Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:00, шпаргалка
3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.
3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Основными признаками правового гос-ва являются:
Проблемы становления правового государства в России.
Основные проблемы становления правового гос-ва в России неразрывно связаны с трансформацией системы права, которая подразумевает постоянное совершенствование законодательства и предполагает решение следующих крупных проблем.
В марте 2009 Председателем правит-ва РФ В.В. Путиным было подписано постановление «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции». Независ антикоррупц экспертиза и экспертиза Минюста РФ проводится с целью обнаружить в проектах законов коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа гос власти или органа местн самоуправления, наличием правовых пробелов в проектах законов, а так же факторы системного хар-ра, подразумевающие нормативные коллизии.
4 Предмет, принципы, система и источники российского гражданского права. Специфические особенности гражданско-правового регулирования.
Общественные отношения, которые регулируются гражданским правом, составляют его предмет.
Круг отношений, регулируемых гр правом, предусмотрен в ст. 2 ГК РФ.
Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие между людьми по повод имущества- материальных и нематериальных благ, имеющих экономическую форму товара. В кач-ве товара названные блага могут отчуждаться от их обладателей, переходя от одних лиц к другим и образуя тем самым товарообмен- имущественный оборот.
Во-вторых, это личные неимущественные отношения , возникающие по поводу неимущ (нематериальных) благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к другим.
Обе эти группы объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли имущ - ной самостоятельности участников, т.е возникают между юридически равными и независимыми др от дро субъектами, собственниками своего имущ-ва.
Принципы гр. права – это основополагающие начала, на которые опирается право и которые в силу закрепления их в законодат-ве имеют обязательных хар-р. Принципы гр права закреплены в ст. 1 ГК РФ.
Принципами граж. пр являются:
Система гражданского права.
Гражданское право
имеет свою собственную
Сис. состоит из общей и особенной части. Как и в других отраслях в общую часть входят нормы, содержащие в себя основные понятия, принципы, сущность гражд права. 1
.В общей части
2. Особенная часть включает все остальные нормы, кот не вошли в общую часть. На данный момент гражд право формирует предмет права, кот настолько обширен, что систематизация включает в себя деление на множество институтов и подотраслей. В них входят наиболее обширные, крупные группы норм, регулирующие сходные правоотношения.
Выделяется 5 подотраслей особенной части системы гражд права:
1)Вещное право – регулирует
правоотношения в области
2)Обязательственное право
осуществляет регуляцию
3)Исключительные права – это сравнительно молодой институт, включающий в себя права на продукты интеллектуального производства, например авторское и новое, патентное право.
4)Наследственное право
– осуществляет регуляцию
5)Обязательственное право,
наиболее систематизированное
Источниками гражданского права являются:
Конституция РФ;
ГК РФ;
Федеральные законы, принятые в соответствии с гражд законодательством;
Указы президента, принятые в соответствии с гражд зак-ом;
Указы правительства;
Подзаконные нормативные акты (министерств, ведомств), принятые в соответствии с гражданским законодательством;
международные договоры, заключенные РФ с другими субъектами международного права.
Специфические особенности гражданско-правового регулирования
1) субъекты гражданских правоотнош. обособлены друг от друга как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга, соотносятся друг с другом как равные.
2) равенство участников обще-ых отнош., составляющих предмет гражданско-правового регулирования, заложено в данных отношениях, имманентно присуще им.
3) основными юридич. фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотнош., являются акты свободного волеизъявления субъектов - сделки.
4) в качестве юридич.гарантий реализации гражданских правоотнош. применяются присущие только гражданскому праву меры защиты субъективных гражданских прав и меры ответственности за неисполнение обязанностей, обладающие главным образом имущественным характером.
5 Гражданское общество и гос-во. Место и роль гос-ва в политической системе Российского об-ва.
Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.
Гос-во и гражд общ генетически связаны между собой. Гражд общ сущ-ет и функционирует в диалектическом единстве с гос-ом. В процессе развития они сосуществуют, то наступая друг на друга и отвоевывая жизненное пространство, то мирно уживаясь и даже помогая друг другу. Именно гос-во претендует, прежде всего, на офиц-ое выражение гражд общ. Это объясняется тем, что гос-во объединяет всех людей, проживающих на его тер-ии. Для осущ-ния своих ф-ций гос-во как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой соц-ых норм — правовых норм, имеющих общеобязательное значение.
Диалектическая взаимосвязь гражд общ с гос-ом проявляется в том, что чем сильнее гражд общ, тем менее заметна роль гос-ва. И наоборот — неразвитое гражд общ приводит к чрезмерному усилению гос-ва, кот. поглощает первое. Гос-во может значительно ограничить жизнедеятельность гражд общ, но разрушить, «отменить» его не способно. В свою очередь гражд общ также может существенно ограничить ф-ции гос, но подменить и тем более упразднить гос-во на современном этапе развития общ-ва оно не способно. Было бы ошибкой противопоставлять общ и гос, тк они не могут существовать отдельно, взаимно дополняют друг друга и взаимно страдают от антагонистических отношений.
Следует также отметить, что хотя гражд общ представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, его развитие протекает более успешно, если гос-во создает для этого благоприятные условия. Поэтому для формирования гражд общ необходима сильная гос власть, кот. основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового гос-ва.
Гражд общ обусловливает и во многом определяет не только содержание и направленность функционирования гос-ва, но и форму правления, полит. режим. Если гос-во может иметь различные формы правления — демократич, диктаторскую, монархич, то для гражд общ характерна лишь демократическая форма его функционирования. Чем более развито гражд общ, тем более демократично и гос-во. И наоборот, чем менее развито гражд обще, тем более вероятно возникновение и существование авторитарных и тоталитарных режимов.
При демократическом режиме гражд общ тесно взаимодействует с гос-ом, при тоталитарном и авторитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму.