Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем что, одна из основных гарантий осуществления гражданского права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были.
Введение 3
1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 7
1.1 Общие положения 7
1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений 11
2.Особенности рассмотрения отдельных категории дел 15
2.1. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 15
2.2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 22
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности 34
2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций 44
Заключение 51
Список литературы 54
1. Особенности рассмотрения
дел о взыскании обязательных платежей
и санкций.
Дела о взыскании с лиц, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую деятельность,
Необходимо учитывать Информационное
письмо Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 20.02.2006 г. N 105 "О некоторых
вопросах, связанных с вступлением в силу
Федерального закона "О внесении изменений
в некоторые законодательные
Судебное взыскание санкций носит
редкий характер, поскольку для этого
существуют административные процедуры.
Производство по данной категории дел
возбуждается в арбитражном суде на основании
заявлений государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
осуществляющих контрольные функции,
с требованием о взыскании с лиц, имеющих
задолженность по обязательным платежам,
денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Заявление подается в арбитражный суд
по месту нахождения или месту жительства
ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может
быть подано по месту нахождения филиала
юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ). 26
Дела данной категории подведомственны
арбитражному суду при следующих условиях:
- участниками спора являются государственные
органы, органы местного самоуправления, иные органы,
- обязанность по уплате
При рассмотрении данной категории
дел необходимо учитывать следующее:
- уплата обязательных платежей и,
соответственно, их взыскание, взыскание
санкций должно быть предусмотрено федеральным
законом. В настоящее время перечень обязательных
платежей, т.е. налогов и сборов предусмотрен
ст. 13-15 НК РФ;
- государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы должны обладать
правом контроля за уплатой обязательных
платежей и, соответственно, правом взыскания
этих платежей и санкций. В качестве примера
можно привести полномочия по контролю
за правильностью уплаты и взысканию обязательных
платежей, санкций Федеральной налоговой
службы, таможенных органов и их территориальных
подразделений, органов внебюджетных фондов
(пенсионный фонд и т.д.);
- наряду со взысканием
- при определенных условиях дела данной
категории могут быть рассмотрены в порядке
упрощенного производства (см. Информационное
письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от
20.01.2005 г. N 89 "О некоторых вопросах рассмотрения
дел в порядке упрощенного производства").
В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные
органы, органы местного самоуправления,
иные органы вправе обратиться в арбитражный
суд в случаях, предусмотренных федеральным
законом.
Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право
налоговых органов на обращение в арбитражный
суд с заявлением о взыскании с юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей
обязательных платежей, пени, санкций.
Необходимо учитывать, что такое право
может быть реализовано при условии отсутствия
иного порядка взыскания, установленного
федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание
обязательного платежа, пени с юридического
лица предусмотрено в бесспорном порядке .
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае
неуплаты или неполной уплаты налога в
установленный срок производится взыскание
налога в порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом.
Взыскание налога с
Взыскание налога в судебном порядке
производится:
1) с организации, которой открыт лицевой
счет;
2) в целях взыскания недоимки,
3) с организации или индивидуального
предпринимателя, если их обязанность
по уплате налога основана на изменении
налоговым органом юридической квалификации
сделки, совершенной таким налогоплательщиком,
или статуса и характера деятельности
этого налогоплательщика.
Общие требования к заявлению о взыскании
обязательных платежей и санкций изложены
в п. 3 ст. 46, ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны
быть также указаны:
- наименование, размер и расчет суммы
платежа, подлежащего взысканию;
- нормы закона, предусматривающие
уплату платежа;
- сведения о направлении требования
об уплате платежа в добровольном порядке.
Указанное требование и доказательства
его направления должны быть приложены
к заявлению. Требование об уплате платежа
в добровольном порядке может быть выражено
в отдельном документе, а также может содержаться
в решении налогового органа, принятого
по результатам проверки, или доведено
до лица в иной форме.
По данной категории дел заявители
освобождены от уплаты государственной
пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
При соблюдении требований к заявлению
арбитражный суд принимает его к производству,
о чем выносится соответствующее определение.
Копии определения направляются лицам,
участвующим в деле. Несоблюдение порядка
оформления заявления влечет последствия,
предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление
заявления без движения, возвращение заявления.
Общие правила рассмотрения данной
категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.
Дела данной категории рассматриваются
судьей единолично в срок, не превышающий
3 месяцев со дня поступления заявления
в арбитражный суд, включая срок на подготовку
дела и принятие решения.
Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим
образом уведомленных арбитражным судом,
не является препятствием для рассмотрения
дела.
Арбитражный суд может признать
обязательной явку в судебное заседание
лиц, участвующих в деле, о чем отмечается
в определении о принятия заявления к
производству и о подготовке дела к судебному
разбирательству. В этом случае неявка
лиц, участвующих в деле, является основанием
для наложения штрафа в порядке и размере,
установленных в гл. 11 АПК РФ.
По данной категории дел
При рассмотрении дела арбитражный суд
должен установить:
- наличие оснований для взыскания
требуемой суммы;
- полномочия контролирующего органа;
- правильность расчета взыскиваемой
суммы.
