Шпаргалка по праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:00, шпаргалка

Описание работы

3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Файлы: 1 файл

3_Pravovoe_gos.docx

— 133.96 Кб (Скачать файл)

   Действие норм-ых актов распр-ся, как правило, на территорию, кот. подведомственна органу, их издавшему. Так, норм-ые акты членов федеративного гос-ва действуют лишь на их территории; акты местных органов гос-ва - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. Но и норм-ые акты, издаваемые высшими органами гос-ной власти РФ, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган это прямо оговорит при принятии конкретного норм-го акта.

   Действие по кругу лиц означает по общему правилу распр-ие норм-ных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие норм-ые акты на территории гос-ва действуют применительно ко всем гражданам, гос-ным и общественным организациям. Их действие распр-ся также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы гос-ва для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

   Однако имеются  исключ-я из общего правила, когда действия норм-пр-х актов по кругу лиц не совпадают с их действ по территории. Так, иностр-е гражд, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на тер-ии другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонаруш., вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем.

 

 

 

 

 

 

13 Система российского права. Отрасли права. Предмет правового регулирования общественных отношений.

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой юрид-их норм, институтов, отраслей права, кот. характеризуются внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отнош. СП – определенная внутренняя структура (строение, организация).

   Элементы системы права:

1) правовые нормы –  исходные части сп;

2) правовые институты  – совокупность правовых норм, их небольшая группа, регулирующая  один вид общественных отнош (институт дарения в гражд-ом праве).

3)  подотрасли – совокупность родственных правовых институтов, группа регулируемых отношений уже, чем у отрасли права (авторское);

4)  отрасли права –  совокупность правовых норм, институтов, объединенных одной однородной  сферой общественных отношений.

   В сп необходимо выделить следующие группы:1)публичное право – общественные отнош. в сфере гос-ного управления (конституционное право, админ-ное и др. отрасли права). Содержит в себе правоотношения, затрагивающие властные связи между субъектами в порядке подчиненности;2)частное право – отнош между индивидуумами (сфера гражданского, семейного права).

   Признаки сп:1)единство  – принадлежность норм права  к одной правовой системе порождает  единство их целей;2)различие –  каждая из норм, составляющих  сп, имеет свое содержание, объект регулирования и т. д.;3)взаимодействие – при том, что нормы права едины и различны по определенным признакам, они должны быть взаимосвязаны, т.к входят в единую иерархию нормативных актов.

   Правовая система  – совокуп. правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят сп, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика. Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, продолжает ее традиции. Отличительная особенность состоит в том, что источником права являются нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе их стоит конституция, принимаемая парламентом или населением страны на референдуме.

   Отрасли права – обособившаяся внутри системы права часть, совокупность однородных правовых норм, кот. регулируют определенную область обще-ных отнош. Т.е составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.

   Для образования  самостоятельной ОП имеют значение  следующие условия: степень своеобразия  тех или иных обще-ых отнош; удельный вес определенной категории обще-ых отнош; невозможность урегулировать возникшие обще-ые отнош с помощью других отраслей права; необходимость применения особого метода регулирования к возникшим общ-ым отнош.

   Различные ОП отличаются  друг от друга предметом регулирования. Предмет правового регулирования  ОП – это однородная группа  отнош-ий, регулируемых группой правовых норм.

   Можно выделить  следующие ОП:

1) конституционное – регулирует социальнозначимые обще-ные отнош, основной источник–Констит.РФ;

2) административное – связано с осуществлением исполнительной власти;

3) гражданское – регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отнош субъектов права;

4) земельное – предметом регулирования являются правовые отнош, связанные с землей;

5) семейное – посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотнош.;6)трудовое–рассматривает отнош, возникающие в процессе трудовой деятельности;

7) уголовное – предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение и иные;

8) сельскохозяйственное право – совокупность юрид-их норм и правовых институтов, кот. регулируют порядок организации и деятельности крестьянских хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотнош. с другими субъектами сельскохозяйственных отнош.

   Отрасль права–совокуп правовых норм и правовых институтов, регулирующих правоотнош в определенной сфере. ОП не изолированы друг от друга. Каждая ОП находится в устойчивой связи с другими ОП. Связанность общих институтов выражается в том, что они имеют нормы, кот относятся к разным отраслям права.

   ОП можно классифицировать  следующим образом:1)материальные  – в том случае, если они  регулируют материальные или  обще-ные отнош(гражд.право, уголовное);2)процессуальные – предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное, арбитражно-процессу.).

   Предметом правового регулирования(пр) являются те обще-ные отнош, кот. подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок обще-ной жизни, целый комплекс однородных обще-ных отнош.

