Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:00, шпаргалка
3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.
К числу общих принципов относятся:
приоритет прав и свобод человека как высших соц. ценностей;
соц. справедливость; законность;
юридическое равенство граждан перед законом и судом;
гуманизм;
демократизм;
единство прав и обязанностей;
ответственности за вину: сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Межотраслевые принципы характериз наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, кот. выражают особенности неск-их родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.
Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (администр., граж-го и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п.
Функции права — это осн направления его воздействия на общественные отнош, на поведение людей.
Функции права классифицируют по различным критериям: -по направленности действия: экономич, соц, политич, экологичи др.; -по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная; -по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;
В зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют 2 функции — регулятивную и охранительную. Эти 2 функции считаются основными функциями права.
1.Регулятивная функция права - Суть её заключается в регулировании, упорядочении общ-ных отношений, установлении такого их состояния, кот. диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития.
2.Охранительная функция права - Её суть заключается в охране установленных (соц-о полезных) общ-ных отнош от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Данная функ осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, кот предусматривают юридич ответственность в случае нарушения правовых запретов.
Наиболее ярко эта функ выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное. Разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы взаимно переплетаются и переходят друг в друга.
8 Объекты гражданских прав
Объекты гражданских прав – те блага, по поводу кот-х субъекты права вступают в правоотнош между собой, или то, на что направлены их субъективные права и обяз-ти. Безобъектных правоотнош не бывает. Все блага можно разделить на материальные (предметы природы, вещи, созданные трудом чел-ка и удовлетв-щие имущественный интерес) и нематериальные (честь, достоинство, доброе имя, произведения науки, искусства и др).
Виды объектов гражд прав:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в тч имущ-ные права; работы и услуги;
2) информация;
3) результаты интеллектуальной деятельности, в тч исключительные права на них (интелле-ная собственность);
4) нематериальные блага.
В зависимости от оборотоспособности объекты делятся на:
1) объекты, изъятые из
оборота, отчуждение кот-х не
2) объекты, ограниченные в обороте, кот. могут принадлежать лишь опред-ным участникам оборота либо нахождение кот-х в обороте допускается по спец-му разрешению (подлежат определению в порядке, установленном законом). Могут приобретаться в пользование только по опред-ным правилам, установленным законом (например, разрешение на ношение оружия);
3) свободно обращаемые объекты, кот. могут свободно отчуждаться в порядке универсального правопреемства либо иным способом.
В зависимости от связи с землей вещи делятся на:
1) движимые (конструктивно не связанные с землей);
2) недвижимые (прочно связанные с землей: здания, сооружения.)
Вещи по их физич-ким свойствам делятся на:
1) потребляемые (в процессе использ. утрачивают свои потребительские качества полностью или по частям), непотребляемые вещи (при использ. по назначению амортизируются постепенно в ходе длительного времени: жилые дома, машины);
2) сложные (состоящие из множества разнородных вещей, образующих единое целое: автомобиль) и простые;
3) делимые (вещи, кот при
разделе не меняют своего
4) вещи, определенные родовыми
признаками и индивидуально
5) главная вещь (находится в хоз-ой или иной зависимости от другой вещи, но может функционир-ть и без нее) и принадлежность (предназначена для обслуживания глав вещи). Плоды (результат органического развития одуш или неодуш вещей), продукция (получается в процессе хозяйственного использования вещи), доходы (денежные поступления от участия вещи в гражданском обороте).
9 Норма права: понятие, признаки, структура. Отличие норм права от других социальных норм.
Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в виде гос-но-властного предписания, направленное на регулирование общественных отношений.
Правовые нормы имеют следующие признаки
Структура норм права
Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.
Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.
Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции, в зависимости от содержания последствий, могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).
Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.
Отличие норм права от других соц.норм заключается в следующем:
10 Гражданско-правовые сделки.
11 Понятие «нормативно-правовые акты», действие их во времени, пространстве и по кругу лиц.
Нормативно-правовой акт – изданный в особом порядке официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы прав и направ-ный на регулирование опред-нного круга общественных отношений.
Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов:
1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.
2. Акт начинает действовать
по истечении определенного
.Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.
Установление точного срока вступления в силу норм-ых актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Напр, постановления и распоряж. правительства, носящие норм-ый харктер, приобретают силу с того срока, кот. в них указан. Такой порядок установлен в большинстве гос-тв. Если же такое указание отсутствует, то они вступают в силу с момента их принятия. Новый нормативно-правовой акт распр-няет свое действие только на те отнош, кот имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распр-ются на те отнош, кот. возникли и сущест-ли до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указ-ого принципа допускаются только в 2х случаях:
1)если самим норм-прав-вым актом устанавливается его обратная сила;
2)если уголовные законы или акты админ-ного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.
Норм.-прав. акты утрачивают свою силу (прекращают действ) на следующих основаниях: а)по истечении срока действ акта, когда такой срок был спец. установлен; б) в связи с изданием нового норм-го акта, заменившего ранее действующий акт; в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного норм-го акта.
Действие в пространстве. Пределы действ норм.-прав-го акта в пространстве определяются территорией, на кот. распространяются его предписания. Территориальные пределы действия норм. актов отражают суверенитет гос-ва и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного гос-ва лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными гос-вами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действ правовых актов, когда законодательство данного гос-ва распространяется за пределами его территории (действует в отнош граждан и организаций, находящихся на территории других гос-тв).