Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы заключается в исследовании проблем института третейского разбирательства, места и значения третейского суда в судебной системе России, а также выявление и попытка разрешения ряда проблем, возникающих в процессе третейского разбирательства.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
ознакомиться с краткой историей развития третейских судов;
изучить какими законами регулируется третейское судопроизводство;
раскрыть сущность третейского судопроизводства, то есть изучить понятие состав и его преимущества;
выявление пробелов и правовых коллизий в действующем законодательстве;
комплексный анализ и обобщение полученных выводов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ 4
1.1 История развития альтернативного (третейского) судопроизводства в России 4
1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма 6
2 Третейское разбирательство в третейских судах РФ 12
2.1Третейское соглашение 12
2.2 Третейский суд и его состав 14
2.3 Судебные расходы, обеспечение иска, решение третейского суда 17
3 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 21
3.1 Процедура судебного разбирательства в третейском суде 21
3.2 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

МОЙ.docx

— 72.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ 4

1.1 История развития альтернативного (третейского) судопроизводства в России 4

1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма 6

2 Третейское разбирательство в третейских судах РФ 12

2.1Третейское соглашение 12

2.2 Третейский суд и его состав 14

2.3 Судебные расходы, обеспечение иска, решение третейского суда 17

3 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 21

3.1 Процедура судебного разбирательства в третейском суде 21

3.2 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Переход России в конце XX века к рыночным отношениям, сопровождавшийся неизбежным признанием права частной собственности и свободы договорных отношений, создал объективные предпосылки для возрождения в нашей стране института третейского судопроизводства. Актуальность выбранной темы состоит в том, что изучение третейского разбирательства на данном этапе развития нашей страны является весьма важным. Ведь сейчас происходит лишь становление третейской формы разбирательства. Стремительный рост числа постоянно действующих третейских судов, пробелы, противоречивость и архаичность законодательства о третейских судах и третейском судопроизводстве, отсутствие специальных комплексных теоретических исследований в данной области, а также отечественной практики и правовых традиций разрешения третейскими судами спорных правоотношений и их взаимодействия с государственными судами повлекли за собой целый комплекс вопросов законодательного, теоретического и практического характера.

Проблема, рассматриваемая в рамках данной работы, заключается в том, что постоянно растущая деятельность третейских судов должна наполняться новым конкретным содержанием, соотносимым и связанным с повседневной экономической деятельностью предприятий и граждан, а именно, с законодательно утвержденной возможностью защиты интересов конкретных участников, ее формы и пределов. Иными словами, можно сформулировать следующее положение: качество принимаемых решений третейским судом полностью зависит от законодательной обоснованности их деятельности. Таким образом, законодательная база, регулирующая экономическую деятельность, разрешение споров между субъектами такой деятельности и принятие конкретных решений после рассмотрения дела по существу, должна отвечать современным требованиям, учитывать не только сегодняшнюю обстановку, но и улавливать веянья завтрашнего дня. Только тогда третейское разбирательство станет эффективным инструментом урегулирования споров между субъектами.

Целью данной курсовой работы заключается в исследовании проблем института третейского разбирательства, места и значения третейского суда в судебной системе России, а также выявление и попытка разрешения ряда проблем, возникающих в процессе третейского разбирательства.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:

  • ознакомиться с краткой историей развития третейских судов;
  • изучить какими законами регулируется третейское судопроизводство;
  • раскрыть сущность третейского судопроизводства, то есть изучить понятие состав и его преимущества;
  • выявление пробелов и правовых коллизий в действующем законодательстве;
  • комплексный анализ и обобщение полученных выводов.

Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, возникающие между участниками третейского разбирательства в процессе деятельности третейских судов.

Предметом же является система правовых норм регламентирующих деятельность третейских судов, а так же акты официального толкования и применения и теоретические разработки ученых-процессуалистов.

