Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы заключается в исследовании проблем института третейского разбирательства, места и значения третейского суда в судебной системе России, а также выявление и попытка разрешения ряда проблем, возникающих в процессе третейского разбирательства.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
ознакомиться с краткой историей развития третейских судов;
изучить какими законами регулируется третейское судопроизводство;
раскрыть сущность третейского судопроизводства, то есть изучить понятие состав и его преимущества;
выявление пробелов и правовых коллизий в действующем законодательстве;
комплексный анализ и обобщение полученных выводов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ 4
1.1 История развития альтернативного (третейского) судопроизводства в России 4
1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма 6
2 Третейское разбирательство в третейских судах РФ 12
2.1Третейское соглашение 12
2.2 Третейский суд и его состав 14
2.3 Судебные расходы, обеспечение иска, решение третейского суда 17
3 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 21
3.1 Процедура судебного разбирательства в третейском суде 21
3.2 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ 4
1.1 История развития альтернативного (третейского) судопроизводства в России 4
1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма 6
2 Третейское разбирательство в третейских судах РФ 12
2.1Третейское соглашение 12
2.2 Третейский суд и его состав 14
2.3 Судебные расходы, обеспечение иска, решение третейского суда 17
3 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 21
3.1 Процедура судебного разбирательства в третейском суде 21
3.2 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Переход России в конце XX века к рыночным отношениям, сопровождавшийся неизбежным признанием права частной собственности и свободы договорных отношений, создал объективные предпосылки для возрождения в нашей стране института третейского судопроизводства. Актуальность выбранной темы состоит в том, что изучение третейского разбирательства на данном этапе развития нашей страны является весьма важным. Ведь сейчас происходит лишь становление третейской формы разбирательства. Стремительный рост числа постоянно действующих третейских судов, пробелы, противоречивость и архаичность законодательства о третейских судах и третейском судопроизводстве, отсутствие специальных комплексных теоретических исследований в данной области, а также отечественной практики и правовых традиций разрешения третейскими судами спорных правоотношений и их взаимодействия с государственными судами повлекли за собой целый комплекс вопросов законодательного, теоретического и практического характера.
Проблема, рассматриваемая в рамках данной работы, заключается в том, что постоянно растущая деятельность третейских судов должна наполняться новым конкретным содержанием, соотносимым и связанным с повседневной экономической деятельностью предприятий и граждан, а именно, с законодательно утвержденной возможностью защиты интересов конкретных участников, ее формы и пределов. Иными словами, можно сформулировать следующее положение: качество принимаемых решений третейским судом полностью зависит от законодательной обоснованности их деятельности. Таким образом, законодательная база, регулирующая экономическую деятельность, разрешение споров между субъектами такой деятельности и принятие конкретных решений после рассмотрения дела по существу, должна отвечать современным требованиям, учитывать не только сегодняшнюю обстановку, но и улавливать веянья завтрашнего дня. Только тогда третейское разбирательство станет эффективным инструментом урегулирования споров между субъектами.
Целью данной курсовой работы заключается в исследовании проблем института третейского разбирательства, места и значения третейского суда в судебной системе России, а также выявление и попытка разрешения ряда проблем, возникающих в процессе третейского разбирательства.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, возникающие между участниками третейского разбирательства в процессе деятельности третейских судов.
Предметом же является система правовых норм регламентирующих деятельность третейских судов, а так же акты официального толкования и применения и теоретические разработки ученых-процессуалистов.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись различные методы познавательной деятельности: анализ, синтез, системный подход. Анализ применялся в целях выяснения сути рассматриваемых в работе явлений, феноменов. Наиболее важным в данной работе являются синтез и системный метод исследования, которые использовались для выявления взаимосвязи различных отношений в рассматриваемой области и выработки предложений.
1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ
1.1 История развития альтернативного (третейского) судопроизводства в России
Идея альтернативного, негосударственного урегулирования экономического спора, возникшего между хозяйствующими субъектами, в специально образованном органе отнюдь не нова.
Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Исторически, как писал А.И. Вицин, суд посредников предшествовал суду общественной власти1.Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытках прийти к соглашению2. Развитие третейского разбирательства в нашей стране имеет длинную историю. В Ипатьевской летописи 1169г. рассказывается, например, о деле, рассмотренном по правилам третейского разбирательства3.
В договорной грамоте князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г. имеется следующая запись: «А чего я буду искать из твоих бояр, или будешь искать из моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если голоса их разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут».