При взыскании недоимок по налогам,
пени, соответствующих санкций арбитражный
суд проверяет соблюдение сроков, установленных
п. 2 ст. 48, ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных
пресекательных сроков влечет оставление
заявления без удовлетворения .
2. Принятие решения по делу о взыскании
обязательных платежей и санкций
Общие правила принятия решения
по делу о взыскании обязательных платежей
и санкций установлены ст. 169-173, 178 АПК РФ.
По результатам рассмотрения дела арбитражный
суд принимает одно из следующих видов
решений:
- об удовлетворении заявления
- об отказе в удовлетворении заявления.
Во вводной части решения указываются:
- наименование арбитражного суда;
- состав суда;
- фамилия лица, которое вело протокол
судебного заседания;
- номер дела, дата и место принятия
решения;
- наименование лиц, участвующих в
деле;
- предмет спора;
- фамилии лиц, присутствующих в заседании,
с указанием их полномочий.
В описательной части решения излагаются
заявленные требования и возражения, объяснения
заявителя и ходатайства лиц, участвующих
в деле.
В мотивировочной части решения указываются:
- фактические и иные обстоятельства,
установленные арбитражным судом;
- доказательства, на которых основаны
выводы суда об обстоятельствах дела и
доводы в пользу принятого решения;
- мотивы, по которым суд отклонил те
или иные доказательства, принял или отклонил
доводы лиц, участвующих в деле;
- законы и иные нормативные правовые
акты, которыми руководствовался суд при
принятии решения, и мотивы, по которым
суд не применил законы и иные нормативные
правовые акты, на которые ссылались лица,
участвующие в деле.
В резолютивной части решения указываются:
- наименование лица, обязанного уплатить
сумму задолженности;
- его место нахождения или место жительства;
- сведения о его государственной регистрации;
- общий размер подлежащей взысканию
денежной суммы с раздельным определением
сумм основной задолженности, пени, санкций.
Решение по данной категории дел вступает
в законную силу и обжалуется в общем порядке
(ст. 180, 181, 259, 276 АПК РФ). Копии решения направляются
лицам, участвующим в деле, в 5-дневный
срок со дня принятия заказным письмом
с уведомлением или вручаются им под расписку.
Детальное урегулирование в
Заключение
В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
- Материально-правовая основа каждой из категорий производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, заметно отличает соответствующий вид производства от дел искового производства и других форм производства в арбитражных судах. Поэтому обоснованность существования производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, как отдельного вида производства в арбитражном суде, определяется чертами материально-правовых отношений каждой из категорий дел, рассматриваемых в рамках такого производства, характерными и специфичными для соответствующей категории дел и существенно различающимися друг от друга.
- Особенности материально- правовой основы производства по делам, возникающим из административных и иных публичный правоотношений, хотя и существенно отличается для каждой из категорий дел данного вида производства, тем не менее имеют существенные отличия от других видов производства в арбитражных судах, в том числе от искового производства. Такие отличия порождают необходимость в иных формах защиты прав, которые и определяют процессуальные особенности рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Данные особенности и обуславливают необходимость создания нового вида производства. Таким образом, законодательное закрепление производства по таким делам как самостоятельного вида производства является положительным итогом развития законодательства.
-Создание самостоятельного
вида производства по делам, возникающим
из административных и иных
- В АПК РФ достаточно подробно
определены особенности производства
по делам, возникающим из административных
и иных публичных правоотношений. Существует
достаточно большое количество норм, обеспечивающих
достаточный уровень процессуальной защиты
прав сторон по таким делам, и касающихся
других особенностей производства. В их
числе особенности состава арбитражного
суда при производстве по таким делам,
особенности перераспределения бремени
доказывания, сокращение сроков производства
по делам. Но сроки производства по делам
о привлечении к административной
-Необходимо внести поправки в АПК РФ, в соответствии с которыми вступление в законную силу решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов будет осуществляться после их кассационного рассмотрения или истечения срока на кассационное обжалование.
-При этом, должен быть установлен единый порядок обжалования и пересмотра всех судебных актов, принимаемых по делу об оспаривании нормативных предписаний, что позволит обеспечить более быстрое и правильное рассмотрение и разрешение дел данной категории
- В целом же следует отметить,
что в настоящий момент регулирование
производства по делам, возникающим из
административных и иных публичных правоотношений, защита
Список литературы
I. Нормативные правовые акты
II. Специальная литература
III. Материалы судебной практики
1 Жуйков В.М. Проблемы арбитражного процессуального права. М., 2011.С.21.
2 Судебно-арбитражная статистика. Основные показатели работы арбитражных судов в 2000-2010г. // Вестник ВАС РФ. 2010. № 2. С.36.
3 Викулова Н.А. Арбитражный и гражданский процесс.М.,2012. – С.13-17.
4 Баранов В.А, Приженникова А.Н. – Арбитражный и гражданский процесс. М.,2012. – С.15-22.
5 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.М.,2013.
6 Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М., 2011.-С.22-23.
7 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов//Справочно-правовая система Консультант плюс: Законодательство(10.04.2013).
8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).М.,2013.