1. Мировой судья рассматривает
в качестве суда первой инстанции:
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дела о расторжении брака,
если между супругами отсутствует
спор о детях
3)
дела о разделе между супругами
совместно нажитого имущества
при цене иска, не превышающей
пятидесяти тысяч рублей;
4)
иные возникающие из семейно-правовых
отношений дела, за исключением
дел об оспаривании отцовства
(материнства), об установлении отцовства,
о лишении родительских прав,
об ограничении родительских
прав, об усыновлении (удочерении)
ребенка, других дел по спорам
о детях и дел о признании
брака недействительным;
5)
дела по имущественным спорам,
за исключением дел о наследовании
имущества и дел, возникающих
из отношений по созданию и
использованию результатов интеллектуальной
деятельности, при цене иска, не
превышающей пятидесяти тысяч
рублей;
7) дела об определении порядка
пользования имуществом.
2. Федеральными законами к подсудности
мировых судей могут быть отнесены
и другие дела.
3. При объединении нескольких
связанных между собой требований,
изменении предмета иска или
предъявлении встречного иска, если
новые требования становятся
подсудными районному суду, а
другие остаются подсудными мировому
судье, все требования подлежат
рассмотрению в районном суде.
В этом случае, если подсудность
дела изменилась в ходе его
рассмотрения у мирового судьи,
мировой судья выносит определение
о передаче дела в районный
суд и передает дело на рассмотрение
в районный суд.
4. Споры между мировым судьей
и районным судом о подсудности
не допускаются.
64. Особенности
рассмотрения и разрешения дел,
возникающих из публичных правоотношений.
Статья
245. Дела, возникающие из публичных правоотношений
Суд рассматривает дела, возникающие
из публичных правоотношений:
- по заявлениям граждан, организаций,
прокурора об оспаривании нормативных
правовых актов полностью или в части,
если рассмотрение этих заявлений не отнесено
федеральным законом к компетенции иных
судов;
- По вопросу, касающемуся порядка
рассмотрения судом заявления осужденного
об оспаривании применения к нему администрацией
исправительного учреждения мер взыскания,
см. Обзор законодательства и судебной
практики Верховного Суда РФ за первый
квартал 2007 года.
- по заявлениям об оспаривании
решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных
и муниципальных служащих;
- по заявлениям о защите избирательных
прав или права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации;
- по заявлениям о временном
размещении иностранного гражданина или
лица без гражданства, подлежащих передаче
Российской Федерацией иностранному государству
в соответствии с международным договором
Российской Федерации о реадмиссии, либо
принимаемого Российской Федерацией иностранного
гражданина или лица без гражданства,
переданных иностранным государством
Российской Федерации в соответствии
с международным договором Российской
Федерации о реадмиссии, но не имеющих
законных оснований для пребывания (проживания)
в Российской Федерации (далее - иностранный
гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном
для этого специальном учреждении федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
правоприменительные функции, функции
по контролю, надзору и оказанию государственных
услуг в сфере миграции (далее - специальное
учреждение);
- по заявлениям об установлении,
о продлении, досрочном прекращении административного
надзора, а также о частичной отмене или
дополнении ранее установленных поднадзорному
лицу административных ограничений;
- иные дела, возникающие из
публичных правоотношений и отнесенные
федеральным законом к ведению суда.
Статья 246. Порядок рассмотрения
и разрешения дел, возникающих
из публичных правоотношений
1. Дела, возникающие из публичных
правоотношений, рассматриваются и
разрешаются судьей единолично,
а в случаях, предусмотренных
федеральным законом, коллегиально
по общим правилам искового производства
с особенностями, установленными настоящей
главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса
и другими федеральными законами.
2. При рассмотрении и разрешении
дел, возникающих из публичных
правоотношений, не применяются
правила заочного производства,
установленные главой 22 настоящего
Кодекса.
3. При рассмотрении и разрешении
дел, возникающих из публичных
правоотношений, суд не связан
основаниями и доводами заявленных
требований.
4. При рассмотрении и разрешении
дел, возникающих из публичных
правоотношений, суд может признать
обязательной явку в судебное
заседание представителя органа
государственной власти, органа
местного самоуправления или
должностного лица. В случае неявки
указанные лица могут быть
подвергнуты штрафу в размере
до одной тысячи рублей.
Статья 247. Порядок обращения в
суд
1. Суд приступает к рассмотрению
дела, возникающего из публичных
правоотношений, на основании заявления
заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано,
какие решения, действия (бездействие)
должны быть признаны незаконными,
какие права и свободы лица
нарушены этими решениями, действиями
(бездействием).
В заявлении о временном размещении
иностранного гражданина, подлежащего
реадмиссии, в специальном учреждении
должно быть указано предусмотренное
федеральным законом основание для временного
размещения иностранного гражданина,
подлежащего реадмиссии, или продления
срока пребывания иностранного гражданина,
подлежащего реадмиссии, в специальном
учреждении.
2. Обращение заинтересованного лица
в вышестоящий в порядке подчиненности
орган или к должностному лицу
не является обязательным условием
для подачи заявления в суд.
3. В случае, если при подаче заявления
в суд будет установлено, что имеет место
спор о праве, подведомственный суду, судья
оставляет заявление без движения и разъясняет
заявителю необходимость оформления искового
заявления с соблюдением требований статей
131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если
при этом нарушаются правила подсудности
дела, судья возвращает заявление.
Статья 248. Отказ в принятии заявления
или прекращение производства
по делу, возникшему из публичных
правоотношений
Судья отказывает в принятии
заявления или прекращает производство
по делу, возникшему из публичных
правоотношений, если имеется решение
суда, принятое по заявлению о
том же предмете и вступившее
в законную силу. Производство
по делу о защите избирательных
прав и права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации может быть прекращено
по основаниям, предусмотренным
федеральным законом.
Статья 249. Распределение обязанностей
по доказыванию по делам, возникающим
из публичных правоотношений
1. Обязанности по доказыванию обстоятельств,
послуживших основанием для принятия
нормативного правового акта, его законности,
а также законности оспариваемых решений,
действий (бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих возлагаются на орган, принявший
нормативный правовой акт, органы и лиц,
которые приняли оспариваемые решения
или совершили оспариваемые действия
(бездействие).
2. При рассмотрении и разрешении
дел, возникающих из публичных
правоотношений, суд может истребовать
доказательства по своей инициативе
в целях правильного разрешения
дела. Должностные лица, не исполняющие
требований суда о предоставлении
доказательств, подвергаются штрафу
в размере до одной тысячи
рублей.
Статья 250. Законная сила решения
суда
После вступления в законную
силу решения суда по делу,
возникающему из публичных правоотношений,
лица, участвующие в деле, а также
иные лица не могут заявлять
в суде те же требования
и по тем же основаниям.
65. Производство
по делам о защите избирательных
прав и права на участие
в референдуме граждан рф.
Глава
26. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 259. Подача заявления о
защите избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации
1. Избиратели, участники референдума,
кандидаты и их доверенные лица, избирательные
объединения и их доверенные лица, политические
партии и их региональные отделения, иные
общественные объединения, инициативные
группы по проведению референдума и их
уполномоченные представители, иные группы
участников референдума и их уполномоченные
представители, наблюдатели, прокурор,
считающие, что решениями или действиями
(бездействием) органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
общественных объединений, избирательной
комиссии, комиссии референдума, должностного
лица нарушаются избирательные права
или право на участие в референдуме граждан
Российской Федерации, вправе обратиться
с заявлением в суд.
2. Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации,
избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные, территориальные
и участковые избирательные комиссии,
соответствующие комиссии референдума
вправе обратиться с заявлением в суд
в связи с нарушением законодательства
о выборах и референдумах органом государственной
власти, органом местного самоуправления,
должностными лицами, кандидатом, избирательным
объединением, политической партией, ее
региональным отделением, иным общественным
объединением, инициативной группой по
проведению референдума, иной группой
участников референдума, а также избирательной
комиссией, комиссией референдума, членом
избирательной комиссии, комиссии референдума.