Методологическая  основа исследования. В ходе исследования применялись различные методы познавательной деятельности: анализ, синтез, системный подход. Анализ применялся в целях выяснения сути рассматриваемых в работе явлений, феноменов. Наиболее важным в данной работе являются синтез и системный метод исследования, которые использовались для выявления взаимосвязи различных отношений в рассматриваемой области и выработки предложений.

 

1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ

1.1 История развития  альтернативного (третейского) судопроизводства в России

Идея альтернативного, негосударственного урегулирования экономического спора, возникшего между хозяйствующими субъектами, в специально образованном органе  отнюдь не нова.

Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Исторически, как писал А.И. Вицин, суд посредников предшествовал  суду общественной власти1.Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытках прийти к соглашению2. Развитие третейского разбирательства в нашей стране имеет длинную историю. В Ипатьевской летописи 1169г. рассказывается, например, о деле, рассмотренном по правилам третейского разбирательства3.

В договорной грамоте князя  Дмитрия Ивановича Донского с  князем Серпуховским Владимиром Андреевичем  Храбрым 1362 г. имеется следующая  запись: «А чего я буду искать из твоих  бояр, или будешь искать из моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и  будут судить, а если голоса их разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут».

Во второй половине XVII в. институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства (Соборное уложение 1649 г., гл. XV). О необходимости создания таких механизмов, еще в 1803 г. писал автор Устава Третейского совестного суда министр юстиции Державин в докладе Александру I. В апреле 1831 г. было утверждено Положение о третейском суде. С этого времени и до Судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. Для решения «узаконенного» третейского суда была предусмотрена возможность его пересмотра в апелляционном порядке второй инстанцией коронного суда. Судебная реформа 1864 г. сохранила лишь добровольный третейский суд. Право избирать посредников для решения спорных дел предусматривалось в уставе гражданского судопроизводства 1864 г., который включал специальную главу « О третейском суде».

Возможность обращения в  третейский суд по всем спорным гражданским  делам была закреплена в ст.5 Декрета  о суде от 24 ноября 1917 г., а также  в ГПК РСФСР 1922 г. (гл. 12 «О третейских записях и решениях»), который  в 1924 г. был дополнен приложением  о третейском суде4, существующим и по сей день. Однако третейское разбирательство споров гражданами на практике встречается крайне редко.

В период НЭПа форму третейского  судопроизводства использовали предприниматели, заинтересованные в том, чтобы их споры по коммерческим операциям, не стали достояние гласности.

ЦИК и СНК СССР 13 декабря 1930 г. утвердили Положение о Морской  арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате СССР. Создание Морской  арбитражной комиссии (МАК) было необходимо в связи с тем, что споры, возникающие  из правоотношений, регулируемых морским  правом, рассматривались третейскими  судами за границей и принимаемые  решения не всегда соответствовали  интересам Советского Союза.

Постановлением ЦИК и  СНК СССР 17 июня 1932 г. при Всесоюзной торговой палате СССР был образован  еще один третейский суд - Внешнеторговая арбитражная комиссия для разрешения споров, возникающих из сделок по внешней  торговле (ВТАК). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1987 г. «Об арбитражном  суде при Торгово-промышленной палате СССР» ВТАК была переименована в  арбитражный суд.

Первоначально государственным  предприятиям было запрещено прибегать  к помощи третейского суда, затем  запрет распространили на колхозы и  организации с их участием. В 1959 г. было допущено формирование третейских судов для разрешения конкретных хозяйственных споров между юридическими лицами.

До 2002 г. в РФ действовали  два основных законодательных акта о третейских судах, управомоченных рассматривать конфликты в хозяйственной сфере: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-1, и Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. Применительно к деятельности третейских судов по разрешению споров между гражданами действовало Положение о третейском суде, существовавшее в виде приложения N 3 к ГПК РСФСР.

Закон РФ от 7 июля 1993 г. стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.

