Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Предметом же является правовой институт участия прокурора в гражданском процессе.
Целью данного исследования является анализ правового института участия прокурора в гражданском процессе Российской Федерации.
Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
анализ исторического развития норм об участии прокурора в гражданском процессе;
определение оснований и целей участия прокурора в гражданском процессе;
выявление правового положения прокурора в гражданском процессе;
определение форм участия прокурора в гражданском процессе;
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе ………………………………………………………….…………….….6
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе …………..……………..........11
Глава II. Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса
2.1. Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции...17
2.2. Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях гражданского процесса ………………………………………….............……...20
2.3. Иные формы участия прокурора в гражданском процессе………………24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованных источников и литературы……………………....35
Прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения, не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, давать объяснения по делу. Его задача состоит в том, чтобы довести до суда свое мнение, как в соответствии с законом должен быть разрешен спор между сторонами. В отличие от участия в форме обращения с иском прокурор, участвующий в рассмотрении дела с целью дачи заключения, не дает объяснений в ходе рассмотрения дела, что, однако освобождает его от обязанности способствовать суду в выяснении в обстоятельств дела, соблюдении требований закона в ходе рассмотрения дела.30
Третья форма – принесение прокурором по основаниям и в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательств апелляционных представлений об отмене или изменении решений и определений мировых судей; кассационных представлений об отмене или изменении решений и определений федеральных судов; надзорных представлений о пересмотре вступивших в законную силу постановлений судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
В соответствии с постановлением Пленума
Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №
2 «О некоторых вопросах, возникающих
в связи с принятием и
Право на обращение в суд надзорной инстанции с надзорным представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса, а именно: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.31
На основании ч. 3 ст. 377 ГПК РФ представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.
В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу надзорного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций – со дня их вынесения (ст. 329,335,367, 375,391 ГПК РФ).
У прокуроров субъектов Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов. Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.
В ст. 378 ГПК РФ указаны требования,
предъявляемые к надзорному представлению
прокурора и к надзорной
Статья 380 ГПК РФ предусматривает
возвращение представления
Следует иметь в виду, что основаниями для внесения представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только существенные, поэтому прокурор должен указать, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение.
Представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.
Часть 3 ст. 386 ГПК РФ устанавливает, что в судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Поэтому в случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании должен принимать участие: прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель – в президиуме Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; Генеральный прокурор РФ или его заместитель — в Президиуме Верховного Суда РФ; должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ – в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Заключение
С принятием ГПК России функции прокурора в гражданском судопроизводстве претерпели существенные изменения. Теперь заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Причем это должно быть доказано соответствующими документами.
Существенно ограничена возможность участия прокурора по собственной инициативе в рассмотрении судами гражданских дел. Это касается лишь той категории дел, которая предусмотрена кодексом и другими федеральными законами. К ней, в частности, относятся наиболее сложные и социально значимые дела: о выселении; восстановлении на работе; возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным; о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации лица, страдающего психическим расстройством; о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах и т.д.
Закон связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, нем наделен его правами и не несет его обязанностей. Однако содержание «вступление в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается. Прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступление в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.
Прокурор может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу.
Участие
прокурора в гражданском
Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой. На наш взгляд, проводя работу в рамках проводимых изменений процессуального законодательства, необходимо на основе накопленного опыта провести взвешенную корректировку статуса прокурора в гражданском процессе, которая обеспечила бы наиболее эффективное выполнение возложенных на прокуратуру задач. А пока, как свидетельствует практика, остается неразрешенной проблема эффективности и доступности правосудия, несмотря на введение института мировых судей. Нередко суды нарушают сроки рассмотрения дел, а также выносят неправосудные решения. Отсутствие у граждан веры в справедливость и беспристрастность суда вынуждает их обращаться в Европейский суд по правам человека. Поэтому на современном этапе государственного строительства, в условиях становления новых экономических отношений в России реализация конституционной гарантии на обеспечение доступа к правосудию объективно предполагает необходимость использования в полной мере имеющихся механизмов защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе и потенциала прокуратуры.
Список использованных источников и литературы:
I. Нормативные акты
II. Литература
Информация о работе Правовой статус прокурора в гражданском процессе