Правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовой статус иностранных граждан в РФ
1.1 Понятие «Иностранный гражданин» и его статус
1.2Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства
Глава 2. Правовой статус лиц с двойным гражданством.
2.1 Понятие «лицо с двойным гражданством»
2.2 Особенности правового статуса лиц с двойным гражданством
2.3 Особенности правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кпр.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Так, в соответствии с Федеральным  законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут  въезжать в Российскую Федерацию  и выезжать из Российской Федерации  при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность.

Порядок въезда, выезда иностранных  граждан на территорию Российской Федерации, а также порядок их транзитного  проезда через территорию нашей  страны определяются Федеральным законом  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Порядок передвижения иностранных  граждан по территории страны определяется ч.3 ст.1 федерального закона «О праве  граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Лица не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России и международными договорами Российской Федерации.[25]

Выезд иностранным гражданам  может быть не разрешен, если иностранный  гражданин привлечен к юридической ответственности, либо отложен до исполнения им своих имущественных обязательств и по другим обязательствам, предусмотренным действующим законодательством.[26]

Административные правонарушения, за которые к административной ответственности  могут быть привлечены иностранные  граждане и лица без гражданства, можно подразделить на две группы. Первую общую группу составляют такие правонарушения, за которые к административной ответственности могут быть привлечены как граждане России, так и иностранные граждане. К ним можно отнести, например, нарушение правил дорожного движения, пользование общественным транспортом, мелкое хулиганство.

Вторую специальную  группу составляют правонарушения, за которые к административной ответственности привлекаются только иностранные граждане и лица без гражданства, например за нарушение ими правил проживания, регистрации, передвижения, уклонение от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда. К ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Федеральным законодательством не установлен строго определенный круг административных правонарушений, за совершение которых иностранным гражданам может быть сокращен срок пребывания. 

В связи с этим разрабатываемом Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации» и КоАП РФ следует более четко и детально предусмотреть перечень проступков, за совершение которых может быть применено сокращения срока пребывания. Помимо этого к иностранному гражданину может быть применено такое административное взыскание, как выдворение за пределы Российской федерации. Основанием для административного выдворения является также незаконное пересечение Государственной границы иностранными гражданами, в отношение которых принято решение о привлечении к административной ответственности.

По степени тяжести  правовых последствий выдворение является одной из более тяжких мер среди  других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания тесно связан с обеспечением государственной безопасности страны. В связи с этим более детальное и четкое определение в проекте КоАП России перечня проступков, совершенными иностранными гражданами, за которое может быть к ним применено выдворение, способствовало бы укреплению правопорядка в местах пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и совершенствованию контроля за данной категорией лиц органами исполнительной власти.[27]

Особое правовое положение  у глав и сотрудников дипломатических  и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государствам пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. [28]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Правовой статус лиц с двойным гражданством в РФ

 

2.1 Понятие  лицо с двойным гражданством

 

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения[29]

Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт  гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство  лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются Федеральным законом.

Позиция Российской Федерации  в отношении двойного гражданства  определяется статьей 6 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, в соответствии с  которой:  
 1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом о двойном гражданстве.  
 2. Приобретение гражданином Российской Федерации двойного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.[30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности  административно-правового статуса  лиц с двойным гражданством

Правовой статус лиц с двойным гражданством имеет определенные особенности и специально регулируется законодательством государства. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.[31]

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации[32]

Процедура получения  гражданства Российской Федерации  для иностранных граждан является многоступенчатой и состоит в  следующем.

1.   На момент подачи документов иностранный гражданин должен находиться на территории РФ. (за исключением тех случаев, когда обращение происходит в загранучреждения РФ за рубежом). Иностранный гражданин должен встать на миграционный учет в течении 72 часов после пересечения границы Российской Федерации по месту подачи документов на легализацию.

2.   Далее подаются документы на оформление разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

3.   РВП официально оформляется в течение 2 месяцев и действует год. Хотя, может быть выдано и на 3 года с ежегодной перерегистрацией.

4.   Имея РВП иностранный гражданин вправе подавать документы на гражданство РФ сразу если иностранец из СНГ, либо на вид на жительства в России, если он из дальнего зарубежья. Это правило действует для СНГ последний год.

Что касается отказа от гражданства, при вступлении в гражданство  РФ. Если иностранец из страны, с которой  у РФ не подписан договор о двойном  гражданстве, ему предложат написать заявление об отказе от своего гражданства.

Получив РВП, иностранный гражданин может многократно пересекать границу используя свой статус как въездной визы в РФ, однако для выезда из Российской Федерации ему каждый раз придется оформлять въездную визу.

Имея вид на жительство в России иностранный гражданин  может свободно въезжать и выезжать из страны без ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности  правового статуса отдельных  категорий иностранных граждан  и лиц без гражданства 

 

Правовое положение  специальных групп иностранных  граждан, таких, как дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др., регулируется нормами российского законодательства с учетом обязательств по международным договорам.

Помимо иностранных  граждан и лиц без гражданства на территории России могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином «постоянный житель». Появление этой категории лиц связано с поисками России правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ.

По Договору России с  Туркменистаном о правовом статусе  граждан Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно  проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г.[36]постоянными жителями называются граждане Туркменистана, которые на основании разрешения, выданного компетентными российскими властями, постоянно проживают на ее территории и при этом не являются лицами, постоянно проживающими на территории Туркменистана в соответствии с его законодательством (ст. 2).

Положения Договора не распространяются на лиц, имеющих гражданство обоих  государств (ст. 1).

Согласно ст. 3 Договора, статус постоянного жителя удостоверяется документом, выданным компетентным органом стороны проживания, или отметкой в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя, а также в документах, дающих право на пересечение границы.

Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и свободами, что и граждане России, за исключением права:

· избирать и быть избранным  на высшие государственные должности  и в высшие органы государственной  власти стороны проживания;

·участвовать во всенародном референдуме, проводимом стороной проживания;

·занимать должности  руководителей в системе органов  государственной власти, должности  на дипломатической работе, в органах  безопасности и внутренних дел, а  также должности судьи и прокурора (ст. 5 Договора).

Российская Федерация  и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать  дополнительных обязанностей, которые  установлены или могут быть установлены  для иностранных граждан (ст. 6 Договора).

Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории России, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты Федерации стремятся посредством своих нормативных актов определять правовой статус перечисленных выше категорий лиц, проживающих на территориях субъектов Федерации, и нарушают установленный Конституцией баланс полномочий по регулированию прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно данному положению, иностранный гражданин пользуется равными правами и несет одинаковые обязанности в Российской Федерации, т.е. на территории любого субъекта Федерации.

Определение статуса  иностранных граждан нормативными актами субъектов Федерации может  создать серьезные трудности  для этой категории лиц, поскольку  их правовое положение в разных субъектах  может оказаться неодинаковым[37].

Часть 3 статьи 62 Конституции  РФ не связывает предоставление иностранным  гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.

Необходимо рассмотреть  административно-правовой статус такой  категории иностранных граждан  как беженцы.

Согласно ст. 1 данного  Закона беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Лицо, заявившее о желании  быть признанным беженцем, лично или  через уполномоченного на то представителя  может обратиться с ходатайством в письменной форме в следующие органы:

·в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Российской Федерации вне  государства своей гражданской  принадлежности (если лицо еще не прибыло  на территорию Российской Федерации);

·в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе (при его отсутствии в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации); [39]

·в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или  в территориальный орган миграционной службы (при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации);

·в территориальный  орган миграционной службы по месту  своего пребывания на законном основании  на территории Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан в РФ