3. С заявлением в суд об отмене
регистрации кандидата (списка
кандидатов) вправе обратиться избирательная
комиссия, зарегистрировавшая кандидата
(список кандидатов), кандидат, зарегистрированный
по тому же избирательному
округу, избирательное объединение,
список кандидатов которого зарегистрирован
по тому же избирательному
округу, а также в случаях, установленных
федеральным законом, прокурор.
4. С заявлением в суд о расформировании
избирательной комиссии, комиссии
референдума вправе обратиться
лица, установленные федеральным
законом.
5. С заявлением в суд об отмене
регистрации инициативной группы
по проведению референдума, иной
группы участников референдума
вправе обратиться: при проведении
референдума Российской Федерации
- Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации; при проведении
референдума субъекта Российской
Федерации - избирательная комиссия
субъекта Российской Федерации;
при проведении местного референдума
- избирательная комиссия муниципального
образования.
6. Заявление в суд о защите
избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации подается
по подсудности, установленной
статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса,
другими федеральными законами.
Статья 260. Сроки обращения в суд
и рассмотрения заявлений
1. Заявление в суд может быть
подано в течение трех месяцев
со дня, когда заявителю стало
известно или должно было стать
известно о нарушении законодательства
о выборах и референдумах, его
избирательных прав или права
на участие в референдуме.
2. Заявление, касающееся решения
избирательной комиссии, комиссии
референдума о регистрации, об
отказе в регистрации кандидата
(списка кандидатов), инициативной
группы по проведению референдума,
иной группы участников референдума,
может быть подано в суд
в течение десяти дней со
дня принятия избирательной комиссией,
комиссией референдума обжалуемого
решения. Установленный настоящей частью
процессуальный срок восстановлению не
подлежит.
3. Заявление об отмене регистрации
кандидата (списка кандидатов) может
быть подано в суд не позднее
чем за восемь дней до дня голосования.
4. После опубликования результатов
выборов, референдума заявление
о нарушении избирательных прав
или права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации,
имевшем место в период избирательной
кампании, кампании референдума,
может быть подано в суд
в течение года со дня официального
опубликования результатов соответствующих
выборов, референдума.
5. Заявление о расформировании
избирательной комиссии, комиссии
референдума может быть подано
в суд в сроки, установленные
федеральным законом.
6.
В период избирательной кампании, кампании
референдума заявление, поступившее в
суд до дня голосования, должно быть рассмотрено
и разрешено в течение пяти дней со дня
его поступления, но не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а заявление, поступившее
в день, предшествующий дню голосования,
в день голосования или в день, следующий
за днем голосования, - немедленно. В случае,
если факты, содержащиеся в заявлении,
требуют дополнительной проверки, заявление
должно быть рассмотрено и разрешено не
позднее чем через десять дней со дня его
подачи.
6.1.
Истечение сроков, установленных
частью шестой настоящей статьи,
не влечет за собой прекращение
производства по делу, возбужденному
по заявлению, поступившему в
соответствии с требованиями
настоящей статьи, и не препятствует
судам, включая суды апелляционной,
кассационной и надзорной инстанций,
разрешить данное дело по существу.
7. Заявление о неправильности
в списках избирателей, участников
референдума должно быть рассмотрено
и разрешено в течение трех
дней со дня его поступления
в суд, но не позднее дня,
предшествующего дню голосования,
а в день голосования - немедленно.
8. Заявление, касающееся решения
избирательной комиссии, комиссии
референдума об итогах голосования,
о результатах выборов, референдума,
должно быть рассмотрено и
разрешено в течение двух месяцев
со дня его поступления в
суд.
9. Решение по заявлению об отмене
регистрации кандидата (списка
кандидатов) принимается судом первой
инстанции не позднее чем за пять
дней до дня голосования.
10. Решение по заявлению об
отмене регистрации инициативной
группы по проведению референдума,
иной группы участников референдума
принимается судом не позднее
чем за три дня до дня голосования.