Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:00, шпаргалка
3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Необходимо различать два понятия иска: иск в материальном и иск в процессуальном смыслах.
Возможность принудительного
осуществления нарушенного
Право обратиться
в суд за защитой нарушенного
субъективного права или
Отсутствие права
на иск в материальном смысле
может явиться основанием для
отказа в удовлетворении
Требование о защите
нарушенного права принимается
к рассмотрению судом
По обязательствам,
срок исполнения которых не
определен либо определен
Течение срока ИД
приостанавливается: 1)если предъявлению
иска препятствовало
Течение срока
исковой давности
Течение срока ИД прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока ИД начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока ИД продолжается в общем порядке. Если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявленный в уголовном деле, то начавшееся до предъявления иска течение срока ИД приостанавливается до вступления в законную силу приговора, которым иск оставлен без рассмотрения; время, в течение кот. давность была приостановлена, не засчитывается в срок ИД. При этом если остающаяся часть срока менее 6 месяцев, она удлиняется до 6 месяцев.
В исключительных
случаях, когда суд признает
Должник или иное
обязанное лицо, исполнившее обязанность
по истечении срока ИД, не вправе
требовать исполненное обратно,
хотя бы в момент исполнения
указанное лицо и не знало
об истечении давности. С истечением
срока ИД по главному
ИД не распростр-ся на: 1)требования о защите личных неимущест. прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; 2)треб-я вкладчиков к банку о выдаче вкладов; 3)треб-я о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении 3х лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска; 4)треб-я собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения; - и другие.
15 Источники права. Конституция - основной закон гос-ва. Закон и подзаконные акты.
Источники права в узком смысле( как форма закрепления и существования норм права) – это нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в отношении ценных бумаг. Они имеют многоуровневую систему:
Конституция – это основной закон гос-ва, определяющий как устроено об-во и гос-во,как образуются органы власти, каковы права и обязанности гр-н, герб, гимн и флаг гос-ва, его столица и др.
. Предметом регулирования Конст. являются следующие категории обще-ых отн:
1)права и свободы человека;
2)организация управления гос-ом с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма;
3)политико–территориальное устройство, форма правления, форма гос-ного устройства.
К основным
направлениям реализации
2)организаторская, т.к в конст установлен правовой порядок в стране,
3)идеологическая, т.к выражает идеологич. основу проводимой гос-ом политики,
4)информационная, т.к является главным источником информ. о стране, ее принявшей,
5)программная, т.к она содержит ряд положений, реальность кот. будет возможна в будущем, а также те положения, кот. в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.
Конст. как основа нормативно–правовых отнош и как нормативно–правовой акт обладает свойствами:
а)основополагающий характер, она регулирует важнейшие общес-ные отнош в стране (политич строй, статус личности, устройство федерации)
б)нормативность,
в)высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы,
г)особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,
д)учредительность.
Конст РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотнош. Она:
1) называет носителем
суверенитета и единственным
источником власти в РФ
2) закрепляет принцип, согласно
кот. народ осуществляет свою
власть непосредственно, а также
через органы гос. власти и
органы местного
Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридич. силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом гос. власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные обще-ные отнош.
Характерными чертами з. являются: 1)принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме);
2)регулирование значимых обще-ных отнош в жизни общества, гос-ва и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов гос. власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);
3)принятие при строгом
соблюдении специальной
Верховенство з. закреплено в Конст.РФ, предусматривающей, что:
1) з. не может противоречить Конст.РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить з., иначе они будут признаны недействительными;
2)закону подчинены в своей деятельности органы гос власти – в случае несоответствия какого-л акта гос-ного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;
3) обязательное соблюдение
з. распространяется как на
4)в пределах собственного
правового регулирования
Закон имеет определенную структуру, реквизиты:
1) наименование органа, его принявшего, и самого закона;
2) номер;
3) дата издания и вступление в законную силу;
4) преамбула;
5) содержание;
6) указание на те законы, кот. он отменяет;
7) порядок опубликования и вступления в силу;
8) лицо, подписавшее его.
Подзаконные акты являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов.
Им присущи определенные признаки:
1)они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридич. силой по сравнению с ним;
2)должны быть изданы компетентным органом;
3)они регулируют значительный круг обще-ных отнош, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;
4)служат основанием для
правоприменительной
К подзаконным нормативным
1)на федеральном уровне: а)указ Президента РФ; б)постановление Правительства РФ; в)приказы, инструкции, положения министерств, гос-ных комитетов;
2) на уровне субъектов Федерации: а)акты органов субъектов Федерации, б)акты органов самоуправления; в)уставы областей, республик, входящих в состав РФ.
Подзак. акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, кот. издает подзак. акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.
Структура системы права и соотношение закона и подзак. акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение зак. и подзак. Акта влечет появление юридич коллизии.
Юридич. коллизия–возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу. Причины появления коллизий:1)объективные – динамизм развития обще-ных отнош, вступающий в противоречие с консервативностью права; 2) субъективные – пробелы вправе.