Правовой статус прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Предметом же является правовой институт участия прокурора в гражданском процессе.
Целью данного исследования является анализ правового института участия прокурора в гражданском процессе Российской Федерации.
Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
анализ исторического развития норм об участии прокурора в гражданском процессе;
определение оснований и целей участия прокурора в гражданском процессе;
выявление правового положения прокурора в гражданском процессе;
определение форм участия прокурора в гражданском процессе;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе ………………………………………………………….…………….….6
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе …………..……………..........11
Глава II. Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса
2.1. Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции...17
2.2. Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях гражданского процесса ………………………………………….............……...20
2.3. Иные формы участия прокурора в гражданском процессе………………24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованных источников и литературы……………………....35

Файлы: 1 файл

Курсовая Сенди Белек.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

Прокурор, вступивший в процесс  для дачи заключения, не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, давать объяснения по делу. Его задача состоит в том, чтобы довести  до суда свое мнение, как в соответствии с законом должен быть разрешен спор между сторонами. В отличие от участия в форме обращения  с иском прокурор, участвующий  в рассмотрении дела с целью дачи заключения, не дает объяснений в ходе рассмотрения дела, что, однако освобождает  его от обязанности способствовать суду в выяснении в обстоятельств дела, соблюдении требований закона в ходе рассмотрения дела.30

Третья форма – принесение прокурором по основаниям и в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательств апелляционных представлений об отмене или изменении решений и определений мировых судей; кассационных представлений об отмене или изменении решений и определений федеральных судов; надзорных представлений о пересмотре вступивших в законную силу постановлений судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

В соответствии с постановлением Пленума  Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих  в связи с принятием и введением  в действие Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации» правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, будучи лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, участвовал ли он в заседании суда первой инстанции.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с надзорным представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса, а именно: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота)  – соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.31

На основании ч. 3 ст. 377 ГПК РФ представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу надзорного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций – со дня их вынесения (ст. 329,335,367, 375,391 ГПК РФ).

У прокуроров субъектов Федерации, их заместителей и приравненных к  ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов. Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.

В ст. 378 ГПК РФ указаны требования, предъявляемые к надзорному представлению  прокурора и к надзорной жалобе. Эти требования идентичны. Таким  образом, надзорное представление  о пересмотре вступивших в законную силу постановлений судов по своей  правовой сути ничем не отличается от надзорной жалобы лица, участвующего в деле. Надзорное представление  прокурора должно быть подписано  прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ. К надзорному представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу, а также копии представлений по числу лиц, участвующих в деле. При направлении в вышестоящие прокуратуры представлений нижестоящими прокурорами о принесении надзорных представлений необходимо прилагать соответствующее количество экземпляров копий необходимых процессуальных документов, заверенных соответствующим судом.32

Статья 380 ГПК РФ предусматривает  возвращение представления прокурора  без рассмотрения по существу в случаях, если: представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК РФ; подано лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора; до принятия представления к рассмотрению по существу поступила просьба о его возвращении или отзыве; представление подано с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ. По результатам рассмотрения представления прокурора (ст. 381 ГПК РФ) судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или же об отказе в истребовании дела, если изложенные в представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.33

Следует иметь в виду, что основаниями  для внесения представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только существенные, поэтому прокурор должен указать, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение.

Представления прокурора на определения  Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими  в надзорном порядке, подаются в  Президиум Верховного Суда РФ при  условии, что такие определения  нарушают единство судебной практики.

Часть 3 ст. 386 ГПК РФ устанавливает, что в судебном заседании принимают  участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются  обжалуемым судебным постановлением. Поэтому в случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании должен принимать участие: прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель – в президиуме Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; Генеральный прокурор РФ или его заместитель — в Президиуме Верховного Суда РФ; должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ – в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С принятием  ГПК России функции прокурора  в гражданском судопроизводстве претерпели существенные изменения. Теперь заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Причем это должно быть доказано соответствующими документами.

Существенно ограничена возможность участия  прокурора по собственной инициативе в рассмотрении судами гражданских  дел. Это касается лишь той категории дел, которая предусмотрена кодексом и другими федеральными законами. К ней, в частности, относятся наиболее сложные и социально значимые дела: о выселении; восстановлении на работе; возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным; о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации лица, страдающего психическим расстройством; о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах и т.д.

