11. Решение по заявлению о расформировании
избирательной комиссии, комиссии
референдума принимается судом
не позднее чем через четырнадцать
дней, а в ходе избирательной
кампании, кампании референдума
- не позднее чем через три
дня со дня поступления заявления
в суд.
Статья 260.1. Порядок рассмотрения
дел о защите избирательных
прав и права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации
1. Заявление рассматривается судом
с участием заявителя, представителя
соответствующих органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
политической партии, иного общественного
объединения, избирательной комиссии,
комиссии референдума, должностного лица,
прокурора. Неявка в суд указанных лиц,
надлежащим образом извещенных о месте
и времени судебного заседания, не является
препятствием для рассмотрения и разрешения
дела.
2. Суд извещает избирательную
комиссию, комиссию референдума
о принятии к рассмотрению
заявления о расформировании
этой избирательной комиссии, комиссии
референдума. Дела о расформировании
избирательных комиссий, комиссий
референдума рассматриваются судом
коллегиально в составе трех
профессиональных судей.
3. При рассмотрении и разрешении
дел о защите избирательных
прав и права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации в период избирательной
кампании, кампании референдума
до дня опубликования результатов
выборов, референдума мерами по
обеспечению иска не могут
быть:
1) наложение ареста на избирательные
бюллетени, бюллетени для голосования
на референдуме, списки избирателей,
участников референдума, иные
избирательные документы, документы
референдума или их изъятие;
2) запрещение избирательным комиссиям,
комиссиям референдума осуществлять
установленные законом действия
по подготовке и проведению
выборов, референдума.
4. Решение суда первой инстанции
об отмене регистрации кандидата
(списка кандидатов) не может быть
обращено к немедленному исполнению.
Статья 261. Решение суда по делам
о защите избирательных прав
и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации
и его реализация
1. Суд признает оспариваемое решение
или действие (бездействие) органа
государственной власти, органа
местного самоуправления, общественного
объединения, избирательной комиссии,
комиссии референдума, должностного
лица незаконным, если установлена
обоснованность заявления, обязывает
удовлетворить требование заявителя
либо иным путем восстанавливает
в полном объеме его нарушенные
избирательные права или право
на участие в референдуме.
Решение суда, вступившее в законную
силу, направляется руководителю
соответствующего органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
общественного объединения, председателю
избирательной комиссии, комиссии
референдума, должностному лицу
и подлежит реализации в указанные
судом сроки по правилам, установленным
частью второй статьи 206 настоящего
Кодекса.
2. Суд отказывает в удовлетворении
заявления, если установит, что
оспариваемое решение или действие
(бездействие) является законным.
3. Апелляционная жалоба на решение
суда, частная жалоба на определение
суда по делу о защите избирательных
прав и права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации, вынесенные в период
избирательной кампании, кампании
референдума до дня голосования,
могут быть поданы в течение
пяти дней со дня принятия
судом указанных решения, определения.
66. Производство
по делам о признании недействующими
нормат правовых актов полностью или в
части.
Статья
251. Подача заявления об оспаривании
нормативных правовых актов
1. Гражданин, организация, считающие,
что принятым и опубликованным
в установленном порядке нормативным
правовым актом органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица нарушаются
их права и свободы, гарантированные
Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными
правовыми актами, а также прокурор
в пределах своей компетенции
вправе обратиться в суд с
заявлением о признании этого акта противоречащим
закону полностью или в части.
2. С заявлением о признании нормативного
правового акта противоречащим закону
полностью или в части в суд вправе обратиться
Президент Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, законодательный
(представительный) орган субъекта Российской
Федерации, высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации, орган местного
самоуправления, глава муниципального
образования, считающие, что принятым
и опубликованным в установленном порядке
нормативным правовым актом нарушена
их компетенция.
3. Не подлежат рассмотрению в
суде в порядке, предусмотренном
настоящей главой, заявления об
оспаривании нормативных правовых
актов, проверка конституционности
которых отнесена к исключительной
компетенции Конституционного Суда
Российской Федерации.
4. Заявления об оспаривании нормативных
правовых актов подаются по
подсудности, установленной статьями
24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В
районный суд подаются заявления
об оспаривании нормативных правовых
актов, не указанных в статьях
26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление
подается в районный суд по
месту нахождения органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица, принявших
нормативный правовой акт.
5. Заявление об оспаривании нормативного
правового акта должно соответствовать
требованиям, предусмотренным статьей
131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно
данные о наименовании органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица, принявших оспариваемый
нормативный правовой акт, о его наименовании
и дате принятия; указание, какие права
и свободы гражданина или неопределенного
круга лиц нарушаются этим актом или его
частью.
6. К заявлению об оспаривании
нормативного правового акта
приобщается копия оспариваемого
нормативного правового акта
или его части с указанием,
каким средством массовой информации
и когда опубликован этот акт.
