Современная глобализация конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в создании целостной концепции глобализации права, обосновании влияния глобализации на основные элементы права и выявлении концептуальных аспектов воздействия глобализации права на развитие национальных правовых систем.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- доказать объективность глобализации и выработать авторское ее определение; проанализировать возникающие глобальные проблемы и модели устойчивого развития формирующейся глобальной социальной системы;
- дать характеристику понятия, структуры и метода глобализации конституционного права;

Файлы: 1 файл

Современная глобализация Конституционного права.docx

— 101.84 Кб (Скачать файл)

15 Следует отметить такие в достаточной степени новационные нормы, включенные еще в китайскую Конституцию в 1984 г., как: право иностранных предприятий и хозяйственных организаций вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями. Личная собственность провозглашается "собственностью для личного потребления трудящихся" (ст. 22). См.: Конституции социалистических государств. Т. II. С. 32.

16 Если взять за своего рода отправную "точку отсчета" Конституцию (Основной Закон), то "по нисходящей" (при условии главенства Конституции) принимаются национальные законы, подробно регламентирующие права и свободы, а также иные стороны жизни общества и государства. При этом в отличие от норм международного права конституционное право имеет развитые процессуальный и контрольный механизмы. Этого в полной мере нет у международного права. Следовательно, сложно предположить, что международное право (это своего рода движение "по восходящей") может в ближайшем будущем заменить конституционное право. Не может идти речи об охватывающем все страны мира верховенстве международного права в силу иной его природы, в большей степени связанной с идеологией (а она не единообразна), чем с материальной стороной права. Тенденция к созданию международных судов и предоставление права обращения в них гражданам конкретных государств и некоторые другие плоды развития международного правотворчества не подтверждают окончательного торжества идей универсальности в мире. Это пока лишь эксперимент, эффективность которого должна быть доказана временем.

17 См.: Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998; Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1962; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.

18 См. подробнее: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2001. С. 236.

 

19 См.: Смирнова Е.С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы) // Современное право. 2009. N 3.

20 См. подробнее: Малеев Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. N 3. С. 31 - 47.

21 Обучавшийся у египтян священному слову Пифагор утверждал, что все конечное - понятно, непонятно - бесконечное (см. теорию иррациональных количеств).

22 Примером может служить позиция некоторых государств Африки, которые в последние годы под любым предлогом отказываются от помощи ООН в миротворчестве, так как видят в этом угрозу вмешательства в их внутренние дела, осложненные разделом нефтяных месторождений. Эта угроза со стороны ООН зачастую служит своего рода поводом к национальному сплочению.

23 Сознательно не цитирую предложенный в 2004 г. для подписания странам ЕС Конституционный договор. Но реально действующие нормы Маастрихтского 1992 г. и Амстердамского 1997 г. договоров также оставляли на волю государств решение вопросов миграции. Имеется также решение руководства ЕС об установлении 5 - 7-летнего моратория на открытие рынка труда ЕС для граждан вступающих государств. Иммиграционная политика ЕС в целом свидетельствует о примате региональных механизмов и узкоевропейских интересов по отношению к универсальным международно-правовым стандартам прав человека. См.: Юматова А.О. Иммиграционная политика ЕС // Московский журнал международного права. 2008. N 1. С. 262.

24 Другие же международные организации, например африканские, имеют своей целью преодоление отсталости и бедности. Одновременно не все страны ЕС за превращение Евросоюза в нечто большее, чем общий рынок. См. подробнее: Кембаев Ж.М. Лиссабонский договор: новый этап в развитии европейской интеграции // Московский журнал международного права. 2008. N 4. С. 193.

25 Провал Европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах, пробуксовка с бюджетом ЕС на 2007 - 2013 гг., явное превалирование национальных интересов над общеевропейскими, теракты в Лондоне - все это, по мнению Р. Уитмена, директора европейских программ в Честем-Хаусе - Королевского института международных отношений (RIIA), ввергли ЕС в глубочайший кризис. По мнению ученого, нет даже правового понятия, что такое Европейский союз. См.: Эксперт. 2005. N 42(488). С. 82 - 83. Явка на 6-е выборы в Европейский Парламент была рекордно низкой (44,6% потенциальных избирателей, 155 млн. из 350). Очень характерен "провал" в новых 10 странах - членах ЕС (28,7%). При этом в Парламент прошло много евроскептиков // Российская газета. 2004. 15 июня. На 7-е выборы в 2009 году явка была еще меньше - 42,94%.

26 Уклонение от вопроса, где пройдет окончательная граница ЕС, приводит к печальным (более того, устрашающим) аналогиям, с объединителями Европы, образца 1914 и 1941 гг. См. подробнее: Европа без России. Договор, учреждающий Конституцию для Европы, от 20 октября 2004 г. М., 2005. С. 6 - 7. Также ученые отмечают, что глобальные лидеры, среди которых господствует США, сами не до конца понимают, зачем нужен забег на дальнюю дистанцию. См.: Афанасьев А., Мясников Л. Время глобализации // МЭ и МО. 2006. N 10. С. 1 - 19. Отмечается, что ЕС должен решать, быть ли ему "экономическим клубом" или развиваться в сторону политического союза, что подразумевает необходимость ясного определения границ ЕС. См. подробнее: Кембаев Ж.М. Указ. соч. С. 181.

27 "Договор о Конституции для Европы", именуемый также Конституцией для Европейского союза, который 18 июня 2004 г. приняли руководители 25 государств - членов ЕС, состоял из 448 статей. Представленный 13 декабря 2007 г. на Лиссабонском саммите так называемый Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе ограничивает соглашение между странами ЕС международно-правовыми рамками. См. подробнее: "Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and Treaty establishing the European Community, signed et Lisbon, 13 December 2007" на сайте: www.europa.eu. Int. publication "official journal" 2007. С. 306; Юматова А. Некоторые аспекты создания "Пространства свободы, безопасности и правосудия" в Европейском союзе // Московский журнал международного права. 2008. N 3. С. 241 - 255.

28 Конституцию ЕС можно сравнить с "гипертекстом" Кастельса: "Все выражения из всех времен и всех пространств смешиваются в одном и том же гипертексте". См. подробнее: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. С. 505. По мнению автора настоящей статьи, оставалось предложить ввести "Квазиконституционный суд ЕС" по исправлению гипотетически угрожающей будущности от законов ЕС (как рамочных, так и подразумеваемых конституционных). Между тем в Лиссабонском договоре 2007 г. правовые акты ЕС по-прежнему будут называться регламентами, директивами, решениями, а не "европейскими законами", "европейскими рамочными законами" и т.д.

29 См.: Юмашев Ю.М. Воспоминания о профессоре И.И. Лукашуке // Евразийский юридический журнал. 2011. N 7.

30 Примеры "нереализации" ряда многосторонних соглашений по СНГ при наличии действующих институционных структур Содружества являются наглядным примером игнорирования норм международного права. По мнению ученых, России дешевле отчасти субсидировать ряд стран СНГ, чем сталкиваться с массовой социально-экономической нестабильностью и гражданскими войнами по всему периметру своих границ. См.: Косолапов Н. О праве на гипотезу // МЭ и МО. 2006. N 10. С. 110 - 112; Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируется СНГ. М., 2001.

31 Председатель Конституционного Суда России В.Д. Зорькин в числе средств, могущих способствовать устранению негативных тенденций в развитии законодательства, отмечает необходимость преодоления игнорирования и неполноту реализации в российском законодательстве международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах, подписанных или ратифицированных Россией // Российская газета. 2006. 7 июня.

32 См. подробнее: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2000. С. 1 - 823; Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2001. С. 18; Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. С. 17 - 30. В качестве источника права также выделяются: решения международных организаций (в международном праве); в конституционном праве России - акты, принимаемые Президентом, палатами Парламента, Правительством России. Судебный прецедент в качестве источника права применяется в конституционном праве зарубежных стран англосаксонской системы и ЕС. Все это, по нашему мнению, не меняет общую картину действенности обычая, закона и договора. // Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное).

33 По мнению И.И. Лукашука, большим упущением видится ориентация современных политиков на сохранение позиций точных наук, при всемерном игнорировании общественных. См. подробнее: Лукашук И.И. Политика и общественные науки в условиях глобализации // Безопасность Евразии. 2003. N 1. С. 110.

 

34 См. подробнее: Смирнова Е.С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы). М., 2007, 2008 и 2009. 2-е и 3-е изд.; Смирнова Е.С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы) // Современное право. 2009. N 3.

 

35 Смирнова Е.С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы). М., 2007, 2008, 2009 (2-е и 3-е изд.); Смирнова Е.С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы) // Современное право. 2009. N 3. Стр.16

 

36 Значимым в этом плане для нашей правовой системы явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. N 1-П, которым фактически был дан зеленый свет для прецедентных источников права.

37 В России этот вопрос решается в ч. 4 ст. 15 Конституции на основе не только признания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров составной частью ее правовой системы, но и приоритета признанных РФ правил международного договора перед законами РФ (но не перед Конституцией РФ!).

38 Постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2010 г. N 4-П (абз. 2 подп. 3.3 мотивир. части).

39 Исключительно позитивно оценивая новаторский подход КС РФ к данной проблеме, отметим в то же время, что фактическое отождествление юридической природы европейских конвенционных и национальных конституционных прав и свобод преждевременно. Это должно стать реальностью в будущем, в условиях формирования единой нормативной правовой системы европейского конституционализма (имеется в виду нормативный правовой эквивалент европейского конституционализма как в объективном, так и в субъективном смысле).

40 Постановление КС РФ от 26 февраля 2010 г. N 4-П.

41 См.: Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Российская газета. 2010. 29 окт.

 

 

 


Информация о работе Современная глобализация конституционного права