В широком смысле социальная
защита – это политика государства по
обеспечению конституционных прав и минимальных
гарантий человеку независимо от его места
жительства, национальности, пола, возраста,
иначе в социальной защите нуждаются все
конституционные права и свободы личности
– от права на собственность и свободу
предпринимательства до личной неприкосновенности
и экологической безопасности.7
Главная цель социальной защиты
состоит в том, чтобы оказать необходимую
помощь конкретному человеку в сложной
жизненной ситуации.
Социальная поддержка может
проявляться в самых разнообразных формах:
в виде денежной помощи, предоставления
материальных благ, бесплатного питания
приюта, крова, оказания медицинской, юридической
или психологической помощи. По объекту
направленности социальная защита также
может подразделяться на несколько категорий:
- детство;
- малообеспеченные семьи и граждане;
- женщины и многодетные матери;
- безработные;
- лица пенсионного возраста;
- больные и инвалиды;
- поддержка социальных
отраслей (здравоохранения и
образования).
В системе социальной
защиты населения принято выделять следующие
уровни:
- со стороны государства
и муниципальных органов управления;
- со стороны работодателей,
администрации фирм, предприятий;
- со стороны профсоюзов,
различного рода неправительственных
организаций и трудовых коллективов;
- семейная защита и
самозащита.
На современном этапе просматриваются
несколько основных форм социальной защиты, которые
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные формы социальной
защиты
Основные формы социальной
защиты |
Содержание форм |
законодательно-определенные
социальные гарантии |
Основой государственных социальных
гарантий являются минимальные социальные
стандарты. Минимальные социальные стандарты
– это установленные законодательством
РФ нормы, которые закрепляют минимальный
уровень социальной защиты. |
регулирование доходов и расходов
населения |
Механизм государственного
регулирования доходов и расходов в рыночных
условиях является достаточно сложным.
Это объясняется многообразием видов
и структуры доходов и расходов населения.
Кроме того, на механизм оказывают влияние
различные нормативно-правовые акты. |
социальное страхование |
Обязательное социальное страхование
в России состоит из 6 частей: 1 обязательное
страхование на случай временной нетрудоспособности;
2 обязательное страхование от несчастных
случаев на производстве; 3 обязательное
медицинское страхование; 4 обязательное
пенсионное страхование; 5 обязательное
страхование в связи с материнством; 6
обязательное страхование на случай смерти. |
социальное вспомоществование |
Материальная поддержка за
счет средств, аккумулируемых в бюджетах
всех уровней, включая бюджеты местного
самоуправления. |
социальные услуги |
Действия по оказанию отдельным
категориям граждан в соответствии с законодательством
Российской Федерации социальной помощи,. |
целевые социальные программы
|
Являются одним из
важнейших средств реализации структурной
политики государства, активного воздействия
на его социально-экономическое развитие. |
Таким образом, социальная защита
населения является важнейшей составной
частью любого цивилизованного государства.
Развитие социальной защиты населения
тесно связано с экономическим положением
страны. На современном этапе институт
социальной защиты выделен в отдельную
отрасль, которой должно уделяться должно
внимание на протяжении всего времени.
Государство должно помогать
гражданам, попавшим в беду в результате
непредвиденных событий, от которых никто
не может быть застрахован. Болезнь, несчастный
случай, старость и другие ситуации требуют
организации социального обеспечения
на государственном уровне.
1.2. Нормативно-правовые
основы управления социальной защиты
населения
Социальная защита населения
и механизм ее реализации базируются на
конституционно-правовых законодательных
основах и международных пактах о правах
и свободах человека. Во Всеобщей декларации
прав человека, сказано, что каждый человек,
как член общества, имеет право на социальное
обеспечение и на осуществление необходимых
для поддержания его достоинства и для
свободного развития его личности прав
в экономической, социальной и культурной
областях через посредство национальных
усилий и международного сотрудничества
и в соответствии со структурой и ресурсами
каждого государства.8
Основные права, свободы и обязанности
граждан находят юридическое закрепление
и гарантируются государством в главном
его законе - Конституции.
В Российской Федерации охраняются
также труд и здоровье людей. Устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты
труда, обесᴨечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные ᴨенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
В России существует четкая
иерархия нормативно-правовых актов. В
каждой группе существует один или несколько
законов, регламентирующих социальную
защиту населения в нашей стране. На рисунке
5 изображена иерархия видов нормативно-правовых
актов в Российской Федерации.
Рисунок 5. Виды нормативных актов (по
юридической силе)
Выше автор указывал, что первый
закон в Российской Федерации – это Конституция.
