Понятие и сущность адвокатуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы состоит в изучении сущности и особенностей осуществления адвокатской правозащитной деятельности, а также в разработке конкретных научных рекомендаций и практических предложений по повышению ее эффективности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи, теоретическое решение которых составило суть и содержание диссертационного исследования:
- раскрыть понятия адвокатуры и рассмотреть периоды ее становления ;
- определить место и роль адвокатуры в системе иных правозащитных институтов на современном этапе;
- раскрыть возможности совершенствования правового регулирования адвокатской правозащитной деятельности , охарактеризовать ее место и роль в системе институтов обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Предпосылки возникновения института адвокатуры…………………...5
1.1 Этапы развития института адвокатуры в России…………………........5
1.2 Формы адвокатских образований в XX века за рубежом и в Росси….11
ГЛАВА 2 Современное развитие адвокатуры и ее основные задачи…………….20
2.1 Задачи адвокатуры, принципы ее деятельности……………….............20
2.2 Организация адвокатуры на современном этапе………………………28
Заключение ……………………………………………………………………………35
Библиография …………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая Понятие и сущность Адвокатуры ( доработка) .doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1  Предпосылки возникновения  института адвокатуры…………………...5

1.1  Этапы развития института  адвокатуры в России…………………........5

1.2  Формы адвокатских образований  в XX века за рубежом и в Росси….11

ГЛАВА 2 Современное развитие адвокатуры и  ее основные  задачи…………….20

2.1 Задачи адвокатуры, принципы ее деятельности……………….............20

2.2  Организация адвокатуры на современном этапе………………………28

Заключение ……………………………………………………………………………35

Библиография …………………………………………………………………………36

 

 

 

 

                                                               Введение

Актуальность  темы курсовой работы. Происходящая в России демократизация политической и экономической системы,   провозглашение создания основ правового государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности всех правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование российской адвокатуры - института, который как никакой другой, теснейшим образом связан с отправлением правосудия»1.

Безусловно, адвокатура как институт гражданского общества имеет единую цель оказания квалифицированной  юридической помощи, обеспечения доступа к правосудию. Однако особенности правового регулирования законодательством об адвокатуре в Российской Федерации статуса адвокатских образований предопределили то обстоятельство, что они имеют различные возможности в реализации правозащитной деятельности, охарактеризовать сущность и специфику которых на современном историческом этапе является весьма актуальной научной задачей.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации адвокатской правозащитной деятельности, обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина адвокатами, осуществляющими свою деятельность.

Предметом исследования стали нормативные правовые акты, определяющие статус адвокатуры в Российской Федерации, особенности организации осуществления адвокатской правозащитной деятельности , а также соответствующая судебная и иная правоприменительная практика.

Цель  и задачи исследования. Основная цель настоящей работы состоит в изучении сущности и особенностей осуществления адвокатской правозащитной деятельности, а также в разработке конкретных научных рекомендаций и практических предложений по повышению ее эффективности.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи, теоретическое решение которых составило суть и содержание диссертационного исследования:

-  раскрыть понятия адвокатуры и рассмотреть периоды ее становления ;

- определить место и роль адвокатуры в системе иных правозащитных институтов на современном этапе;

- раскрыть возможности совершенствования правового регулирования  адвокатской правозащитной деятельности , охарактеризовать ее место и роль в системе институтов обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

Степень научной  разработанности темы курсовой работы. В работе использованы труды ученых, обращавшихся к проблемам развития и совершенствования адвокатуры: Б.Т. Безлепкина, С.И. Володиной, А.П. Галоганова, С.Н. Гаврилова, Ю.П. Гармаева, Е.П. Данилова, Л.М. Г.П. Падвы, А.Н. Просвиркина, О.В. Поспелова, Г.К. Шарова , М.Ю. Барщевского,  и др.

Нормативную основу курсового исследования составили: Конституция Российской Федерации и международные документы,; нормативные правовые акты Российской Федерации, и прежде всего Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Курсовая работа состоит  из введения,  двух глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографии.

 

ГЛАВА 1  Предпосылки возникновения института адвокатуры

 

1.1  Этапы развития института адвокатуры в России

 

Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой  организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно  русскими чертами.

Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных - корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов; и частных поверенных, - занимавшихся адвокатской практикой индивидуально.  Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся оконченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.

В отличие от присяжных  поверенных, имевших право выступать  в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать  только в судах, выдавших им такое  разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

3 марта 1890 года был  принят закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.

Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.

Смена политической власти в России привела к изменению  направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным. 2

Каково же было отношение  большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры досконально  знали тонкости адвокатской профессии, т. к. практиковала в качестве адвокатов  при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда, оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима.

24 ноября 1917 года был  принят Декрет о суде, который  упразднял адвокатуру, прокуратуру,  отделы уголовных расследований  и практически всю судебную  систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину.

Издание нового Декрета  № 2 о суде не привело к немедленной  замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет № 2 предписывал  создание при местных советах  коллегий правозащитников, но он не оговаривал того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его положения.

На первом Всероссийском  съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917 года было принято решение  об установлении для правозащитников  государственных окладов, разорвавшая таким образом связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.

Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатской корпорации.

30 ноября 1918 года ВЦИК  принял Положение "О народном  суде", которое заменило существовавшие  законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись  коллегиями с еще более неудобоваримым названием - коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату3.

Закон запрещал гражданам  обращаться за юридической помощью  к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.

С 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать  к участию в предварительном  следствии. Если по Декрету № 2 о  суде присутствие адвоката разрешалось  на слушаниях всех уголовных дел  в народных судах, то по Положению «О народном суде» 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.

29 июня 1920 года Третий  всероссийский съезд работников  юстиции утвердил план привлечения  адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей  и защитников была введена  система, в соответствии с которой  юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.

Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах  юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики.

Новый закон об адвокатуре, вышедший в середине 1922 года, предусматривал возрождения института защитника  в каждой губернии. Но об организации  общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.

Значительное большинство  членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75 % всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

Партия начала вводить  в состав коллегий коммунистов, пытаясь  установить таким образом контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и  вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы. Юридическое образование, пришедшее  в упадок в период революции, было восстановлено весной 1935 года с созданием  Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных институтах.

Юридическая пресса стала  не только менее обстоятельной в  освещении правовых вопросов, начиная  с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников4.

22 декабря 1938 года, через  9 месяцев после того, как в  результате начавшейся чистки  были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР выпустил директиву «О работе коллегий защитников», ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение.

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась «вредной» для общества и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы.

Положение 1939 года подвело  итог длительным спорам о взаимоотношениях между адвокатурой и юрисконсультурой. Было запрещено сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.

Информация о работе Понятие и сущность адвокатуры