Указы Президента РФ: преобразование, механизм разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в решении связанных с ним теоретических и практических проблем путём их последовательного рассмотрения в соответствии со структурой работы.
В работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть Институт Президента Российской Федерации.
2. проанализировать полномочия Президента Российской Федерации в государственном управлении;
3. провести анализ проблемы указов Президента Российской Федерации как способа оперативного управлении;
4. предложить рекомендации по совершенствованию применения указов Президента Российской Федерации как способа оперативного управления.

Содержание работы

1. Институт Президента РФ.
1.1 Конституционно-правовой статут Президента РФ.
1.2 Взаимодействие работы Президента РФ и органов государственной власти.
2. Указы Президента РФ: преобразование, механизм разработки.
2.1 Система мер по реализации указов Президента РФ.
2.2 Проблемы на этапе реализации указов Президента РФ и пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовик орегинал.docx

— 91.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2 Взаимодействие работы Президента РФ и органов       государственной власти.

Взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом: он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Гос. Думу, но только в определенных Конституцией случаях назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание. Государственные решения по части вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ. Президент тесно связан с исполнительной властью, но занимает по отношению к ней верховное положение. Он имеет решающие права по назначению Председателя Правительства и министров, может отменять акты Правительства, принимать решение о его отставке, право председательствовать на заседаниях Правительства. Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, является Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности.

 В отношении судебной власти и прокуратуры: представляет кандидатуры судей и Генерального прокурора Совету Федерации. 
Единолично Президент не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является необходимым участником законодательного процесса, подписывает и обнародует законы, наделен правом вето. Он имеет право в определенных случаях распускать Государственную Думу или выражать недоверие правительству, отправлять его в отставку. Так при назначении Председателя Правительства РФ у президента имеется право ее роспуска после трехкратного отклонения предложенных Президентом кандидатур. Деятельность любого государства реализуются через систему его государственных органов. Для государственного органа характерны следующие признаки:

1) порядок создания и  деятельности государственного  органа, его компетенция, внутренняя  организация закрепляются государством  в правовых нормах;

2) государственный орган  обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятий  решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган  осуществляет задачи и функции,  возложенные на него государством;

4) государственный орган  является организационно обособленной  частью системы органов государственной  власти.

Государственный орган –  это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном  государством порядке часть системы  органов государственной власти, наделенная государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными  средствами для осуществления задач  и функций, возложенных государством. Совокупность органов российского  государства, взаимосвязанных и  взаимодействующих между собой  в ходе осуществления государственной  власти, образует систему органов  государственной власти Российской Федерации. В связи с федеральным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система органов  государственной власти. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.                                                                                                       

В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 30) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 34).Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст.12 Конституции РФ). Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ – глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.  Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации. Они одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность – принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации. Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ – заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов.            В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Компетенция Президента Российской Федерации. Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства. Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкретизируется в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Функции Президента РФ:

- является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека  и гражданина;

- в установленном Конституцией  РФ порядке принимает меры  по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

- обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти;

- в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами  определяет основные направления  внутренней и внешней политики  государства;

- представляет Российскую  Федерацию внутри страны и  в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив  их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых  действует Президент РФ. Президент  РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его  конституционных полномочий позволяет  утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти: 

1) Президент РФ назначает  с согласия Государственной Думы  Председателя Правительства РФ  ( п. «а» ст.23);

2) Президент РФ утверждает  представленные ему Председателем  Правительства РФ предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти ( ч. 1 ст. 112);

3) по предложению Председателя  Правительства РФ Президент РФ  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства РФ, федеральных министров  (п. «д» ст.43);

4) Президент РФ имеет  право председательствовать на  заседаниях Правительства РФ  ( п. «б» ст.44);

5) Президент РФ принимает  решение об отставке Правительства  РФ ( п. «в» ст.49);

6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ ( ч. 1 ст. 107)

Президент РФ и  Федеральное собрание. Президент РФ как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть, обеспечивая тем самым единство государственной власти в целом:

1) Президент РФ принимает  участие в законотворческой деятельности  Федерального Собрания.

2) Президент РФ назначает  выборы Государственной Думы  в соответствии с Конституцией  РФ и федеральным законом (п.  «а» ст. 65);

3) Президент РФ распускает  Государственную Думу в случаях  и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ ( п. «б» ст. 78);

4) Президент РФ обращается  к Федеральному Собранию с  ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики  государства ( п. «е» ст. 78)

5) Президент РФ сотрудничает  с палатами Федерального Собрания  при назначении на должности  отдельных должностных лиц федеральных  органов власти. Так, Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности.

 Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:

1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 54);

2) Судьи других федеральных  судов назначаются Президентом  РФ  в порядке, установленном  федеральным законом ( ст. 121)

3) Конституция РФ предоставила  право Президенту РФ обращаться  в Конституционный Суд, а также  в суды общей юрисдикции ( ст. 37)

4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст.55). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

Президент и субъекты Федерации. Президент РФ как глава федеративного государства наделяется определенными конституционными полномочиями в отношениях с субъектами Российской Федерации. К таким полномочиям относятся:

1) право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах. Согласно Указу Президента РФ от 4 июля 2003 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» полномочный представитель является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ в части территории Российской Федерации, включающей в себя один или несколько субъектов Российской Федерации. Основными задачами полномочного представителя являются: содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий; информирование Президента РФ о политическом, социальном и экономическом положении в соответствующем  регионе; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, в целях обеспечения реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ, указов и распоряжений Президента РФ; выполнение отдельных поручений Президента РФ;

 
2) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом    (ч.2 ст.56)

Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения ее безопасности. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через систему всех ветвей власти. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и безопасности страны: 
 
1) Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 67). Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации. Современная военная доктрина утверждена Указом Президента РФ от 12 ноября 2005 г.;

2) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 2 ст.22)

3) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 57);

4) Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 54). Статус Совета Безопасности должен быть определен федеральным законом.  
Согласно Положению Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ;

5) в случае агрессии  против Российской Федерации  Президент РФ вводит на территории  России или в отдельных ее  местностях военное положение  с незамедлительным сообщением  об этом Совету федерации и  Государственной Дуне (ч. 4 ст. 89). Указ  Президента РФ о введении военного  положения должен быть утвержден  Советом Федерации;

Информация о работе Указы Президента РФ: преобразование, механизм разработки