Она имеет наивысшую юридическую силу.
Касаемо социальной защиты и гарантий
гражданам Российской Федерации в Конституции
записано:
1. Каждому гражданину
гарантируется социальное обесᴨечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.
2. Устанавливаются ᴨенсии и
пособия.
3. Каждому человеку гарантируется
социальное обесᴨечение в случаях нетрудоспособности,
для воспитания детей и в иных ситуациях,
установленных законом. 9 Главный Закон Российской Федерации
не только провозглашает право граждан
на социальную защиту, но и четко определяет
пути его реализации. Прежде всего, это:
- обязательное ᴨенсионное страхование
работающих;
- создания других фондов, являющихся
источниками финансирования социальной
защиты населения;
- принятие федеральных законов,
гарантирующих реализацию этих прав.
Следующая группа по иерархии
законов – это федеральные конституционные
законы. Федеральный конституционный
закон Российской Федерации — разновидность
федеральных законодательных актов, принимаемых
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации по вопросам, предусмотренным
Конституцией. Федеральный конституционный
закон обладает повышенной юридической
силой по сравнению с федеральным законом
— федеральные законы не должны противоречить федеральным
конституционным законам.10 На сегодняшний день в России
существует 88 Федеральных Конституционных
Законов, как правило, они касаются Правительства
Российской Федерации, судебной системы
страны, введения военного и чрезвычайного
положения, статусе гимна и флага Российской
Федерации, а так же внесения изменений
в уже существующие Федеральные Конституционные
Законы. Отдельных, отраслевых Федеральных
Конституционных законов, касающихся
социальной защиты не существует на сегодняшний
день.
Следующая группа законов это
федеральные законы. 2 августа 1995г. был
принят Федеральный закон «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов». Настоящий Федеральный закон
регулирует отношения в сфере социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов, являющегося одним из направлений
деятельности по социальной защите населения,
устанавливает экономические, социальные
и правовые гарантии для граждан пожилого
возраста и инвалидов, исходя из необходимости
утверждения принципов человеколюбия
и милосердия в обществе.11 Этот закон, является базовым
для института социального обслуживания,
т.к. регулирует в комплексе круг вопросов,
касающихся социального обслуживания
двух наиболее слабо социальных групп
населения - граждан пожилого возраста
и инвалидов.
Федеральный закон «Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации» от 10 декабря 1995г.
закрепляет основы правового регулирования
в области социального обслуживания граждан,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
При этом выделяются следующие принципы
социального обслуживания граждан:
- адресность;
- доступность;
- добровольность;
- гуманность;
- приоритетность;
- конфиденциальность;
- профилактическая направленность.12
Следует отметить, что данный
закон утрачивает силу с 1 января 2015 года
в связи с принятием Федерального закона
от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан». В проекте данного
закона так же содержатся принципы социального
обслуживания населения:
- соблюдение прав человека
и гражданина, уважение достоинства личности;
- доступность социального
обслуживания населения;
- профилактическая
направленность социального обслуживания
населения;
- учет индивидуальной
нуждаемости (адресность) при предоставлении
социальных услуг;
- добровольность выбора
социальной услуги или отказа от ее предоставления;
- конфиденциальность
информации о получателях социальных
услуг.13
Основой законодательства Российской
Федерации в области социальной защиты
является Федеральный закон «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» от 21.11.2011№ 323-ФЗ. Настоящий
Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие в сфере охраны здоровья граждан
в Российской Федерации, и определяет:
- правовые, организационные
и экономические основы охраны здоровья
граждан;
- права и обязанности человека
и гражданина, отдельных групп населения
в сфере охраны здоровья, гарантии реализации
этих прав;
- полномочия и ответственность
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в сфере охраны
здоровья;
- права и обязанности медицинских
организаций, иных организаций, индивидуальных
предпринимателей при осуществлении деятельности
в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских
работников и фармацевтических работников.14
В частности данный закон отдельно
предусматривает право на охрану здоровья:
семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних,
военнослужащих, граждан пожилого возраста,
инвалидов.
Также основным стал федеральный
закон от 19 мая 1995г. «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей» (в
редакции от 01.01.2014) . Данный закон закрепил
единую систему пособий, адресованных
гражданам, имеющим детей. Эти пособия
выплачиваются:
- по беременности и родам женщине,
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- пособие в связи с рождением
ребенка, полагающееся каждой семье;
- пособие за время отпуска по
уходу за ребенком до достижения 1,5 года;
- ежемесячное пособие на каждого
ребенка с момента его рождения и до достижения
16 (учащимся 18) лет. 15
Еще одним важным законом в
области социальной защиты населения
стал Федеральный закон Федеральный закон
от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах
обязательного социального страхования".
