Производство по делам возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем что, одна из основных гарантий осуществления гражданского права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были.

Содержание работы

Введение 3
1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 7
1.1 Общие положения 7
1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений 11
2.Особенности рассмотрения отдельных категории дел 15
2.1. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 15
2.2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 22
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности 34
2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций 44
Заключение 51
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая осн файл1.docx

— 195.99 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 7

1.1 Общие положения 7

1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений 11

2.Особенности рассмотрения отдельных категории дел 15

2.1. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 15

2.2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 22

2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности 34

2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций 44

Заключение 51

Список литературы 54

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы рыночные отношения занимают все большую роль в жизни Российского общества. Тем не менее, явно просматривается тенденция к усилению государственного регулирования экономической деятельности. На этом фоне особое значение приобретают для предпринимателей и юридических лиц судебная защита их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с государственными органами, гарантии реального восстановления прав, нарушенных принятием незаконного акта.

Актуальность темы исследования обусловлена тем что, одна из основных гарантий осуществления гражданского права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.        Без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были.

Без последовательного, целенаправленного проведения этого принципа в жизнь общества невозможно становление правового государства.

Судебный контроль над деятельностью органов исполнительной власти имеет чрезвычайно важное значение для укрепления Российского государства, его правовой системы. Поэтому производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассматривается некоторыми учеными одним из приоритетных направлений совершенствования арбитражного процессуального законодательства1.

С принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ в 2002 г. рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, выделено в отдельный вид производства. Нормативное регулирование процесса рассмотрения публично-правовых дел претерпело значительное изменение. В АПК РФ включено достаточно много норм, посвященных регламентации процессуальных отношений, связанных с рассмотрением таких дел. Следует обратить внимание и на постоянное увеличение числа дел, рассмотренных арбитражными судами, возникающих из административных и иных публичных правоотношений2.

Если до принятия АПК 2002 г. исследователи данных правоотношений указывали, как правило, на недостаточное урегулирование рассмотрения арбитражными судами дел из административно-правовых отношений, то в настоящее время процессуальная нормативная база в этой сфере значительно расширилась и нуждается в тщательной проверке.

Учитывая высокую научную и практическую значимость рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, внесенные в арбитражный процессуальный кодекс РФ изменения нуждаются в тщательном изучении, что и определило выбор темы курсовой работы.

Предметом исследования являются научные взгляды, правовые нормы и отношения, связанные с:

-определением места производства по делам, возникающим из админист-ративных и иных публичных правоотношений в арбитражном производстве,

-изучением специфики данного вида производства, которая дает возмож-ность исследовать регламентацию обращения в суд за защитой гражданских прав, связанных с административными делами и иными публичными правоотношениями,

- рассмотрением процессуальных особенностей рассмотрения дел,возник-ающих из административных и иных публичных правоотношений.

Цель и задачи исследования.

Целью курсовой работы является комплексное исследование производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений как вида арбитражного производства.

Исследуются теоретические основы производства по делам, возникающим из административных правоотношений, которые дают возможность глубже понять возможные пути дальнейшего развития отрасли, выработать предложения по улучшению действующего законодательства.

Также рассматриваются вопросы, связанные с обращением в арбитражные суды РФ по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, особенности рассмотрения таких дел и вынесения по ним решений.

В соответствии с поставленной целью реализованы следующие задачи: рассмотрено производство по делам, возникающим из административных правоотношений, как вид производства в арбитражных судах первой инстанции, рассмотрены особенности отдельных категорий дел, рассматриваемых в рамках данного вида производства; исследовано соотношение норм арбитражного процесса, касающихся производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и норм других отраслей законодательства, в частности норм КоАП РФ; рассмотрены вопросы компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений; проанализированы особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и вынесения по ним решения.

Методологическая основа исследования.

Методологическая основу исследования составляют комплексный и системный анализ отношений, в основе которого заложено применение сравнительно-правового метода исследования. Используются такой метод научного познания как исторически-правой. Кроме того, используется сравнение с правовым регулированием производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции.

В ходе исследования изучаются теоретические основы производства по делам, возникающим из административных и иных публичных  правоотношений, как вида производства, его особенностей и отличительных черт.

Правовое исследование базируется на связанных с рассматриваемой темой работах Абсалямова А.В., Боннера А.Т., Елисейкина П.Ф., Поповой  Ю.А., Сухаревой Н.В., Чечота Д.М., Юркова Б.Н.

При написании курсовой работы использовались труды современных советских и российских юристов: Андреевой Т.К., Моисеева С.В., Треушникова М.К., Осокиной Г.Л., Салищевой Н.Г., Старилова Ю.Н., Фурсова Д.А., Шерстюка В.М., Яркова В.В. и других.

 

1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

1.1 Общие положения

В отличие от АПК РФ 1995 г. законодатель впервые выделил в отдельные главы кодекса положения о порядке рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью3.

 Детальное урегулирование порядка их рассмотрения позволит снять многие проблемы. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК РФ. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо , наделенные властными полномочиями и использовав-шие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринима-тельской и иной экономической деятельности.

По общему правилу, закрепленному в ст. 27, 29 АПК РФ, споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуаль-ных предпринимателей4.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность организаций и граждан, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). В случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела данной категории с участием  образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. 
   В качестве примера образований, не являющихся юридическим лицом, спор с участием которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде, можно назвать территориальные подразделения государственных органов, которые наделены правом осуществления контрольных функций и применения мер принуждения. С участием граждан, не имеющих статус предпринимателя,  рассмотрению в арбитражном суде подлежат, например, дела об отказе, уклонении от регистрации юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей.  
   Федеральным законом могут быть определены и иные случаи участия при рассмотрении дел в арбитражном суде образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимате-ля.

