Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гражданско-процессуальное право".

Файлы: 1 файл

GPP.docx

— 328.43 Кб (Скачать файл)

  Статья 257. Рассмотрение заявления  об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  и муниципального служащего

1. Заявление рассматривается судом  в течение десяти дней, а Верховным  Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с  участием гражданина, руководителя  или представителя органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего,  решения, действия (бездействие)  которых оспариваются.

2. Неявка в судебное заседание  кого-либо из указанных в части  первой настоящей статьи лиц,  надлежащим образом извещенных  о времени и месте судебного  заседания, не является препятствием  к рассмотрению заявления

Статья 258. Решение суда и его реализация

1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности  соответствующего органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего  устранить в полном объеме  допущенное нарушение прав и  свобод гражданина или препятствие  к осуществлению гражданином  его прав и свобод.

2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

3. В суд и гражданину должно  быть сообщено об исполнении  решения суда не позднее чем  в течение месяца со дня  получения решения. Решение исполняется  по правилам, указанным в части  второй статьи 206 настоящего Кодекса.

4. Суд отказывает в удовлетворении  заявления, если установит, что  оспариваемое решение или действие  принято либо совершено в соответствии  с законом в пределах полномочий  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего  и права либо свободы гражданина  не были нарушены.

68. Производство  по обжалованию постановлений  и решений по делам об административных  правонарушениях.

Необходимо  отличать две правовые ситуации:

  - когда судья единолично применяет административные наказания за административные правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <*>, в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного нарушения (ст. 3.6 КоАП), конфискации оружия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП), лишения физического лица, совершившего административное правонарушение, специального права (ст. 3.8 КоАП), административного ареста (ст. 3.9 КоАП), административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП), дисквалификации (ст. 3.11 КоАП);

В настоящее время в новом ГПК  применительно к обжалованию  постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях  не предусмотрено специальной главы, как это имело место в ГПК  РСФСР 1964 г. (гл. 24 ГПК РСФСР).

  При рассмотрении и разрешении  этих дел должны применяться  правила, установленные в гл. 23 ГПК для всех категорий публично-правовых  дел и специальные правила,  установленные в гл. 30 КоАП.

  Подача жалобы. В течение десяти  дней со дня вручения или  получения постановления по делу  об административном правонарушении  может быть подана жалоба в  суд.

  В случае пропуска десятидневного  срока он может быть восстановлен  судьей. Об отказе в восстановлении  срока выносится определение.

  Обратиться с жалобой в суд  вправе не только лица, привлеченные  к административной ответственности,  но и потерпевший, законные  представители, представители в  лице адвоката при наличии  полномочий, удостоверенных ордером  юридического образования, другие  представители при наличии доверенности (ст. ст. 25.1 - 25.5 КоАП).

  Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом - в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

  Жалоба должна соответствовать  требованиям ст. 131 ГПК и содержать  сведения, необходимые для своевременного  и правильного ее разрешения, а именно: фамилию, имя, отчество  лица, обращающегося в суд, и  его адрес; наименование органа (должностного лица), постановление  которого обжалуется, а также  место его нахождения; какое постановление  обжалуется; дата его вынесения  и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает  свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы  жалобы.

  В стадии подготовки дела к  судебному разбирательству судья,  установив, что представленных  доказательств недостаточно, вправе  предложить той и другой стороне  представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление  доказательств затруднительно, судья  по ходатайству лица, подавшего  жалобу, или должностного лица  истребует письменные либо вещественные  доказательства, при необходимости  назначает экспертизу и совершает  иные действия (ст. 30.4 КоАП).

  Рассмотрение жалобы. Жалоба рассматривается  судом в 10-дневный срок (ст. 30.5 КоАП). Заявитель и государственный  орган или должностное лицо  извещаются о времени и месте  заседания, однако их неявка  не служит препятствием для  разрешения дела.

  При рассмотрении дела суд  обязан проверить законность  постановления государственного  органа или должностного лица  об административном наказании:  был ли соблюден установленный  порядок привлечения ответственного лица; совершил ли гражданин нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность; виновен ли он в совершении этого нарушения; учтены ли при определении наказания тяжесть совершенного правонарушения, личность виновного; не истекли ли сроки давности применения наказания.

  Специфическими нормами, определяющими особенности рассмотрения дел, являются: а) норма о сокращенном по сравнению с большинством исковых дел сроке, а именно десятидневном сроке рассмотрения жалобы; б) возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и должностного лица либо представителя органа, принявшего постановление об административном наказании.

  Решение суда по жалобе. По  результатам рассмотрения жалобы  на постановление об административном  правонарушении районный суд  имеет право вынести одно из  следующих решений (ст. 30.7 КоАП):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности правонарушения, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело (п. 4 ст. 30.7 КоАП);
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если будет установлено, что постановление вынесено неправомочным органом, должностным лицом.

  Отмена постановления с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же орган (должностному лицу) возможна, если суд, рассматривая дело по жалобе потерпевшего, придет к выводу о мягкости примененного в отношении нарушителя административного наказания либо о необоснованности вынесения постановления о прекращении производства по делу, однако при условии, если не истекли сроки применения административного наказания.

  Подробные разъяснения судам о применении норм КоАП, регламентирующих порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях, а также их пересмотра в порядке надзора даны в п. п. 32 - 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <*>.

69. Понятие  особого производства.Категории дел, рассматриваемы в особом производстве.

Целью особого производства является устранение возможных неопределенностей, которые  невозможно установить во внесудебном  порядке. В порядке особого производства заинтересованное лицо имеет право  установить юридический факт, который  в дальнейшем будет служить основанием для осуществления субъективных прав. Особое производство – это  урегулированный нормами ГПК  РФ порядок создания условий для  заинтересованного лица в целях  осуществления им своих личных прав и охраняемых законом интересов  посредством подтверждения наличия  или отсутствия тех или иных обстоятельств

Статья 262. Дела, рассматриваемые судом в  порядке особого производства

1. В порядке особого производства  суд рассматривает дела:

1) об установлении фактов, имеющих  юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении  гражданина умершим;

  4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи  бесхозяйной и признании права  муниципальной собственности на  бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по  утраченным ценным бумагам на  предъявителя или ордерным ценным  бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический  стационар и принудительном психиатрическом  освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или  изменений в записи актов гражданского  состояния;

10) по заявлениям о совершенных  нотариальных действиях или об  отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении  утраченного судебного производства.

2. Федеральными законами к рассмотрению  в порядке особого производства  могут быть отнесены и другие  дела.

  Статья 263. Порядок рассмотрения  и разрешения дел, рассматриваемых  судом в порядке особого производства

1. Дела особого производства рассматриваются  и разрешаются судом по общим  правилам искового производства  с особенностями, установленными  настоящей главой и главами  28 - 38 настоящего Кодекса.

2. Дела особого производства суд  рассматривает с участием заявителей  и других заинтересованных лиц.

3. В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

70. Установление  фактов, имеющих юридическое значение.Усыновление(удочерение) ребенка.

Глава 28. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ

  Статья 264. Дела об установлении  фактов, имеющих юридическое значение

1. Суд устанавливает факты, от  которых зависит возникновение,  изменение, прекращение личных  или имущественных прав граждан,  организаций.

2. Суд рассматривает дела об  установлении:

1) родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления  (удочерения), брака, расторжения  брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих  документов (за исключением воинских  документов, паспорта и выдаваемых  органами записи актов гражданского  состояния свидетельств) лицу, имя,  отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают  с именем, отчеством или фамилией  этого лица, указанными в паспорте  или свидетельстве о рождении;

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"