Правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовой статус иностранных граждан в РФ
1.1 Понятие «Иностранный гражданин» и его статус
1.2Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства
Глава 2. Правовой статус лиц с двойным гражданством.
2.1 Понятие «лицо с двойным гражданством»
2.2 Особенности правового статуса лиц с двойным гражданством
2.3 Особенности правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кпр.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ  

 

Введение

Глава 1. Правовой статус иностранных граждан в РФ

1.1 Понятие «Иностранный  гражданин» и его статус

1.2Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства

Глава 2. Правовой статус лиц с двойным гражданством.

2.1 Понятие «лицо с  двойным гражданством»

2.2 Особенности правового  статуса лиц с двойным гражданством

2.3 Особенности правового  статуса отдельных категорий  иностранных граждан и лиц  без гражданства

Заключение

Список литературы

 

Введение 

 

Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.

Административно-правовой статус - это совокупность прав и  обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит  из следующих элементов:

1.Структура (правовые  элементы статуса): включает в  себя

а) гражданство. Гражданство  есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность»-собирательное, обобщающее, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком. В зависимости от степени этой связи личность выступает в правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане – в состояние гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) – в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности (соответственно гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства). Следовательно, проблемы личности в государстве нельзя сводить к проблемам гражданина – как носителя прав и обязанностей, в равной степени это – проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации.

Правовое положение  иностранцев и правовое положение  апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». 

Лицом без гражданства  в РФ признаются лица, не имеющие  гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения — свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

Они пользуются теми же правами  и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов  российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут  постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид  на жительство, выданные органами внутренних дел.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В большинстве работ, посвященных административно-правовому  статусу иностранных граждан  и лиц без гражданства в Российской Федерации, нет четкой и исчерпывающей системы их прав и обязанностей, носителями которых они фактически являются в сфере государственного управления.

В имеющихся работах  отмечается, что в нашей стране иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлены широкие демократические права и свободы, установленные для граждан России.

Целью изучения данной дипломной  работы является рассмотрение административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства, лиц  с двойным гражданством в Российской Федерации.  

Для достижения указанной  цели мною были поставлены следующие  задачи:

1.   рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством в РФ;

2.   дать понятие и определение административно-правового статуса иностранных граждан, лиц с двойным гражданством;

3.   рассмотреть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц с двойным гражданством и отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

4.   изучить общие и специальные требования к иностранным гражданам, которые находятся на территории РФ;

Правовую основу дипломной  работы составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О въезде в Российскую Федерацию и  выезде из Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, и другие.

Теоретическую основу дипломной  работы составили труды таких  ученых как: Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова., А.П. Алехин, А.А. Кормолицкий, Ю.М. Козлов., Н.В. Бровко других авторов.

Объектом исследования дипломной работы является общественные отношения.

Предметом исследования дипломной работы является иностранные  граждане и лицо без гражданства, также лица с двойным гражданством и их особенности.

При написании дипломной  работы использовались такие методы как историка – правовой, формально – юридический, методы анализа и синтеза полученной информации.

 

 

Глава I. Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

1.1 Понятие иностранный  гражданин и его статус

 

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства.[1]

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.[2]

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам  без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:

1.   Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

2.   Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3.   Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом .Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ[4], иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.

Иностранные граждане могут проживать  в Российской Федерации при наличии  на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности  в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться  на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.[5]

Иностранные граждане могут передвигаться  по территории России и избирать место  жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством  РФ. Они обязаны соблюдать правило  пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Ограничения в передвижении и выбора места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию РФ транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.[6]

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

На иностранных граждан не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности  и военной службе.[7]

На иностранных граждан возлагаются  специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно проживающими на территории РФ. Они должны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.[8]

Иностранные граждане могут пользоваться правом на объединение. Во-первых, они  вправе вступать в общественные объединения, уже созданных на общих основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относится к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г.[9] иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ.

С учетом сказанного следует обратить внимание на еще одно право, реализуемые  в публичной сфере. Согласно ст.31 Конституции РФ: «Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводит собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».[10] Поскольку статья прямо адресовано гражданам России, возникает вопрос: могут ли иностранные граждане использовать такие же права? Безусловно. Иностранные граждане также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешение. Что касается публичных мероприятий-митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то эти возможности и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с предварительного уведомления местных властей. Причем если последние отказались принять такое уведомление, проводить массовые мероприятия нельзя. Такой порядок установлен, например, для г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстрации и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Это могут быть заявления, жалобы, предложения. Они подлежат рассмотрению органами государственной власти города в те же сроки и в том же порядке, что и обращение российских граждан. Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.[11]

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан в РФ