При разрешении вопроса о подведомственности того или иного дела, возникшего из административных или иных публично-правовых отношений, арбитражному суду следует учитывать и другие правила . 
           Согласно п. 4 ст. 27 АПК РФ заявление по экономическому спору или иному делу, принятое арбитражным судом к своему производству ссоблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем в дело был привлечен гражданин, неимеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора5.  
   В качестве примера можно привести следующую ситуацию: организация

Обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования о  выделении земельного участка. По мнению организации, земельный участок выделен из ее земель6. При этом земельный участок выделен гражданину А. Безусловно, что в данном случае гражданин А. должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, однако, в отличие от правил АПК РФ 1995 г., спор при данных обстоятельствах будет подлежать рассмотрению по существу в арбитражном суде. 
   Дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены к  подведомственным арбитражным судам. В настоящее время арбитражным судам подведомственны дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов, таможенных органов, органов местного самоуправления, органов по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию (ст. 138 НК РФ; ст. 5 ТК РФ; ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ст. 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" - см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"7.  
  Право издания нормативных актов принадлежит Министерству финансов РФ (ст. 4 НК РФ). По общему правилу, к нормативным относятся такие акты, которые устанавливают общеобязательные правила поведения для неопределе-нного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.  
  Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов. Ненормативный правовой акт не обладает признаками, названными выше, адресован конкретному лицу.  
   К данной категории дел можно отнести, например, споры о признании  недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных,антимоно-нольных органов, органов Федеральной службы по финансовым рынкам, орга-нов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций (предпринимателей) занарушение соответствующего законодательства, о выделении (об изъятии) земельных участков и т.д.  
   Дела об административных правонарушениях также многочисленны в практике арбитражных судов. Для отнесения этих дел к подведомственности арбитражных судов необходимо соблюдение двух правил:  
  - участниками споров являются органы, должностные лица, юридические лица и предприниматели;  
 -административное правонарушение совершено при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Компетенция арбитражного суда по рассмотрению таких дел определена ст. 23.1 КоАП РФ. 
 Дела о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей обязатель-лых платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, также подведомственны арбитражному суду8. Такое же правило установлено ст. 46, 104 НК РФ. Внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" . 
 По иным делам, отнесенным федеральным законом к компетенции арбит-ражного суда, можно привести пример дела об обжаловании отказа или уклонения от государственной регистрации юридического лица (коммерческой организации) или индивидуального предпринимателя; о признаниине подлеж-ащим исполнению исполнительного документа, взыскание по которому производится в бесспорном порядке; об оспаривании постановлений, действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного пристава-исполнителя

1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из  административных и иных публично-правовых отношений

 

Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, предусмотрен разд. I и II АПК РФ.  
            Для данной категории дел следует учитывать следующие особенности: 
  - дела данной категории возбуждаются на основании заявления ; 
  - в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть  рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК РФ). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;  
  -Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти9, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Остальные дела административного судопроизводства подсудны арбитражным судам субъектов РФ (ст. 34 АПК РФ); 
  - государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться сиском или заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 53 АПК РФ). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве примера процессуальных  полномочий налоговых органов для обращения в арбитражный суд можно привести положения п. 16 ч. 1 ст. 31 НК РФ, антимонопольных органов - ст. 26 Федерального закона от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", ФСФР - ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и т.п.10;  
  - при обращении налоговых органов в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении (зафиксированном в решении о привлечении к налоговой ответственности, требовании или иным образом) добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последст-вия, предусмотренные ст. 149 АПК РФ, т.е. оставление иска без  рассмотрения; 
  - в соответствии со ст. 333.37 главы "Государственная пошлина" НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождены от уплаты государственной пошлины ; 
  - в отличие от общих правил доказывания обязанность доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц. В силу ст. 65 АПК РФ другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; 
  - обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, должностных лиц, незаконности их действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав заявителя.  
  - при удовлетворении заявления по спору о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части указывается  наименование, номер и дата документа, не подлежащего исполнению, и сумма, не подлежащая списанию (ст. 172 АПК РФ);   
  - при удовлетворении заявления о взыскании денежных сумм (например, по иску налоговой инспекции) в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением недоимки, пени, штрафа;  
  - по делу о признании недействительным акта органа, должностного лица в резолютивной части решения должны содержаться сведения о наименовании, номере, дате издания, других реквизитах акта и об органе, должностном лице, его издавшем; указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части.  
- при удовлетворении требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации арбитражн-ый суд в резолютивной части обязывает соответствующий  государственный орган осуществить такую регистрацию;  
  - при удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает орган, организацию, должностное лицо устранить в полном объеме допущенное незаконными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интерес-ов организации или гражданина в установленный срок;  
-в случае признания необоснованным привлечения организации или гражданина к административной ответственности в резолютивной части решения арбитр-ажный суд указывает на отмену соответствующего решения (с обязательным указанием всех его реквизитов)11
           По ранее действовавшему АПК РФ заключение мирового соглашения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотноше-ний, не допускалось. Возможность примирения сторон по данной категории дел является новой для правоприменителя. Одним из способов урегулирования спора является заключение мирового соглашения по правилам, установленным в гл. 15 АПК РФ. Факт обращения в суд по делам , возникающим из административных и иных публичных правоотношений, доводы другой стороны всегда свидетельствуют о наличии спора, о несогласии с позицией государственного или иного органа, должностного лица. В связи с этим трудно привести пример возможных способов мирного урегулирования спора. Возможно, что по делам о взыскании санкций стороны под контролем суда могут прийти к соглашению о рассрочке их уплаты. По делам о признании недействительным ненормативного акта стороны могут договориться об изменении его положений. Практика применения нового АПК РФ покажет и иные возможные способы мирного урегулирования спора по делам  административного судопроизводства.12

Информация о работе Производство по делам возникающих из административных и иных публичных правоотношений