Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы заключается в исследовании проблем института третейского разбирательства, места и значения третейского суда в судебной системе России, а также выявление и попытка разрешения ряда проблем, возникающих в процессе третейского разбирательства.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
ознакомиться с краткой историей развития третейских судов;
изучить какими законами регулируется третейское судопроизводство;
раскрыть сущность третейского судопроизводства, то есть изучить понятие состав и его преимущества;
выявление пробелов и правовых коллизий в действующем законодательстве;
комплексный анализ и обобщение полученных выводов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Правовые основы деятельности третейских судов в РФ 4
1.1 История развития альтернативного (третейского) судопроизводства в России 4
1.2 Теоретические основы деятельности третейских судов в России, их правовой статус и организационно-правовая форма 6
2 Третейское разбирательство в третейских судах РФ 12
2.1Третейское соглашение 12
2.2 Третейский суд и его состав 14
2.3 Судебные расходы, обеспечение иска, решение третейского суда 17
3 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 21
3.1 Процедура судебного разбирательства в третейском суде 21
3.2 Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

МОЙ.docx

— 72.94 Кб (Скачать файл)

Невозможность осуществления  правосудия от имени государства, тем  не менее, не является препятствием для  рассмотрения споров третейским судом  и формирования юридически обоснованного  вывода о правах и обязанностях сторон конфликта. Возможность третейского  разбирательства подкрепляется  установленными в ст.34 и п.2 ст.45 Конституции  РФ правами граждан на ведение  экономической деятельности и защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами. Обязательность вывода третейского суда для самих  сторон спора зависит, прежде всего, от их согласия подчиниться вынесенному  решению, а соблюдение равенства  сторон является гарантией учета  их интересов.

Кроме того, ст.11 ГК РФ прямо  предусматривает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью  дел, установленной процессуальным законодательством суд, арбитражный  суд или третейский суд. Следовательно, законодательно третейские и государственные  суды, несмотря на все различия, на равных признаются инструментами защиты гражданских  прав, выполняя в данном случае одну и ту же функцию6.

Исходя из сказанного, третейский суд следует считать особым органом, разрешающим спор между сторонами и выносящим свое заключение по спору в виде решения, которое влечет установленные договором и/или законом последствия: сторона, в пользу которой вынесено решение, вправе обратиться в суд для принудительного исполнения решения; орган судебной власти – арбитражный суд и суд общей юрисдикции, осуществляя производство по делам об оспаривании решений третейских судов, уже не пересматривает решение по существу, а лишь контролирует соблюдение требований предъявляемых к нему законом.

В юридической науке ставится вопрос о правовом статусе третейских судов и их организационно правовой форме. Определение статуса третейского  суда необходимо для того, чтобы  лучше понять его правовое положение. Вопрос о правовом статусе третейского  суда заключается, прежде всего, в том, может ли постоянно действующий третейский суд быть самостоятельной организацией, пользующейся правами юридического лица?

В ныне действующем законодательстве нет четко установленного  правового  статуса третейского суда, однако трактовка п.2 и п.3 ст.3 Федерального закона «О третейских судах в РФ»  дает основания полагать, что его  существование в качестве самостоятельного юридического лица невозможно. Согласно п. 2 ст. 3 названного Закона постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах. П. 3 ст. 3 Закона содержит правило о том, что постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Таким образом, в настоящее  время закон не допускает возможности  самостоятельного участия третейского  суда в гражданском обороте, в  связи с чем третейские суды существуют в качестве структурных подразделений  организаций, которые их учреждают, то есть не являются юридическими лицами.

На основании изложенного  могут быть выделены следующие признаки третейского суда, состоящие в  том, что третейский суд как правовой феномен является негосударственным  юрисдикционным органом, рассматривающим  и разрешающим гражданские дела, не входит в государственную судебную систему. Третейский суд не осуществляет правосудие в том смысле, как это  закреплено в Конституции РФ и  Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ», и не входит в государственную судебную систему.

 

2 Третейское разбирательство в третейских судах РФ

2.1Третейское соглашение

Согласно ст. 1 ФЗ «О третейских судах в РФ» основанием для  передачи спора для разрешения в  третейский суд является соглашение сторон. Именно оно является единственной предпосылкой возбуждения третейского процесса. Статья 7 вышеназванного закона устанавливает форму и содержание для третейского соглашения, согласно которым третейское соглашение заключается всегда только в письменном виде. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.

Практике известны различные  виды третейских соглашений:

  • третейский договор - соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о разбирательстве в третейском суде возникающих между его сторонами споров (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем);
  • третейская оговорка - соглашение, включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора;
  • третейская запись - соглашение о передаче на разрешение третейского суда уже возникшего спора.

Третейское соглашение может  быть заключено как до возникновения  спора, так и после, в том числе  в ходе рассмотрения спора в государственном  суде до принятия решения по существу спора судом первой инстанции.

Отраслевая принадлежность института третейского соглашения и самого третейского разбирательства  во многом определяет его роль в  отношениях между заключившими соглашение сторонами. Вопрос о том, является ли третейское соглашение гражданско-правовой сделкой или не является, имеет далеко идущие правовые последствия, прежде всего касающиеся возможности применения к квалификации отношений, возникающих вследствие заключения третейского соглашения гражданско-правовых норм, регулирующих сделки и последствия их недействительности.

В соответствии с действующим  законодательством третейское соглашение может быть заключено путем ссылки в письменном договоре на документ, содержащий такую оговорку и являющийся его неотъемлемой частью.

В данном случае возникает  вопрос: является ли документ, содержащий третейскую оговорку неотъемлемой частью договора, если в договоре указано, что споры по нему рассматриваются  в соответствии с этим соглашением, но не указано, что оно является его  неотъемлемой частью? По всей видимости, да. Ведь, поскольку в договоре имеется  ссылка на документ, подписанный сторонами, то уже в силу этого факта он должен рассматриваться как составляющая часть договора. Тем более, буквальное толкование ст. 7 о форме третейского  соглашения дает основания полагать, что ссылка должна «делать третейское соглашение частью договора», а не содержать  указание на то, что  соглашение является его неотъемлемой частью.

Вместе с тем вышеназванные  позиции существуют пока только в  качестве положений научной доктрины, что неприемлемо, так как такие  важные моменты для правильного  применения третейскими суда и государственными судами, их проверяющими, норм права, направленных на регулирование порядка рассмотрения споров в рамках третейского разбирательства  и проверки со стороны государственных  судебных органов, необходимо четко  прописывать и закреплять в нормативно-правовой базе, дабы снизить риск судебной ошибки и защитить участников экономической  деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципиальные положения в отношении правового  регулирования заключения третейских соглашений: 

  • требование о заключении арбитражного соглашения в письменной форме (в виде или оговорки в договоре, или отдельного соглашения);
  • возможность заключения соглашения о передаче на рассмотрение третейского суда как уже возникшего спора, так и спора, который может возникнуть в будущем в отношении определенного правоотношения, независимо от того, носило это правоотношение договорный характер или нет;
  • положения о широкой свободе усмотрения сторон, особенно при определении правил третейского разбирательства;
  • незначительного числа императивных норм в законодательстве о третейском суде.

2.2 Третейский суд и его состав

Осознавая особый характер рассматриваемых третейским судом  дел, законодатель счел необходимым  прописать перечень определенных требований, которым должен отвечать кандидат в  третейские судьи.

Согласно главе III ФЗ «О третейских судах в РФ», третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Состав третейского суда определяется соглашением сторон для разрешения конкретного спора или правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда, а остальные члены третейского суда могут иметь образование и не связанное с юридическим, например, экономическое образование. Так же дополнительные  требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Вместе с тем закон  содержит четыре ограничения для  лиц, назначаемых в третейские судьи:

  • Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.
  • Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.
  • Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.
  • Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Если третейский судья  не отвечает указанным требованиям, ему может быть заявлен отвод. Лицо, получившее предложение о возможном избрании его третейским судьей, должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основанием для его отвода. Если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен заявить самоотвод. Сторона, избравшая третейского судью, может заявить ему отвод только в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для отвода, стали известны ей после избрания третейского судьи.

Мотивированное заявление  об отводе третейского судьи может  быть подано в течение пяти дней с того момента, когда стороне  стало известно о формировании состава  третейского суда и наличии оснований  для отвода третейского судьи. Иная процедура отвода третейского судьи  может быть согласована сторонами или предусмотрена правилами постоянно действующего третейского суда.

По общим правилам вопрос об отводе третейского судьи решается другими судьями, входящими и  состав третейского суда, в течение 10 дней с момента поступления  заявления об отводе. При единоличном  рассмотрении спора вопрос об отводе разрешается этим третейским судьей.

После отвода или самоотвода третейского судьи его полномочия прекращаются. Полномочия третейского  судьи прекращаются также после  принятия решения по конкретному  делу, в случае смерти третейского  судьи.

В случае не соблюдения требований к составу третейского суда, суд  общей юрисдикции и арбитражный  суд, рассматривая заявления об отмене решения третейского суда, выдачи исполнительного листа, согласно ст. 421 и 426 ГПК и ст. 233 и ст. 239 АПК, может отменить решение третейского суда, либо отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Формирование состава  третейского суда производится путем  избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).В постоянно  действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами  постоянно действующего третейского  суда, т.е. его регламентом. В третейском суде для разрешения конкретного  спора формирование состава третейского  суда производится в порядке, согласованном  сторонами. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава  третейского суда, состоящего из  трех третейских судей, каждая  сторона избирает одного третейского  судью, а два избранных таким  образом третейских судьи избирают  третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы  об этом от другой стороны или два  избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит  разрешению третейским судьей  единолично и после обращения  одной стороны к другой с  предложением об избрании третейского  судьи стороны в течение 15 дней  не избирают третейского судью,  то рассмотрение спора в третейском  суде прекращается и данный  спор может быть передан на  разрешение компетентного суда.

Информация о работе Правовые проблемы процедуры третейского разбирательства