7. Подача заявления об оспаривании
нормативного правового акта
в суд не приостанавливает
действие оспариваемого нормативного
правового акта.
8. Судья отказывает в принятии
заявления, если имеется вступившее
в законную силу решение суда,
которым проверена законность
оспариваемого нормативного правового
акта органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица, по основаниям,
указанным в заявлении.
Статья 252. Рассмотрение заявлений
об оспаривании нормативных правовых
актов
1. Лица, обратившиеся в суд с
заявлениями об оспаривании нормативных
правовых актов, орган государственной
власти, орган местного самоуправления
или должностное лицо, принявшие
оспариваемые нормативные правовые
акты, извещаются о времени и
месте судебного заседания.
2. Заявление об оспаривании нормативного
правового акта рассматривается
судом в течение месяца, а Верховным
Судом Российской Федерации -
в течение трех месяцев со
дня его подачи с участием
лиц, обратившихся в суд с
заявлением, представителя органа
государственной власти, органа
местного самоуправления или
должностного лица, принявших оспариваемый
нормативный правовой акт, и
прокурора. В зависимости от
обстоятельств дела суд может
рассмотреть заявление в отсутствие
кого-либо из заинтересованных
лиц, извещенных о времени и
месте судебного заседания.
3. Отказ лица, обратившегося в
суд, от своего требования не
влечет за собой прекращение
производства по делу. Признание
требования органом государственной власти,
органом местного самоуправления или
должностным лицом, принявшими оспариваемый
нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Статья
253. Решение суда по заявлению об
оспаривании нормативного правового
акта
1. Суд, признав, что оспариваемый
нормативный правовой акт не
противоречит федеральному закону
или другому нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую
силу, принимает решение об отказе
в удовлетворении соответствующего
заявления.
2.
Установив, что оспариваемый нормативный
правовой акт или его часть
противоречит федеральному закону
либо другому нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую
силу, суд признает нормативный
правовой акт недействующим полностью
или в части со дня его
принятия или иного указанного
судом времени.
3. Решение суда о признании нормативного
правового акта или его части недействующими
вступает в законную силу по правилам,
предусмотренным статьей 209 настоящего
Кодекса, и влечет за собой утрату силы
этого нормативного правового акта или
его части, а также других нормативных
правовых актов, основанных на признанном
недействующим нормативном правовом акте
или воспроизводящих его содержание. Такое
решение суда или сообщение о решении
после вступления его в законную силу
публикуется в печатном издании, в котором
был официально опубликован нормативный
правовой акт. В случае, если данное печатное
издание прекратило свою деятельность,
такое решение или сообщение публикуется
в другом печатном издании, в котором публикуются
нормативные правовые акты соответствующего
органа государственной власти, органа
местного самоуправления или должностного
лица.
4. Решение суда о признании
нормативного правового акта
недействующим не может быть
преодолено повторным принятием
такого же акта.
67. Производство
по делам об оспаривании решений
и действий (бездействий) органов
гос власти, органов мест самоупр, долж
лиц, гос и мун служ.
Статья
254. Подача заявления об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного
или муниципального служащего
1. Гражданин, организация вправе
оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного
или муниципального служащего,
если считают, что нарушены
их права и свободы. Гражданин,
организация вправе обратиться
непосредственно в суд или
в вышестоящий в порядке подчиненности
орган государственной власти, орган
местного самоуправления, к должностному
лицу, государственному или муниципальному
служащему.
2. Заявление подается в суд
по подсудности, установленной
статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Заявление может быть подано
гражданином в суд по месту
его жительства или по месту
нахождения органа государственной власти,
органа местного самоуправления, должностного
лица, государственного или муниципального
служащего, решение, действие (бездействие)
которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд
из Российской Федерации в
связи с тем, что заявитель
осведомлен о сведениях, составляющих
государственную тайну, оспаривается
в соответствующем верховном
суде республики, краевом, областном
суде, суде города федерального
значения, суде автономной области,
суде автономного округа по
месту принятия решения об
оставлении просьбы о выезде
без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего
решение, действие (бездействие)
органа военного управления или
командира (начальника) воинской
части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие
оспариваемого решения до вступления
в законную силу решения суда.
Статья
255. Решения, действия (бездействие) органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, государственных или муниципальных
служащих, подлежащие оспариванию в
порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию)
органов государственной власти,
органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных
или муниципальных служащих, оспариваемым
в порядке гражданского судопроизводства,
относятся коллегиальные и единоличные
решения и действия (бездействие),
в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению
гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена
какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к ответственности.
Статья 256. Срок обращения с заявлением
в суд
1. Гражданин вправе обратиться
в суд с заявлением в течение
трех месяцев со дня, когда
ему стало известно о нарушении
его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока
обращения в суд с заявлением
не является для суда основанием
для отказа в принятии заявления.
Причины пропуска срока выясняются
в предварительном судебном заседании
или судебном заседании и могут
являться основанием для отказа
в удовлетворении заявления.