  В качестве более  конкретного предмета ПР иногда называют обще-но значимое поведение людей. Однако понятие «обще-ное отнош» богаче по содержанию, тк включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

   Обще-ные отнош, подвергаясь ПР, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социа-ми, духовными, эконом-ми, полити-ми и т.д. ПР подвергаются только те обще-ные отнош, в кот. есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что обще-ные отнош. в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отнош. от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Напр, экономические отнош, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц.   Поэтому попытки«отменить»такие отнош приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

   Метод ПР— сложное, системное образование, кот включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на обще-ные отнош и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?»

   Метод правового  регулирования: средства –> способы  –> приемы –. формы

   Средства воздействия  на обще-ые отнош — дозволение, позитивное обязывание, запрет, уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отнош. (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, гос-ное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы.

   Средства ПР: основные и дополнительные. В осн. входит: запрет – дозволение; в доп: поощрение – уполномочивание – ограничение – закрепление – подтверждение – иные.

   Способы определяют  особенности связей участников  упорядочиваемых отношений. Существуют 

автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом),

приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления),

субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

   Отдельно выделяют  методы ПР: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

 

 

 

14 Сроки в гражданском праве. Исковая давность.

 

В гражд праве под сроком понимают моменты или периоды времени, наступление или истечение кот. влечет определенные правовые последствия. Сроки относятся к категории событий, т.к их наступление(истечение) не зависит от воли субъектов гражд права. В гл. 11 ГК содержатся подробные правила, посвященные исчислению сроков. Так, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемой судом срок может определяться календарной датой (напр, датой гос-ной регистрации индивидуального предпринимателя) или истечением периода времени, кот. исчисляется годами, месяцами, неделями, днями либо часами. Срок может определяться также указанием на событие, кот. должно неизбежно наступить (окончание вуза, совершеннолетие и т. п.). В практических целях закон предусматривает правила определения начала течения срока, определенного периодом времени (это происходит на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало течения срока), окончания этого срока, порядок совершения действий в последний день срока и иные юридико-технические процедуры (ст. 190–194 ГК).

   Сроки  в гражд праве классифицируются по различным основаниям:

1) В зависимости от  того, кем устанавливаются сроки, последние бывают законными, договорными  и судебными. Законные сроки зафиксированы  в законах и иных нормативных  актах. Напр, законом установлен трехлетний общий срок исковой давности (ст. 196 ГК). Договорные сроки устанавливаются соглашением сторон. Судебные сроки устанавливаются судом, арбитражным или третейским судом. В частности, суд может назначить срок для опубликования опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданина (ст. 152 ГК).

2) В зависимости от  порождаемых сроками правовых  последствий, различают сроки: - правообразующие -> сроки определяют момент возникновения  гражданских прав и обязанностей. Напр, момент передачи вещи по общему правилу определяет момент возникновения и права собственности на нее (ст. 223 ГК); - правоизменяющие -> наступление или истечение такого вида срока влечет за собой изменение гражд прав и обязанностей. Так, просрочка передачи или принятия вещи приводит к тому, что риск случайной гибели переходит на сторону, допустившую просрочку; - правопрекращающие -> эти сроки приводят к прекращению прав и обязанностей. В частности, если кредиторы наследодателя не заявят свои претензии в течение шести месяцев со дня открытия наследства, эти претензии считаются погашенными.

3) По характеру определения  сроков последние делятся: - на  императивные - > они точно определены  законом и не могут быть  изменены по соглашению сторон;

- диспозитивные -> эти сроки  хотя и предусмотрены законом, но мб изменены соглашением сторон; - абсолютно определенные - эти сроки указывают на точный момент или период времени, с кот. связывают юридич. последствия; - относительно определенные -> эти сроки характеризуются меньшей точностью, однако также связаны с каким-л конкретным периодом или моментом времени; - неопределенные -> эти сроки имеют место тогда, когда законом или договором вообще не установлен какой-либо временной ориентир, хотя и предполагается, что соответствующее правоотнош. имеет временные границы; - общие -> эти сроки имеют общее значение, т.е. касаются любых субъектов гражд права и всех однотипных случаев; - специальные -> эти сроки устанавливаются в качестве исключений из общего правила и действуют в случаях, прямо указанных в законе.

4) В зависимости от  назначения сроков различают  сроки осуществления гражд. прав, сроки исполнения гражд. обязанностей и сроки защиты гражд. прав. Первую группу образуют сроки, в теч. кот. обладатель субъективного права может реализовать те возможности, кот. заложены в субъективном праве. Чаще всего они устанавливаются законом или иными нормативными актами, но могут предусматриваться и соглашением сторон. Вторая группа представляет срок, в течение кот. должник обязан совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от их совершения. Этот срок мб предусмотрен законом, администр. актом или договором. Третью группу образует срок, в теч. кот. определенное лицо может требовать принудительного осуществления или защиты своего нарушенного права.

   Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Информация о работе Шпаргалка по праву