В настоящее время вместо Временного положения 1992 г. и Приложения N 3 ГПК РФ действует ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" от 21 июня 2002 г., регулирующий деятельность третейских судов, которые создаются  на территории РФ (п. 1 ст. 1 Закона 2002 г.).

1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма

Необходимо отметить, что  в отличие от Временного положения  о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного  Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. № 3115-1, ФЗ № 102-ФЗ от 24.07.2002 года «О третейских судах в РФ»  отводит под понятия, используемые в данном законе, целую статью. Так в статье 2 настоящего закона даны легальные определения: “третейское разбирательство” как процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом; “третейский судья” как физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде; “третейское соглашение” как соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда и другие.

В действующем законодательстве термин «третейский суд» употребляется  в двух основных значениях. Во-первых, как общее наименование института  третейского суда, и, во-вторых, как  состав третейского суда, избираемый (назначаемый) сторонами для разрешения конкретного спора между ними в третейском суде любого из двух видов.

Что касается первого из названных понятий, то в настоящее время законодательством РФ предусмотрено два вида третейских судов: третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора, а также постоянно действующие третейские суды (называемые иногда институциональными).

Что касается разницы между  постоянно действующими третейскими  судами и судами для решения конкретного  спора, то отличаются они продолжительностью существования, порядком создания и  процедурой разбирательства подведомственных им споров, а также местом хранения решений и дел.

Так, при передаче спора  на рассмотрение третейского суда, создаваемого для рассмотрения конкретного  спора, стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения спора. При этом законом в отношении  «разовых» третейских судов установлены  в основном диспозитивные нормы, которые применяются для восполнения  возможных пробелов, в случае, если сторонами не будут согласованы  какие-либо условия, необходимые для  третейского разбирательства, такие диспозитивные нормы закреплены, например в п.5 ст. 3 и п. 1 ст. 20 ФЗ «О третейских судах в РФ» После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Решение третейского суда для разрешения конкретного спора в месячный срок после его принятия направляется вместе с материалами по делу для хранения в компетентный суд.

Заключение же сторонами  соглашения о передаче спора в  постоянно действующий третейский суд подразумевает, что стороны  соглашаются с правилами рассмотрения споров избранного ими третейского  суда, которые устанавливаются его  положениями (уставами, регламентами или  иными документами, регулирующими  процедуру рассмотрения споров), утвержденными  организацией, создавшей суд. Кроме  того, каждый суд указанного типа имеет  свой список арбитров, с которым  стороны могут ознакомиться. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определен иной срок, то рассмотренное в постоянно  действующем третейском суде дело хранится в данном третейском суде в течение  пяти лет с даты принятия по нему решения.

Раскрывая понятие и сущность третейских судов, необходимо определить, какое место занимают они в  судебной системе РФ, каково их соотношение  с государственными судами, и можно  ли назвать их деятельность правосудием. Возникает вопрос, насколько легитимен  такой орган как третейский суд, осуществлять защиту гражданских прав, каково его место в ряду правозащитных  органов и не является ли само его  существование нарушением права  граждан на обращение к правосудию, закрепленного в ст. 46 Конституции  РФ. Ответить на эти вопросы можно, обратившись к ст. 118 Конституции  РФ, в соответствии с которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. При этом Конституция РФ и предусмотренный  ею Федеральный конституционный  закон от 31.12.96 года № 1-ФКЗ «О судебной системе» предусматривают включение в судебную систему конституционного суда, федеральных судов общей юрисдикции, включая мировой суд, арбитражных судов. Таким образом, законодательство однозначно определяет состав субъектов, в чьи полномочия входит отправление правосудия: рассмотрение споров и вынесение государственно-властных предписаний, обязательных для сторон.  Отсюда следует вывод, что третейские суды не вправе вторгаться в область исключительной компетенции государственных судов, соответственно, их деятельность нельзя назвать правосудием. Таким образом, «являясь органом, осуществляющим судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, третейский суд не осуществляет правосудие и не входит в судебную систему России5».

Информация о работе Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства