Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем что, одна из основных гарантий осуществления гражданского права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были.
Введение 3
1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 7
1.1 Общие положения 7
1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений 11
2.Особенности рассмотрения отдельных категории дел 15
2.1. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 15
2.2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 22
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности 34
2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций 44
Заключение 51
Список литературы 54
Содержание
Введение 3
1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 7
1.1 Общие положения 7
1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений 11
2.Особенности рассмотрения отдельных категории дел 15
2.1. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 15
2.2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 22
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности 34
2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций 44
Заключение 51
Список литературы 54
В последние годы рыночные отношения занимают все большую роль в жизни Российского общества. Тем не менее, явно просматривается тенденция к усилению государственного регулирования экономической деятельности. На этом фоне особое значение приобретают для предпринимателей и юридических лиц судебная защита их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с государственными органами, гарантии реального восстановления прав, нарушенных принятием незаконного акта.
Актуальность темы исследования обусловлена тем что, одна из основных гарантий осуществления гражданского права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были.
Без последовательного, целенаправленного проведения этого принципа в жизнь общества невозможно становление правового государства.
Судебный контроль над деятельностью органов исполнительной власти имеет чрезвычайно важное значение для укрепления Российского государства, его правовой системы. Поэтому производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассматривается некоторыми учеными одним из приоритетных направлений совершенствования арбитражного процессуального законодательства1.
С принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ в 2002 г. рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, выделено в отдельный вид производства. Нормативное регулирование процесса рассмотрения публично-правовых дел претерпело значительное изменение. В АПК РФ включено достаточно много норм, посвященных регламентации процессуальных отношений, связанных с рассмотрением таких дел. Следует обратить внимание и на постоянное увеличение числа дел, рассмотренных арбитражными судами, возникающих из административных и иных публичных правоотношений2.
Если до принятия АПК 2002 г. исследователи данных правоотношений указывали, как правило, на недостаточное урегулирование рассмотрения арбитражными судами дел из административно-правовых отношений, то в настоящее время процессуальная нормативная база в этой сфере значительно расширилась и нуждается в тщательной проверке.
Учитывая высокую научную и практическую значимость рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, внесенные в арбитражный процессуальный кодекс РФ изменения нуждаются в тщательном изучении, что и определило выбор темы курсовой работы.
Предметом исследования являются научные взгляды, правовые нормы и отношения, связанные с:
-определением места
-изучением специфики данного
- рассмотрением
Цель и задачи исследования.
Целью курсовой работы
Исследуются теоретические основы производства по делам, возникающим из административных правоотношений, которые дают возможность глубже понять возможные пути дальнейшего развития отрасли, выработать предложения по улучшению действующего законодательства.
Также рассматриваются вопросы, связанные с обращением в арбитражные суды РФ по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, особенности рассмотрения таких дел и вынесения по ним решений.
В соответствии с поставленной целью реализованы следующие задачи: рассмотрено производство по делам, возникающим из административных правоотношений, как вид производства в арбитражных судах первой инстанции, рассмотрены особенности отдельных категорий дел, рассматриваемых в рамках данного вида производства; исследовано соотношение норм арбитражного процесса, касающихся производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и норм других отраслей законодательства, в частности норм КоАП РФ; рассмотрены вопросы компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений; проанализированы особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и вынесения по ним решения.
Методологическая основа исследования.
Методологическая основу исследования составляют комплексный и системный анализ отношений, в основе которого заложено применение сравнительно-правового метода исследования. Используются такой метод научного познания как исторически-правой. Кроме того, используется сравнение с правовым регулированием производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции.
В ходе исследования изучаются теоретические основы производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, как вида производства, его особенностей и отличительных черт.
Правовое исследование базируется на связанных с рассматриваемой темой работах Абсалямова А.В., Боннера А.Т., Елисейкина П.Ф., Поповой Ю.А., Сухаревой Н.В., Чечота Д.М., Юркова Б.Н.
При написании курсовой работы использовались труды современных советских и российских юристов: Андреевой Т.К., Моисеева С.В., Треушникова М.К., Осокиной Г.Л., Салищевой Н.Г., Старилова Ю.Н., Фурсова Д.А., Шерстюка В.М., Яркова В.В. и других.
В отличие от АПК РФ 1995 г. законодатель впервые выделил в отдельные главы кодекса положения о порядке рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью3.
Детальное урегулирование
порядка их рассмотрения позволит снять
многие проблемы. Перечень подведомственных
арбитражному суду дел, возникающих из
административных и иных публичных правоотношений,
приведен в ст. 29 АПК РФ. Административный
характер спорных отношений основан на
неравном положении его участников. Одним
из таких участников является государственный
орган, орган местного самоуправления,
иной орган или должностное лицо ,
По общему правилу, закрепленному
в ст. 27, 29 АПК РФ, споры по данной категории
дел должны носить экономический характер,
т.е. возникать в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности организаций,
являющихся юридическими
Предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность
организаций и граждан, направленная на
систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг (ст.
2 ГК РФ). В случаях, установленных АПК РФ
и другими федеральными законами, арбитражному
суду подведомственны дела данной категории
с участием образований, не являющихся
юридическими лицами, и граждан, не имеющих
статуса индивидуального предпринимателя.
В качестве примера образований, не
являющихся юридическим лицом, спор с
участием которых подлежит рассмотрению
в арбитражном суде, можно назвать территориальные
подразделения государственных органов,
которые наделены правом осуществления
контрольных функций и применения мер
принуждения. С участием граждан, не имеющих
статус предпринимателя, рассмотрению
в арбитражном суде подлежат, например,
дела об отказе, уклонении от регистрации
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Федеральным законом могут быть определены
и иные случаи участия при рассмотрении дел в
При разрешении вопроса о подведомственности
того или иного дела, возникшего из административных
или иных публично-правовых отношений,
арбитражному суду следует учитывать
и другие правила .
Согласно
п. 4 ст. 27 АПК РФ заявление по экономическому
спору или иному делу, принятое арбитражным
судом к своему производству ссоблюдением
правил подведомственности, должно быть
рассмотрено им по существу, хотя бы в
дальнейшем в дело был привлечен гражданин,
неимеющий статуса индивидуального предпринимателя,
в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований на предмет
спора5.
В качестве примера можно привести
следующую ситуацию: организация
Обратилась в арбитражный суд
Дела об оспаривании нормативных правовых
актов отнесены к подведомственным арбитражным
судам. В настоящее время арбитражным
судам подведомственны дела об обжаловании
нормативных актов налоговых органов,
таможенных органов, органов местного
самоуправления, органов по регулированию
тарифов на электрическую и тепловую энергию
(ст. 138 НК РФ; ст. 5 ТК РФ; ст. 78 Федерального
закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации"; ст. 7.1 Федерального
закона "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию
в Российской Федерации" - см. Информационное
письмо Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80 "О некоторых вопросах,
возникающих в судебной практике при рассмотрении
арбитражными судами дел об оспаривании
нормативных правовых актов"7.
Право издания нормативных актов принадлежит
Министерству финансов РФ (ст. 4 НК РФ).
По общему правилу, к нормативным относятся
такие акты, которые устанавливают
Дела об оспаривании ненормативных
правовых актов, решений, действий (бездействия)
органов, должностных лиц довольно многочисленны
в практике арбитражных судов. Ненормативный
правовой акт не обладает признаками,
названными выше, адресован конкретному
лицу.
К данной категории дел можно отнести,
например, споры о признании недействительными решений
Дела об административных правонарушениях
также многочисленны в практике арбитражных
судов. Для отнесения этих дел к подведомственности
арбитражных судов необходимо соблюдение
двух правил:
- участниками споров являются органы,
должностные лица, юридические лица и
предприниматели;
-административное
Дела о взыскании с
По иным делам, отнесенным
Общий порядок рассмотрения
дел, возникающих из административных
и иных публичных правоотношений, предусмотрен
разд. I и II АПК РФ.
Для
данной категории дел следует учитывать
следующие особенности:
- дела данной категории возбуждаются
на основании заявления ;
- в первой инстанции коллегиально
рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего
-Высшему Арбитражному Суду РФ
- государственные органы, органы местного
самоуправления и иные органы вправе обратиться сиском или
- при обращении налоговых органов
в арбитражный суд с иском о взыскании
с организации, предпринимателя налоговых
санкций необходимо соблюдение досудебного
порядка, который заключается в предложении
(зафиксированном в решении о привлечении
к налоговой ответственности, требовании
или иным образом) добровольно уплатить
сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ).
Несоблюдение налоговой
- в соответствии со ст. 333.37 главы "Государственная
пошлина" НК РФ государственные органы,
органы местного самоуправления и иные
органы освобождены от уплаты государственной
пошлины ;
- в отличие от общих правил доказывания
обязанность доказывания по делам, возникающим
из административных и иных публичных
правоотношений, возлагается на государственные
органы, органы местного самоуправления,
иные органы и должностных лиц. В силу
ст. 65 АПК РФ другое лицо, участвующее в
деле, не освобождается от доказывания
и должно доказать обстоятельства, имеющие
значение для правильного рассмотрения
дела, на которые оно ссылается как на
основание своих требований и возражений;
- обязательными условиями для признания
недействительными актов органов, организаций,
должностных лиц, незаконности их действий
(бездействия) являются несоответствие
их закону, иному нормативному правовому
акту и нарушение ими прав заявителя.
- при удовлетворении заявления по
спору о признании не подлежащим исполнению
исполнительного документа, по которому
взыскание производится в бесспорном (безакцептном)
- при удовлетворении заявления о взыскании
денежных сумм (например, по иску налоговой
инспекции) в резолютивной части решения
арбитражный суд указывает общий размер
подлежащих взысканию сумм с раздельным
определением недоимки, пени, штрафа;
- по делу о признании недействительным
акта органа, должностного лица в резолютивной
части решения должны содержаться сведения
о наименовании, номере, дате издания,
других реквизитах акта и об органе, должностном
лице, его издавшем; указание о признании
акта недействительным полностью или
в определенной части либо об отказе в
удовлетворении требования заявителя
полностью или в определенной части.
- при удовлетворении требования
- при удовлетворении требования о
признании незаконными действий (бездействия)
арбитражный суд в резолютивной части
решения обязывает орган, организацию,
должностное лицо устранить в полном объеме
допущенное незаконными действиями (
-в случае признания
По ранее
действовавшему АПК РФ заключение мирового
соглашения по спорам, возникающим из