Он закрепил основные принципы осуществления
обязательного социального страхования,
виды социальных рисков, страховые случаи,
виды страхового обесᴨечения по обязательному
социальному страхованию, права и обязанности
субъектов обязательного социального
страхования.
Социальными пособиями граждане
обесᴨечиваются в соответствии с указанным
выше Законом РФ «О государственных пособиях
гражданам имеющих детей», а также законом
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» (в редакции Федерального Закона
от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) (с изменениями
на 2 июля 2013 года), Федеральным законом
от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей"
(в ред. от 23.11.2013), Федеральными законами
от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней» (в ред. от 21.12.2013
N 368-ФЗ) и от 12 января 1996г. «О погребении
и похоронном деле» (в ред. от 28.07.2012 N 138-ФЗ).
Ряд текущих законов регулирует
ᴨенсионное обесᴨечение различных категорий
граждан, это, например, Федеральный закон
от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный
закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном
ᴨенсионном обесᴨечении в Российской
Федерации (в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ). В связи
с введением нового расчета пенсий, необходимо
отметить, что данный закон в соответствии
с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» не будет применяться с 1 января
2015 года, за исключением норм, регулирующих
исчисление размера трудовых пенсий и
подлежащих применению в целях определения
размеров страховых пенсий в части, не
противоречащей указанному Федеральному
закону.
Следующий, блок нормативно-правовых
актов – это законы субъектов Российской
Федерации. В зависимости от месторасположения
региона может манятся форма и размер
пенсий и социальных выплат (например,
для жителей Крайнего Севера). Для рассмотрения
данного вопроса был взята столица России
– Москва. Крупнейший по численности населения город
России Москва насчитывает 12 108 25 человек.
Это самый населённый из городов, полностью
расположенных в Европе, входит в первую
десятку городов мира по численности населения.
В таблице 2 приведены основные
направления и некоторые, соответствующие
им законы в городе Москве.
Таблица 2
Основные законы
города Москвы в области социальной защиты
населения
Направление |
Примеры нормативно-правовых актов |
Законы, о поддержке семей с
детьми |
-
Закон города Москвы
"О ежемесячном пособии на ребенка"
3 ноября 2004 года № 67;
-
Закон города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной
поддержке семей с детьми в городе Москве». |
Законы в отношении инвалидов |
- Постановление Правительства
Москвы «О задачах на 2013 год в сфере социальной
интеграции инвалидов» № 28-ПП 14 января
2013 г
- Закон г. Москвы от 17.01.2001
№ 3 (ред. от 21.11.2007) «Об обеспечении беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур
города Москвы» |
Пенсионное обеспечение граждан |
Постановление
Правительства Москвы от 21.11.2010 г. № 1268-ПП
«О региональной социальной доплате к
пенсии» // Собрание законодательства
Российской Федерации от 09.12.2010, № 31 |
Социальная поддержка детей-сирот |
- Закон города Москвы от
30 ноября 2005 г.
N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в г. Москве"
|
Законы в отношении ветеранов |
Постановление Правительства Москвы
от 16 января 2010 г. "О единовременной денежной
выплате участникам ВОВ в честь 65-летия
Победы". |
Жильё и ЖКХ
|
-
Постановление Правительства Москвы от
7 декабря 2004 г. N 850-ПП «О порядке и условиях
обеспечения мер социальной поддержки
граждан по оплате жилья и коммунальных
услуг»
-
Постановление Правительства Москвы №
4-ПП от 18 января 2011 года «Об организации работ
по благоустройству дворов и приведению
в порядок подъездов многоквартирных
домов в 2011 году» |
Поддержка военнослужащих и
членов их семей |
Постановление правительства Москвы
2 августа 2005 г. N 475 "О предоставлении
членам семей погибших (умерших) военнослужащих
и сотрудников некоторых федеральных
органов исполнительной власти компенсационных
выплат
в связи с расходами по оплате жилых помещений,
коммунальных и других видов услуг" |
Прочие законы и указы |
-
Постановление Правительства Москвы «О
мерах по развитию и поддержке малого
и среднего предпринимательства в молодежной
среде в городе Москве на 2013-2015 гг.» от
14.09.2012 № 805
-
Закон города Москвы от 20 июня 2001 года
N 25 "О развитии образования в городе
Москве" |