Правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовой статус иностранных граждан в РФ
1.1 Понятие «Иностранный гражданин» и его статус
1.2Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства
Глава 2. Правовой статус лиц с двойным гражданством.
2.1 Понятие «лицо с двойным гражданством»
2.2 Особенности правового статуса лиц с двойным гражданством
2.3 Особенности правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кпр.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Российская Конституция  регулирует право граждан свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию.[12] Иностранные граждане вправе реализовать право на свободный труд в РФ различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своих государств, создаваемых в нашей стране предприятий или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т.д. Законодательство предоставляет иностранным гражданам право выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России. В соответствии с Указом Президента РФ, утвердившим Положение о привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Иностранные граждане могут приглашаться для работы в нашей стране российскими юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующих на территории России, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срок действия разрешения. Решение о выдаче разрешений принимаются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и выдаются, как правило, на срок до одного года.[13]

Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:

·  Его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

·  Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

·  Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;

·  Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.  

Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной

степени вступают в административно-правовые отношения с органами

исполнительной власти в различных сферах.[14]

Регулируя отношения  с иностранными гражданами, государство не только

восстанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих  иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным  поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечение противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.[15]

В силу этого иностранные  граждане практически никогда полностью  не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем  их прав и обязанностей в любом  случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию которой государство допускает своих граждан.

Это – сфера конституционного и административного права, и  прежде всего та их часть, которая  определяет условия и порядок  формирования органов государственной власти. Согласно ст. 32 Конституции России только гражданам России принадлежит право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Тем не менее, на этот вопрос следует обратить более серьезное внимание. Так, в большинстве учебников по административному праву при характеристике административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации их право на занятие какой-либо должности в государственном аппарате практически не рассматривается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства

Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  включает в себя ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.[16]

Особенности правового  положения иностранцев и лиц  без гражданства заключается  в том, что на них не распространяется некоторые права и обязанности, которые связанные непосредственно с гражданами России:

·  Они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ; командира экипажа воздушного суда, работать в милиции;

·  Они не допускаются к деятельности связанные с государственной тайной;

·  На них не распространяется воинская обязанность;

·  Иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;

·  Они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.;

·   Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборов места жительства;

·  Для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.[17]

Все особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства можно  по кругу лиц на которых они  распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.

Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» закрепляется: «в случае если иностранный гражданин  и лицо без гражданства ходатайствует  о въезде в Российскую Федерацию  для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Данное положение не распространяется на иностранных граждан – сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Таким образом, иностранные граждане, осуществляя свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делается отчисления в страховые пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области трудовой деятельности данной категории лиц в нашей стране.

Так, законодательство исключает возможность  выполнения иностранными гражданами и  лицами без гражданства функции  нотариусов (ст.2 основ Законодательства Российской Федерации «О нотариате»), адвокатов (ст.11 положения «Об адвокатуре»), и частных детективов (ст.4 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ни частные нотариусы, ни тем более адвокаты и частные детективы не являются государственными служащими, но значение их деятельности для правоприменения, и прежде всего для осуществления правосудия, т.е. функций государства, столь велико, что право на осуществление данной деятельности закон предоставляет лишь российским гражданам.[18]

Есть ряд и других ограничений  трудовой деятельности иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации, связанных  прежде сего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п. Правда, скорее здесь можно говорить об исключениях, чем о правилах.

Вид на жительство в России - это  отдельный документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.[19]

Иностранные граждане, проживающие  в России, имеют право на получение  пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работящих на предприятиях и в организациях с иностранными, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

К числу основных прав каждого человека на территории РФ относится и право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь, которая в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранение оказывается гражданам  России бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Как все это относится к иностранным гражданам и лицам без гражданства? Закон «О правовом положении иностранных граждан России» установил, что находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане имеют право на охрану здоровья. Те из них, кто проживает в нашей стране постоянно, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Временно находящиеся на территории нашей страны иностранным гражданам и лицам без гражданства медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуги (прежде всего операция). Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно прибывающих на территории иностранных граждан либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.[20]

К социальной сфере относится и  право на образование, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и лица без гражданства. В соответствии с Конституцией России, каждый имеет право на образование.[21] Основное общее образование в России обязательно. Дети иностранных граждан получают основное общее образование на общих основаниях с гражданами России. Каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном учреждении. В вузах России обучается сейчас большое количество иностранных студентов и аспирантов. Если они приезжают по международному обмену, то обучение для них бесплатное. Остальные лица, как правило, платят за учебу сами или имеют спонсоров.[22]

Перечисленные выше права принадлежат  человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими  обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане, и  лица без гражданства.

Тоже самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам национального режима полностью совпадает с обязанностями граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин ил лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан как специальных субъектов административного права.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан в РФ