Шпаргалка по праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:00, шпаргалка

Описание работы

3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Файлы: 1 файл

3_Pravovoe_gos.docx

— 133.96 Кб (Скачать файл)

   Необходимо различать  два понятия иска: иск в материальном  и иск в процессуальном смыслах.

   Возможность принудительного  осуществления нарушенного субъективного  гражд. права назыв. правом на иск в материальном смысле. Это право связано со сроками исковой давности, с истечением кот. утрачивается возможность принудительного осуществления субъективного права.

   Право обратиться  в суд за защитой нарушенного  субъективного права или охраняемого  законом интереса назыв. правом на иск в процессуальном смысле. На это право ИД не распространяется, и подача искового заявления в указанные сроки никакими сроками не ограничена.

   Отсутствие права  на иск в материальном смысле  может явиться основанием для  отказа в удовлетворении исковых  требований, но не для отказа  в принятии искового заявления. Требование о защите нарушенного  права принимается к рассмотрению  судом, арбитражем или третейским  судом независимо от срока  ИД. Общий срок ИД устанавливается  в три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки ИД, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Сроки ИД и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

   Требование о защите  нарушенного права принимается  к рассмотрению судом независимо  от истечения срока ИД. ИД применяется  судом только по заявлению  стороны в споре, сделанному до  вынесения судом решения. Истечение  срока ИД, о применении кот. заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Течение срока ИД начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение ИД начинается по окончании срока исполнения.

   По обязательствам, срок исполнения которых не  определен либо определен моментом  востребования, течение ИД начинается  с момента, когда у кредитора  возникает право предъявить требование  об исполнении обязательства, а  если должнику предоставляется  льготный срок для исполнения  такого требования, исчисление ИД  начинается по окончании указанного  срока. По регрессным обязательствам  течение ИД начинается с момента  исполнения основного обязательства. Перемена лиц в обязательстве  не влечет изменения срока  ИД и порядка его исчисления.

  Течение срока ИД  приостанавливается: 1)если предъявлению  иска препятствовало чрезвычайное  и непредотвратимое при данных  условиях обстоятельство(непреодолимая сила); 2)если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение; 3)в силу установленной на основании закона Правительством РФ отсрочки исполнения обязательств(мораторий); 4)в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение.

   Течение срока  исковой давности приостанавливается  при условии, если указанные обстоятельства  возникли или продолжали существовать  в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам  или менее 6 месяцев — в течение  срока давности.

   Течение срока  ИД прерывается предъявлением  иска в установленном порядке, а также совершением обязанным  лицом действий, свидетельствующих  о признании долга. После перерыва  течение срока ИД начинается  заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

   Если иск оставлен  судом без рассмотрения, то начавшееся  до предъявления иска течение  срока ИД продолжается в общем  порядке. Если судом оставлен  без рассмотрения иск, предъявленный  в уголовном деле, то начавшееся  до предъявления иска течение  срока ИД приостанавливается  до вступления в законную силу  приговора, которым иск оставлен  без рассмотрения; время, в течение  кот. давность была приостановлена, не засчитывается в срок ИД. При этом если остающаяся часть срока менее 6 месяцев, она удлиняется до 6 месяцев.

   В исключительных  случаях, когда суд признает уважительной  причину пропуска срока ИД  по обстоятельствам, связанным с  личностью истца(тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока ИД могут признаваться уважительными, если они имели место в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее 6 месяцев — в течение срока давности.

   Должник или иное  обязанное лицо, исполнившее обязанность  по истечении срока ИД, не вправе  требовать исполненное обратно, хотя бы в момент исполнения  указанное лицо и не знало  об истечении давности. С истечением  срока ИД по главному требованию  истекает срок ИД и по дополнительным  требованиям (неустойка, залог, поручительство  и т.п.).

   ИД не распростр-ся на: 1)требования о защите личных неимущест. прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; 2)треб-я вкладчиков к банку о выдаче вкладов; 3)треб-я о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении 3х лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска; 4)треб-я собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения; - и другие.

 

 

15 Источники права. Конституция - основной закон гос-ва. Закон и подзаконные акты.

 

 Источники права в узком смысле( как форма закрепления и существования норм права) – это нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в отношении ценных бумаг. Они имеют многоуровневую систему:

  • Международные акты: Женевские конвенции 1930,1931 гг., двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения (США 1992, Кипр 1998, Нидерланды 1996)
  • Конституция РФ (ст 71,75,106.)
  • Федеральный К закон от 17 декабря 1997 г №2-ФКЗ «О правит-ве РФ»
  • Кодексы – ГК, НК, БК, КТМ, фед-ые законы «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения гос и муницип ценных бумаг»
  • Подзаконные акты,указы Президента, Постановления Правит-ва, приказы Минфина России,ФСФР и т.д
  • Акты саморегулируемых организаций
  • Письма и постановления ВАС и ВС РФ
  • Законы и подзаконные акты субъектов Федерации и муницип образований
  • Обычаи делового оборота ( ст. 5 ГК РФ) – сложившиеся и широко используемые в какой-либо области предпренимат деят-сти правила поведения, не предусмотренные законодат-вом, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо док-те. Эти правила не должны противоречить требованиям законодат-ва .

 

   Конституция – это основной закон гос-ва, определяющий как устроено об-во и гос-во,как образуются органы власти, каковы права и обязанности гр-н, герб, гимн и флаг гос-ва, его столица и др.

. Предметом регулирования  Конст. являются следующие категории обще-ых отн:

1)права и свободы человека;

2)организация управления  гос-ом с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма;

3)политико–территориальное  устройство, форма правления, форма  гос-ного устройства.

   К основным  направлениям реализации конституционных  норм, в кот. проявляется назначение  Конст, относятся: 1)учредительная, т.к именно Конст. придает законность гос-ву, общес-му строю, основам политич. системы,

2)организаторская, т.к в конст установлен правовой порядок в стране,

3)идеологическая, т.к выражает идеологич. основу проводимой гос-ом политики,

4)информационная, т.к является главным источником информ. о стране, ее принявшей,

5)программная, т.к она содержит ряд положений, реальность кот. будет возможна в будущем, а также те положения, кот. в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

  Конст. как основа нормативно–правовых отнош и как нормативно–правовой акт обладает свойствами:

а)основополагающий характер, она регулирует важнейшие общес-ные отнош в стране (политич строй, статус личности, устройство федерации)

б)нормативность,

в)высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы,

г)особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,

д)учредительность.

  Конст РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотнош. Она:

1) называет носителем  суверенитета и единственным  источником власти в РФ многонациональный  народ (п.1, ст.3 Конст.РФ). Гос. власть целостна. Полномочия, предоставленные Конст РФ народу страны, не мб переданы кому–л. другому;

2) закрепляет принцип, согласно  кот. народ осуществляет свою  власть непосредственно, а также  через органы гос. власти и  органы местного самоуправления(п.2 ст.3 Конст.РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п.3 ст. 3 Конс. РФ).

   Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридич. силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом гос. власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные обще-ные отнош.

   Характерными чертами  з. являются: 1)принятие уполномоченным  органом или путем народного  голосования (на референдуме);

2)регулирование значимых  обще-ных отнош в жизни общества, гос-ва и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов гос. власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);

3)принятие при строгом  соблюдении специальной процедуры  – законодательного процесса, кот. указан в Конст.РФ; 4)обладание высшей юридич. силой, тк з. занимают 2е место после Конст.. РФ в пирамиде нормативно-правовых актов; 5)стабильность – порядок принятия з., а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком; 6)общеобязательность – нормы з. должны исполняться всеми субъектами правоотнош.

    Верховенство  з. закреплено в Конст.РФ, предусматривающей, что:

1) з. не может противоречить  Конст.РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить з., иначе они будут признаны недействительными;

2)закону подчинены в  своей деятельности органы гос власти – в случае несоответствия какого-л акта гос-ного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

3) обязательное соблюдение  з. распространяется как на граждан  и их объединения, так и на  органы гос.власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц;

4)в пределах собственного  правового регулирования субъекта  Федерации з. занимает такое же  положение в системе источников  права, как и федеральный з. в федеральной правовой системе.

   Закон имеет определенную структуру, реквизиты:

1) наименование органа, его  принявшего, и самого закона;

2) номер;

3) дата издания и вступление  в законную силу;

4) преамбула;

5) содержание;

6) указание на те законы, кот. он отменяет;

7) порядок опубликования  и вступления в силу;

8) лицо, подписавшее его.

   Подзаконные акты являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов.

Им присущи определенные признаки:

1)они должны основываться  на законе, при этом обладать  меньшей юридич. силой по сравнению с ним;

2)должны быть изданы  компетентным органом;

3)они регулируют значительный  круг обще-ных отнош, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;

4)служат основанием для  правоприменительной деятельности, но являются преимущественно  инструментом оперативного воздействия  на обще-ные отнош.

       К подзаконным нормативным актам  относятся:

   1)на федеральном  уровне: а)указ Президента РФ; б)постановление Правительства РФ; в)приказы, инструкции, положения министерств, гос-ных комитетов;

   2) на уровне субъектов  Федерации: а)акты органов субъектов Федерации, б)акты органов самоуправления; в)уставы областей, республик, входящих в состав РФ.

   Подзак. акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, кот. издает подзак. акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.

   Структура системы  права и соотношение закона  и подзак. акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение зак. и подзак. Акта влечет появление юридич коллизии.

   Юридич. коллизия–возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу. Причины появления коллизий:1)объективные – динамизм развития обще-ных отнош, вступающий в противоречие с консервативностью права; 2) субъективные – пробелы вправе.

Информация о работе Шпаргалка по праву