Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в решении связанных с ним теоретических и практических проблем путём их последовательного рассмотрения в соответствии со структурой работы.
В работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть Институт Президента Российской Федерации.
2. проанализировать полномочия Президента Российской Федерации в государственном управлении;
3. провести анализ проблемы указов Президента Российской Федерации как способа оперативного управлении;
4. предложить рекомендации по совершенствованию применения указов Президента Российской Федерации как способа оперативного управления.
1. Институт Президента РФ.
1.1 Конституционно-правовой статут Президента РФ.
1.2 Взаимодействие работы Президента РФ и органов государственной власти.
2. Указы Президента РФ: преобразование, механизм разработки.
2.1 Система мер по реализации указов Президента РФ.
2.2 Проблемы на этапе реализации указов Президента РФ и пути их решения.
1.2 Взаимодействие работы Президента РФ и органов государственной власти.
Взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом: он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Гос. Думу, но только в определенных Конституцией случаях назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание. Государственные решения по части вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ. Президент тесно связан с исполнительной властью, но занимает по отношению к ней верховное положение. Он имеет решающие права по назначению Председателя Правительства и министров, может отменять акты Правительства, принимать решение о его отставке, право председательствовать на заседаниях Правительства. Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, является Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности.
В отношении судебной власти
и прокуратуры: представляет кандидатуры
судей и Генерального прокурора Совету
Федерации.
Единолично Президент не осуществляет
законодательную власть, но обладает правом
законодательной инициативы, является
необходимым участником законодательного
процесса, подписывает и обнародует законы,
наделен правом вето. Он имеет право в
определенных случаях распускать Государственную
Думу или выражать недоверие правительству,
отправлять его в отставку. Так при назначении
Председателя Правительства РФ у президента
имеется право ее роспуска после трехкратного
отклонения предложенных Президентом
кандидатур. Деятельность любого государства
реализуются через систему его государственных
органов. Для государственного органа
характерны следующие признаки:
1) порядок создания и
деятельности государственного
органа, его компетенция, внутренняя
организация закрепляются
2) государственный орган
обладает властными
3) государственный орган
осуществляет задачи и функции,
4) государственный орган
является организационно
Государственный орган –
это юридически оформленная, организационно
обособленная, действующая в установленном
государством порядке часть системы
органов государственной
Система органов
государственной власти. Система федеральных органов
государственной власти Российской Федерации
включает в себя Президента РФ, Федеральное
Собрание РФ, Правительство РФ, другие
федеральные органы исполнительной власти,
федеральные суды.
В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 30) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 34).Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст.12 Конституции РФ). Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ – глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей. Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации. Они одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность – принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации. Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ – заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Компетенция Президента Российской Федерации. Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства. Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкретизируется в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Функции Президента РФ:
- является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- в установленном Конституцией
РФ порядке принимает меры
по охране суверенитета
- обеспечивает согласованное
функционирование и
- в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
определяет основные
- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:
1) Президент РФ назначает
с согласия Государственной
2) Президент РФ утверждает
представленные ему
3) по предложению Председателя
Правительства РФ Президент РФ
назначает на должность и
4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ ( п. «б» ст.44);
5) Президент РФ принимает
решение об отставке
6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ ( ч. 1 ст. 107)
Президент РФ и Федеральное собрание. Президент РФ как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть, обеспечивая тем самым единство государственной власти в целом:
1) Президент РФ принимает
участие в законотворческой
2) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (п. «а» ст. 65);
3) Президент РФ распускает
Государственную Думу в
4) Президент РФ обращается
к Федеральному Собранию с
ежегодными посланиями о
5) Президент РФ сотрудничает
с палатами Федерального
Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:
1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 54);
2) Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом ( ст. 121)
3) Конституция РФ предоставила
право Президенту РФ
4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст.55). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.
Президент и субъекты Федерации. Президент РФ как глава федеративного государства наделяется определенными конституционными полномочиями в отношениях с субъектами Российской Федерации. К таким полномочиям относятся:
1) право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах. Согласно Указу Президента РФ от 4 июля 2003 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» полномочный представитель является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ в части территории Российской Федерации, включающей в себя один или несколько субъектов Российской Федерации. Основными задачами полномочного представителя являются: содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий; информирование Президента РФ о политическом, социальном и экономическом положении в соответствующем регионе; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, в целях обеспечения реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ, указов и распоряжений Президента РФ; выполнение отдельных поручений Президента РФ;
2) право Президента РФ приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции РФ, федеральным
законам, международным обязательствам
Российской Федерации или нарушения прав
и свобод человека и гражданина до решения
этого вопроса соответствующим судом
(ч.2 ст.56)
Полномочия Президента
РФ в области обороны
страны и обеспечения ее безопасности.
Безопасность страны представляет собой
состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз. К основным
объектам безопасности относятся права
и свободы человека и гражданина, материальные
и духовные ценности общества, среда обитания,
конституционный строй, суверенитет и
территориальная целостность государства.
Субъектом обеспечения безопасности является
государство, которое осуществляет функции
в этой области через систему всех ветвей
власти. Под обороной понимается система
политических, экономических, военных,
социальных, правовых и иных мер по подготовке
к вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и неприкосновенности
ее территории. Как глава государства
Президент РФ осуществляет ряд важных
полномочий в сфере обороны и безопасности
страны:
1) Президент РФ утверждает военную доктрину
Российской Федерации (п. «з» ст. 67). Военная
доктрина представляет собой систему
официально принятых в государстве взглядов
на предотвращение войн, вооруженных конфликтов,
на военное строительство, подготовку
страны к обороне, организацию противодействия
военной угрозе безопасности государства,
использование Вооруженных Сил и других
войск Российской Федерации для защиты
жизненно важных интересов Российской
Федерации. Современная военная доктрина
утверждена Указом Президента РФ от 12
ноября 2005 г.;
2) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 2 ст.22)
3) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 57);
4) Президент РФ формирует и
возглавляет Совет Безопасности (п. «ж»
ст. 54). Статус Совета Безопасности должен
быть определен федеральным законом.
Согласно Положению Совет Безопасности
является конституционным органом, осуществляющим
подготовку решений Президента РФ;
5) в случае агрессии
против Российской Федерации
Президент РФ вводит на
Информация о работе Указы Президента РФ: преобразование, механизм разработки