Соотношение государства, права и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом теоретического исследования данной работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества.
Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы, а именно анализ, синтез, системный и функциональный подходы, а также юридические, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.

Файлы: 1 файл

Соотношение государства права и экономики.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

3. Соотношение  государства и экономики

3.1 Соотношение  государства и экономики в  исторически различных социальных  системах в общетеоретическом  аспекте

Вопрос о соотношении  государства и экономики практически  существовал с тех пор, как  появилось первое государство, и  будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это  один из вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой государственной организацией как  на начальных стадиях ее возникновения  и становления, так и на последующих  этапах ее развития. (12)

Естественно по-разному встает вопрос и перед каждым типом государства. Совершенно по-разному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разных типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей - рабов. Экономика феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Соотношение государства  и экономики в любой стране и социально-политической системе - это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс  их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая сторона в зависимости  от сложившихся обстоятельств может  играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике. Исторический опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона и образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики. (10)

Существует прямая зависимость  между экономической политикой  государства и уровнем развития рыночных отношений. Чем больше развиты  рыночные отношения, тем сильнее  влияние государства на развитие и формирование рыночных механизмов и регуляторов. (18)

В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении  государства и экономики на общетеоретическом  уровне решался и решается далеко неоднозначно. В одних случаях  первенство отдается экономике перед  государством и политикой, в других, наоборот, - государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий  паритет. Считается, что государство  способно оказывать на экономику  такое воздействие, как и экономика  на государство.

Наиболее острые и продолжительные  споры традиционно возникали  и продолжают вестись вокруг первой позиции, исходящей, с одной стороны, из относительной самостоятельности  государства как составной части  политической структуры по отношению  к экономике и экономики - к  государству, политике, а с другой - из первенства экономики перед  государством и политикой. Разумеется можно и нужно спорить с теми приверженцами теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить все происходящее в обществе явления и события лишь экономическими причинами, отождествляют социальное с экономическим и пр. но нельзя оспаривать то, что многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно - что экономическое развитие в конечном счете в общем и целом определяет основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот. (12)

Появление рабского труда  с неизбежностью обуславливает  возникновение рабовладельческого государства, труда крепостных крестьян и ремесленников - возникновение  феодального государства, наемного труда рабочих - капиталистического государства. Именно так совершается  экономическое и государственное  развитие.

Конечно, процесс взаимосвязи  и взаимообусловленности государства  и экономики нельзя представить  упрощенно, как некий прямолинейный, односторонний процесс. Это весьма сложное, многостороннее явление, на которое  оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие выходящие за рамки прямых взаимоотношений государства и  экономики факторы. Обратное воздействие  государства на экономику играет при этом чрезвычайно важную роль.

Ф. Энгельс отмечал, что политическое движение в лице государства, а точнее - государственной власти, может действовать на экономику в трояком направлении. А именно - государственная власть может воздействовать в том же направлении, что и экономическое развитие - тогда развитие идет быстрее. Государственная власть может действовать и в противоположном направлении - тогда она рано или поздно терпит крах. Наконец, она может в определенных направлениях ставить преграды экономическому развитию и толкать его в других направлениях - тогда результат такого воздействия может быть, в конечном счете, адекватен одному из предыдущих. (10)

Помимо названных существуют и другие, например промежуточные направления воздействия государственной власти на экономику. Суть состоит в том, что оно не только детализирует и развивает, но и подтверждает правильность тезиса о первенстве экономики в ее взаимоотношениях с государством и политикой.

В теории, обосновывающей первенство экономики перед государством и  политикой, немало белых пятен и  негативных моментов. Но в ней много  и ценных сторон, по признанию ее критиков. В целом она достоверно, адекватно отражает действительность, дает правильное представление о  взаимоотношениях государства и  экономики, о происходящих в обществе процессов.

Признавая наличие ценных сторон рассматриваемой концепции, один из критиков, профессор И.В. Михайловский выделял, что когда экономический материализм подчеркивает важность экономического начала в истории, в государстве и праве, он утверждает истину, но когда отрицает самостоятельность других фактов, то он сугубо неправ, потому что вся духовная жизнь человечества нуждается в материальной основе, невозможна без этой основы.

3.2 Соотношение  государства и экономики в прикладном, практическом аспекте

Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние  на все другие сферы. Бытующее в отечественной  и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство - это  надстроечное, а экономика - базисное явление, в данном случае не обосновано. Исторический опыт показывает, что  государство в любой общественной формации является одновременно субъектом  самых разнообразных - экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы  жизни общества, выступает как  многогранное явление. Причем во всех без исключения странах. В практическом плане это означает, что соотношение  государства и экономики следует  прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества. (11)

При рассмотрении соотношения  государства и экономики следует  обратить внимание, прежде всего, на факторы, обуславливающие характер этого  соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного  влияния государства на экономику  и экономики на государство. В  условиях существования различных  социальных систем они далеко неодинаковы. В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным  для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения  государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к  строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и  других высокоразвитых промышленном отношении  стран.

Соотношение государства  и экономики в любой стране и социально-политической системе - это процесс не пассивный, а весьма активный. Это двусторонний процесс  их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая сторона в зависимости  от сложившихся обстоятельств может  играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.

При анализе проблемы необходимо учитывать классификацию разных социальных систем в зависимости  от степени развития в стране рыночной структуры. В соответствии с данным критерием социальные системы условно  можно разделить на три группы:

а) системы, в которых полностью  или почти полностью отсутствуют  традиционные рыночные элементы;

б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;

в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Для каждой из выделенных систем характерны свои специфические взаимоотношения  между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи и пределы  влияния друг на друга.

Характерными особенностями  взаимоотношений, возникающих между  государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем являются следующие: во-первых, несомненное доминирование  государственной собственности  перед всеми иными формами  собственности. Например, статья II Конституции  СССР 1977 г. рассматривая государственную собственность как «общее достояние всего советского народа», достаточно четко определяла, что эта форма является основной формой социалистической собственности.

В той же статье закреплялось положение, в соответствии с которым  в исключительной собственности  государства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое  для осуществления задач государства». Во-вторых, важными чертами отношений  государства и экономики в  пределах рассматриваемой группы социальных систем, являются их жесткая привязанность  друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности, утратой  динамизма. Предопределяет в перспективе  неизбежность «перелива» кризисных  явлений из государственной сферы  в экономическую и наоборот. Жесткая связь имеют позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях, когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических и духовных сил. В-третьих, к числу особенностей относится чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Вследствие чего следует неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма, падение профессионализма, необоснованный рост затрат. Данные негативные явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории, населению и народнохозяйственным комплексам странах. В-четвертых, рассматривается строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально жесткая регламентация на всех уровнях. План приобретает нормативно-правовой характер, а последствием его соблюдения или нарушения придается юридическое значение. В-пятых, отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания - подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных подобных ему отраслей права. Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях «нерыночных» социальных систем, есть и другие. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным, об отсутствии у первых значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.

Несколько иная картина просматривается  во взаимоотношениях государства и  экономики, существующих в пределах, переходных от нерыночных к рыночным социальным системам. Типичные примеры - современная Россия, некоторые государства СНГ, Прибалтийские республики и страны Восточной Европы. Наиболее существенными особенностями этих систем являются: а) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских; б) утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности; в) изменение методов государственного воздействия на экономические отношения; г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами; д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности; е) последовательная переориентация экономических и государственных структур и общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор их становящихся партнерских отношениях; ж) усиление роли налогов налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия госструктур на общество и на экономические структуры; з) быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных непосредственно связанных с развитием экономики отраслей права в общей системе права.

Несмотря на то, что в  переходный период экономическая сфера  деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в  регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям, от контроля за экономикой.

Основные направления  экономической деятельности государства  в данный период с неизбежностью  должны сводиться к следующему: выработке  общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих  рыночных отношений; определению круга  и правового статуса субъектов  экономических отношений; выработке  социальной политики и действенных  средств защиты экономических и  иных интересов населения; запрещению и пресечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защите его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентации порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установления юридической ответственности за нарушение законодательства.

Информация о работе Соотношение государства, права и экономики