Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа
Объектом теоретического исследования данной работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества.
Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы, а именно анализ, синтез, системный и функциональный подходы, а также юридические, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Государство, право и экономика
не просто соотносятся, а взаимодействуют,
взаимно влияют друг на друга. До известной
степени право представляет собой
продолжение экономики. В свою очередь,
и экономика может существовать
и развиваться в той или
иной степени как регулируемая и
направляемая с помощью государственно-
В науке существует множество теорий соотношения права, государства и экономики, при этом почти все и из которых к тому же отстаивает свои первопричины возникновения каждой из категорий.
До недавнего времени проблема соотношения экономики, политики (государства) и права была одной из ключевых в российской юридической науке, не подвергавшихся ревизии в течение ряда десятилетий. В монографической и учебной литературе эта проблема содержательно решалась на методологической основе исторического материализма, принципиальные положения которого были выдвинуты еще в середине XIX века марксизмом.
Альтернативные взгляды были представлены несколькими экономическими теориями, распространенными в развитых капиталистических странах. К основным из них относятся теории: либерализма и свободного рыночного хозяйства (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс); институционализма (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Гелбрейт), регулируемого капитализма (Р. Харрод, Дж. Кейнс). Проблемы теории государства и права Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристь, 2001. - С.247.
Наконец, обычно промежуточную позицию занимают современные российские авторы.
2. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
В марксистской теории соотношение государства, права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной политической надстройкой над экономическим базисом.
Экономика как явление базисного
порядка имеет определяющее значение
по отношению к праву и
Характеризуя суть материалистического понимания общественной жизни, К. Маркс писал: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще... С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке”. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. Энгельс Ф. - Избранные произведения. Том 1. - М.: ПроМедиа, 2008. - С.335-336.
Исходя из данных представлений, определялась
сущность права, его цели и роль в
жизни общества. Классическое определение
этих сторон права, послужившее затем
основой для соответствующих
понятий в советской
Исходя из такого понимания сущности, право не обладает истинностью самостоятельного бытия, оно определяется в основных параметрах экономикой, следуя за этапами ее развития. Наиболее четко мысль о предопределенности права экономическим базисом сформулирована К. Марксом, пожалуй, в “Критике Готской программы”. “Право - пишет он - никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества” Маркс, К. Критика Готской программы. // Маркс К. Энгельс Ф. - Избранные произведения. Том 3. - М.: ПроМедиа, 2008. - С.15..
В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь, в конечном счете.
Характеризуя основные подходы
марксизма к проблеме соотношения
экономики и права, следует отметить,
что, особенно на зрелых ступенях развития,
им подчеркивалась обратная активная
роль надстройки по отношению к экономике,
в том числе надстройки юридической,
ее способность влиять на состояние
и развитие базиса. То есть в теории
марксизма указывается на относительную
самостоятельность государства
и права по отношению к базису,
которая проявляется, прежде всего,
в возможности обратного
Однако амплитуда этой способности всегда, в конечном счете, задана жесткими рамками, определяемыми системой производственных отношений. Ф. Энгельс в этой связи, например, писал: “Экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т.п., правовые формы и даже отражение этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (то есть вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует)”. Энгельс - Блоху, 21 сентября 1890 г. // Маркс К. Энгельс Ф. - Избранные произведения. Том 3. - М.: ПроМедиа, 2008. - С.538. Как можно понять последнее в этой фразе замечание Ф. Энгельса, право тоже относится к “бесконечному множеству случайностей”, действие которых хотя и оказывает определенное влияние на экономику, но которым в конечном счете можно пренебречь. Оно не основное в социальной жизни, не определяющее.
Отметим, что положения, высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом в плане соотношения экономики и права, полностью разделялись российскими марксистами. Так, Г.В.Плеханов отмечал, что “право, государственный строй и нравственность всякого народа непосредственно и прямо обусловливаются свойственными ему экономическими отношениями” Плеханов, Г.В. О материалистическом понимании истории. Репринтное издание. // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.2. - СПб.: Лабиринт, 2006. - С.247.. В.И.Ленин, в рамках общей концепции марксистского экономического детерминизма, особый упор делал на прямой зависимости права также от государственной власти, государственного аппарата. Он, в частности писал, что “воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью”, а “право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права” Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т.33. / В.И. Ленин - М.: Прогресс, 1984. - С.99..
Эти философские социологические
установки определяли на протяжении
нескольких десятилетий принципиальные
подходы со стороны российских юристов
к проблеме соотношения экономики
и права. Приведем в этой связи
высказывания одного из корифеев советской
юридической науки А.И.
Интересно отметить, что эти положения,
высказанные около пятидесяти лет
назад, остаются значимыми в российской
юридической науке и по сегодняшний
день, хотя ее практические и идеологические
составляющие кардинально изменились
и многие положения, особенно касающиеся
сущностных сторон права, получили несколько
иное звучание. Ортодоксальная точка
зрения о достаточно жесткой причинно-следственной
зависимости государства и
Таким образом, основоположники и продолжатели марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что привело к обеднению в определенном смысле понимания и значения права в жизни общества. В тоже время с точки зрения исторической действительности трудно возражать против важности экономического фактора в возникновении права. История права дает немало тому подтверждений.
На первых ступенях рождения общества
были правила, которые сложились
и функционировали в виде обычаев,
сформировавшихся в результате естественного
эмпирического обобщения
Принципиально качественный переворот,
который принято называть "неолитической
революцией", явился рубежом, делящим
всю историю человечества на два
способа его существования и
воспроизводства - на присваивающую
и производящую экономику, и одновременно
породил потребность и
Устанавливая предельный процент
денежного займа, ограничивая произвол
со стороны государственных
Следует отметить, что в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер и представляли собой свод установлений монарха. Несколько иным содержанием были наполнены правовые предписания в обществах, основанных на частной собственности.
Господство частной
Идеи социально-экономического равенства и справедливости, нашедшие свое отражение в официальных правовых источниках, имеют своей первоосновой принцип эквивалентности, возникший при обменных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты и услуги как равноценные, при этом "формировались... представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом" Аннерс, Э. История европейского права. / Э Аннерс - М.: Форум, 2007. - С. 25..
Замкнутость феодальных владений и переход к натуральному хозяйству создали новые представления о социальной и экономической справедливости. Обмен стал невозможен (или, по крайней мере, затруднен), поскольку участники экономической жизни - крестьяне - перестали быть лично свободными. Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получить произведенный крестьянами продукт. В то же время феодал всецело зависел от экономической эффективности своего владения, поэтому крестьяне, оказывая коллективное воздействие на своих господ, добивались определенного облегчения своего положения.
Возникновение и рост средневековых городов способствовал, с одной стороны, разрушению феодального натурального хозяйства, а с другой, - появлению городского и торгового права. Города стали основой нового способа производства и нового способа распределения. Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, меры длины, меры веса, правила торговли и т.д. Создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью. В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 г., задачей которого являлось унифицировать деятельность органов феодальной юстиции в условиях развития Московского централизованного государства.
Информация о работе Соотношение государства, права и экономики