Закон связывает  приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением  в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, нем наделен его правами и не несет его обязанностей. Однако содержание «вступление в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается. Прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступление в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.

Прокурор  может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу.

Участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей  правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК РФ.

Проблема  доступности и эффективности  правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой. На наш взгляд, проводя работу в рамках проводимых изменений процессуального законодательства, необходимо на основе накопленного опыта провести взвешенную корректировку статуса прокурора в гражданском процессе, которая обеспечила бы наиболее эффективное выполнение возложенных на прокуратуру задач. А пока, как свидетельствует практика, остается неразрешенной проблема эффективности и доступности правосудия, несмотря на введение института мировых судей. Нередко суды нарушают сроки рассмотрения дел, а также выносят неправосудные решения. Отсутствие у граждан веры в справедливость и беспристрастность суда вынуждает их обращаться в Европейский суд по правам человека. Поэтому на современном этапе государственного строительства, в условиях становления новых экономических отношений в России реализация конституционной гарантии на обеспечение доступа к правосудию объективно предполагает необходимость использования в полной мере имеющихся механизмов защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе и потенциала прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы:

I. Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М., 2005.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. – 18.11.2002. N 46.
  3. Гражданский  кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. – 05.12.1994, N 32.
  4. Семейный кодекс РФ // Собрания законодательства РФ. 1996.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  6. О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 года № 8-15-2003 // Еженедельное приложение к газете «Учет. Налоги. Право» – «Официальные документы». 2003. № 9.
  7.   О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I с послед. изм. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. № 8. Ст. 366.

II. Литература

  1. Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц // Российская юстиция. 2001. № 9.-84 с. 
  2. Аликов В. Р. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России XVIII-XX веков. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001. - 564 с. 
  3. Аргунов В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 1991.- 432 с. 
  4. Беспалов А. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. 1997. № 7.- 79 с. 
  5. Бессарабов В. Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917 годы) // Журнал российского права. 2002. № 10.- 67 с.
  6. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922-1991 годы) // Журнал российского права. 2002. № 12.- 74 с.
  7. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Городец, 2000.-102 с. 
  8. Викторов И. Участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 8.- 132 с.
  9. Власов А. А. Участие прокурора в судебном разбирательстве. Ульяновск, 2002.-200 с. 
  10. Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные правоотношения: Образцы документов / Под ред. В.В. Яркова. М., 1998-2000.-675 с. 
  11. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М.: Проспект, 2001.-891 с. 
  12. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. М.: ООО «Городец-издат», 2003.-675 с. 
  13. Гражданское процессуальное право России / Под ред. М. С. Шакарян. М.: Юристъ, 2002.-675 с. 
  14. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Сборник материалов. М., 2008.-452 с. 
  15. Дзугаева А. З. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей // Юридический мир. 1997. № 8. – 231 с.
  16. Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-765 с. 
  17. Звягинцев А., Орлов Ю. Прокуроры двух эпох. Андрей Вышинский и Роман Руденко. М., 2001.-98 с. 
  18. Казанцев С. М. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей. СПб., 2001.-211 с. 
  19. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М., 2003.-913 с. 
  20. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. В. Яркова. М., 2003.-788 с. 
  21. Минобрнауки РФ. Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования. М., 2004. - 219 с.
  22. Миронов В. И. Трудовое право России. М., 2007.-790 с. 
  23. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. М. К. Треушникова. М.: Городец, 1999.- 765 с. 
  24. Николаев М. Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) детей // Хозяйство и право. 1997. № 7.- 167 с.  
  25. Основные направления деятельности советской прокуратуры. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А. Ф. Козлова. Свердловск, 1988.- 897 с. 
  26. Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел – юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. № 5.- 76 с.
  27. Прокудина Л. А. Суд и прокуратура: проблемы взаимодействия в условиях проведения судебно-правовой реформы // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 5.- 59 с. 
  28. Степина Л. Проект ГПК РФ и роль прокурора в гражданском судопроизводстве // Законность. 2001. № 7. – 72 с.
  29. Ушаков О.В. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 2007.-431 с. 
  30. Чурилов А. В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. М., 1999.-312 с.

Информация о работе Правовой статус прокурора в гражданском процессе