались либо в общих судах, либо в Конституционном Суде. Тем не менее, в отдельных федеральных законах появились нормы, непосредственно относящие к компетенции арбитражных судов дела по оспариванию конкретных нормативных актов. Например, ст. 138 Налогового кодекса, в соответствии с которой оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов осуществляется в арбитражном суде. Действующий АПК подвел соответствующую законодательную базу под случаи такого рода, закрепив в ст. 29 АПК правило, в силу которого арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Несмотря на появление в АПК указанной нормы, общее правило подведомственности Дел об оспаривании нормативных актов остается прежним - они подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения, регулирует оспариваемый нормативный правовой акт.11
К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций. Однако и в этих случаях критерием разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами служит характер деятельности, ради осуществления которой создана организация.
Согласно ст.262 ГПК
РФ судам подведомственны
1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение
2. об усыновлении удочерении ребенка
3. о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
4. об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
5. об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным эмансипации
6. о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
7. о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам вызывное производство
8. о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании
9. о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояни
10. по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
11. по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Данный перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, не является исчерпывающим, т.к. федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Категории дел, упомянутых в пп.4, 5, 6, 8, являются новыми в перечне дел, рассматриваемых в порядке особого производства. И хотя такие дела и ранее рассматривались судами, отсутствие процедурной нормы об их рассмотрении вызывало определенную сложность и неоднозначный подход судей к их рассмотрению. 5. Подведомственность нескольких связанных между собой требований, отнесенных к ведению суда и других органов. Согласно ч.4 ст.22 ГПК РФ в случае, если в заявлении содержится несколько связанных между собой требований объективное соединение которых возможно при наличии общности их оснований, ряд которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то суд общей юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем данный суд выносит определение. Если же разделение этих требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В остальных случаях требования подведомственные арбитражному суду не могут быть приняты к рассмотрению в суде общей юрисдикции
Подведомственность дел особого производства и иных неисковых дел следует разграничивать по общему правилу, истолкованному с учетом специфики такого рода дел. Так, имеются категории дел, однозначно отнесенные законом к ведению общих, либо арбитражных судов. По делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение, а также о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей подведомственность разграничивается между общими и арбитражными судами по указанным выше признакам: характеристике заинтересованных субъектов - юридическое лицо, гражданин-предприниматель и связи правоотношения, бывшего предметом рассмотрения, с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.