Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа
Объектом теоретического исследования данной работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества.
Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы, а именно анализ, синтез, системный и функциональный подходы, а также юридические, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Несмотря на большую кодификационную
работу, феодальное право не удовлетворяло
развивающиеся экономические
Несколько по-иному складывалась правовая ситуация в Англии. Норманское завоевание (1066 г.) не только повлияло на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, но и произвело революцию в праве. Английский феодализм существенно отличался от феодализма, господствовавшего в континентальной Европе. Норманская королевская власть создала систему прямой зависимости феодала от короля, избежав тем самым обособленности феодальных владений. В интересы королевской власти входило вмешательство в правосудие. Таким образом, в противовес местным обычаям "общее право - право английское и общее для всей Англии - было создано исключительно королевскими судами" Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы со-временности. / Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла - М.: Центрполиграф, 2005. - С. 211.. Но королевские суды не могли успевать в своем развитии за потребностями социально-экономического и политического развития английского общества. Соперником общего права стало право справедливости, которое изначально представляло собой вмешательство короля в решения, вынесенные королевскими судами, а затем являло собой дополнения или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.
Рецепция римского права в континентальной
Европе, становление права
Идеологическое обоснование
Естественное право, речь о котором шла еще в античности, рассматривалось как самостоятельный источник права, основанный на извечно установленном порядке и на требованиях справедливости. Основой же рационалистического естественного права становится человеческий разум.
Восстановление социальной и экономической
справедливости воплотилось в лозунге
"Свобода! Равенство! Братство!" эпохи
буржуазных революций. Понимание свободы
исходило не только из личной свободы
индивида, но и прежде всего из права
собственности, которое требовало
правового закрепления и
Спустя столетия, в 1948 г., мировое сообщество в лице ООН приняло Декларацию прав человека, являющуюся эталоном правового регулирования цивилизованного общества, в основу которой положены идеи естественно-правового учения.
Таким образом, поиск социальной справедливости
в складывающихся капиталистических
отношениях в противовес отживающим
феодальным породил необходимость
правового закрепления основных
элементов новой экономической
системы, таких, как экономическая
свобода, неприкосновенность собственности
и равенство хозяйствующих
Исторически именно в эпоху становления
капиталистических отношений
Разработанные Марксом и Энгельсом
теоретические положения о
С октября 1917 г. в России утверждалась
практика тотального переустройства экономической
жизни. Государство провозглашалось
главным орудием построения новых,
прежде всего экономических, отношений.
Общая схема соотношения
Частная и общественная собственность
рассматривались как
Ограничение экономической свободы граждан приводит у ограничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии. Именно бюрократия становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая «теневая экономика».
Соотношение права и экономики,
как оно интерпретировалось сторонниками
экономического детерминизма, сводившими
право к проявлению политики, определяемой
экономической структурой общества,
на практике привело к обеднению
(в понимании и значении) права
в жизни общества. Ограниченность
этой схемы в том, что она была
именно схемой и не учитывала другие
реалии человеческого существования.
Впрочем, Ф. Энгельс предостерегал
последователей марксизма от упрощенного
понимания соотношения
3. АЛТЕРНАТИВНЫЕ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ
Из всех альтернативных теорий соотношения государства, права и экономики наиболее удаленной является концепция либерализма и свободного рыночного хозяйства. Ее видные представители Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс.
В самом общем виде эту теорию можно свести к следующим положениям:
- основополагающий принцип
- не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической;
- невозможна замена конкуренции
координацией сверху: конкуренция
позволяет координировать
- планирование возможно лишь
тогда, когда оно способствует
конкуренции, не действует
- система, основанная на
- государство должно
- формальное равенство перед
законом несовместимо с любыми
действиями государства,
Подобное взаимоотношение
И в современности либеральная
модель правового регулирования
также развивается в
Но было бы неверно представлять дело так, что экономические отношения являются предметом регулирования частного права, и только. Публичное право также имеет в сфере экономики большое значение. Именно оно создает устойчивую основу здоровой экономики, закрепляя формы собственности, принципы демократии со всеми ее сдержками и противовесами. Публичное право нельзя непременно отождествлять с авторитаризмом и тоталитаризмом. При нормальном общественном развитии наблюдается своего рода конвергенция (соединение) систем публичного и частного права.
При этом частное право предопределяет
сугубо правовые признаки экономических
отношений в их рыночном варианте:
равенство участников, свобода действий,
самостоятельная
Одним из направлений экономической теории запада явилась концепция институционализма в ее различных модификациях. Название концепции (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение) выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации "социального контроля" над рыночной экономикой.
Автор социально-психологического институционализма Торстен Б. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий. На ранних стадиях социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, на последующих стадиях инстинкты развиваются и имеют основополагающее значение.
Социально-правовую разновидность институционализма возглавил Дж. Коммонс, который в экономических отношениях решающую роль отводил юридической стороне, правовым отношениям. Так, например, величину стоимости он связывал не с процессом производства, а с юридической процедурой: стоимость в его трактовке определяется соглашением сторон (сделкой). Изучая судебную практику по экономическим спорам, Коммонс сделал вывод, что независимое правосудие с помощью решений по конкретным делам может осуществлять контроль над экономикой.
Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики; по его мнению, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.
В период Великой депрессии некоторые идеи институционалистов были взяты на вооружение государственными деятелями. Общеизвестно, что "новый курс" Ф. Рузвельта - президента США имел в своей основе учения институционалистов. При этом с помощью правовых установлений происходило сглаживание социально-экономических противоречий в период величайшего мирового кризиса. Но природа и практика развития рыночной экономики, не могли долго мириться с подобным государственно-правовым вмешательством в экономическую жизнь, и с конца 30-х годов получает свое распространение теория регулируемого капитализма, или кейнсианства, по имени основоположника этого учения английского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
Информация о работе Соотношение государства, права и экономики