Во второй половине XVII в. институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства (Соборное уложение 1649 г., гл. XV). О необходимости создания таких механизмов, еще в 1803 г. писал автор Устава Третейского совестного суда министр юстиции Державин в докладе Александру I. В апреле 1831 г. было утверждено Положение о третейском суде. С этого времени и до Судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. Для решения «узаконенного» третейского суда была предусмотрена возможность его пересмотра в апелляционном порядке второй инстанцией коронного суда. Судебная реформа 1864 г. сохранила лишь добровольный третейский суд. Право избирать посредников для решения спорных дел предусматривалось в уставе гражданского судопроизводства 1864 г., который включал специальную главу « О третейском суде».
Возможность обращения в третейский суд по всем спорным гражданским делам была закреплена в ст.5 Декрета о суде от 24 ноября 1917 г., а также в ГПК РСФСР 1922 г. (гл. 12 «О третейских записях и решениях»), который в 1924 г. был дополнен приложением о третейском суде4, существующим и по сей день. Однако третейское разбирательство споров гражданами на практике встречается крайне редко.
В период НЭПа форму третейского судопроизводства использовали предприниматели, заинтересованные в том, чтобы их споры по коммерческим операциям, не стали достояние гласности.
ЦИК и СНК СССР 13 декабря 1930 г. утвердили Положение о Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате СССР. Создание Морской арбитражной комиссии (МАК) было необходимо в связи с тем, что споры, возникающие из правоотношений, регулируемых морским правом, рассматривались третейскими судами за границей и принимаемые решения не всегда соответствовали интересам Советского Союза.
Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 июня 1932 г. при Всесоюзной торговой палате СССР был образован еще один третейский суд - Внешнеторговая арбитражная комиссия для разрешения споров, возникающих из сделок по внешней торговле (ВТАК). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1987 г. «Об арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР» ВТАК была переименована в арбитражный суд.
Первоначально государственным предприятиям было запрещено прибегать к помощи третейского суда, затем запрет распространили на колхозы и организации с их участием. В 1959 г. было допущено формирование третейских судов для разрешения конкретных хозяйственных споров между юридическими лицами.
До 2002 г. в РФ действовали два основных законодательных акта о третейских судах, управомоченных рассматривать конфликты в хозяйственной сфере: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-1, и Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. Применительно к деятельности третейских судов по разрешению споров между гражданами действовало Положение о третейском суде, существовавшее в виде приложения N 3 к ГПК РСФСР.
Закон РФ от 7 июля 1993 г. стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.
В настоящее время вместо Временного положения 1992 г. и Приложения N 3 ГПК РФ действует ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" от 21 июня 2002 г., регулирующий деятельность третейских судов, которые создаются на территории РФ (п. 1 ст. 1 Закона 2002 г.).
1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма
Необходимо отметить, что в отличие от Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. № 3115-1, ФЗ № 102-ФЗ от 24.07.2002 года «О третейских судах в РФ» отводит под понятия, используемые в данном законе, целую статью. Так в статье 2 настоящего закона даны легальные определения: “третейское разбирательство” как процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом; “третейский судья” как физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде; “третейское соглашение” как соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда и другие.
В действующем законодательстве термин «третейский суд» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, как общее наименование института третейского суда, и, во-вторых, как состав третейского суда, избираемый (назначаемый) сторонами для разрешения конкретного спора между ними в третейском суде любого из двух видов.
Что касается первого из названных понятий, то в настоящее время законодательством РФ предусмотрено два вида третейских судов: третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора, а также постоянно действующие третейские суды (называемые иногда институциональными).
Что касается разницы между
постоянно действующими третейскими
судами и судами для решения конкретного
спора, то отличаются они продолжительностью
существования, порядком создания и
процедурой разбирательства
Так, при передаче спора
на рассмотрение третейского суда,
создаваемого для рассмотрения конкретного
спора, стороны должны сами подробно
определить порядок его формирования
и процедуру рассмотрения спора.
При этом законом в отношении
«разовых» третейских судов установлены
в основном диспозитивные нормы,
которые применяются для
Заключение же сторонами
соглашения о передаче спора в
постоянно действующий
Раскрывая понятие и сущность
третейских судов, необходимо определить,
какое место занимают они в
судебной системе РФ, каково их соотношение
с государственными судами, и можно
ли назвать их деятельность правосудием.
Возникает вопрос, насколько легитимен
такой орган как третейский суд,
осуществлять защиту гражданских прав,
каково его место в ряду правозащитных
органов и не является ли само его
существование нарушением права
граждан на обращение к правосудию,
закрепленного в ст. 46 Конституции
РФ. Ответить на эти вопросы можно,
обратившись к ст. 118 Конституции
РФ, в соответствии с которой правосудие
в Российской Федерации осуществляется
только судом посредством
Информация о работе Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства