Человеческое измерение ОБСЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

ОБСЕ признана региональной организацией согласно главе VIII Устава ООН и является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своем регионе. ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, который является одновременно всесторонним и основанным на сотрудничестве. Он охватывает три измерения безопасности - военно-политическое, экономическое/экологическое и человеческое, в силу чего ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности. К таким проблемам организация стала относить выполнение обязательств о проведении свободных и честных выборов, построении свободного гражданского общества и обеспечение свободы слова.

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

На саммитах ОБСЕ велись дискуссии  о создании модели безопасности для  следующего столетия, но разработка ее так и осталась в начальной  фазе. Участники сходились во мнении о том, что «необходимо глобальное видение проблем безопасности, новых  вызовов и рисков, с которыми сталкивается Европа».3 ОБСЕ рассматривалась как  основа новой архитектуры европейской  безопасности как организация, уже  накопившая определенный опыт по четырем  направлениям деятельности - раннее предупреждение кризисных ситуаций, превентивные действия с целью не допустить трансформации  кризисных ситуаций в конфликты, урегулирование кризисов, постконфликтная  реабилитация (как в случае с Боснией  и Герцеговиной). В Чечне ОБСЕ проявила способность действовать  как посредническая нейтральная  сторона. Рассматривались возможности  ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями и разоружением, роль ее в сфере  экономического и культурного сотрудничества, защите прав человека. Но исследователи  полагали, что организация не обладает достаточными финансовыми, институциональными и организационными возможностями  для предоставления ее участникам надежных гарантий безопасности против угроз  всех типов:

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, например, охватывает все государства, но лишено способности принятия действительно  эффективных решений».

«... а может ли вообще одна организация обеспечить эти гарантии и быть доминирующим элементом в  новой системе? На мой взгляд, ответ однозначен - нет, не может».

Тем не менее, почему же процесс  становления ОБСЕ как всеобъемлющей  организации безопасности столь  важен для Европы?

Во-первых, для реализации новой концепции безопасности нужны  отправные точки - общие для всех. В принципах ОБСЕ это - демократия, обеспечение прав человека, верховенство закона, рыночная экономика, социальная справедливость и ответственность  за сохранение окружающей среды - понятия, не встречающие возражений практически  во всех странах-участницах.

Во-вторых, основа ОБСЕ - равноправие  для всех государств-участников, что  ставит в равное положение все  страны, не принимая во внимание уровень  их экономическо-социального развития, и открывает двери для широкого диалога по различным, в том числе  и экономическим проблемам.

В-третьих, военные союзы  не могут обеспечить всеобъемлющую  безопасность, так как объединяют военный потенциал государств, чтобы  противостоять общему противнику. Потенциальный  противник, в свою очередь, ищет союзников  для противостояния, что не способствует укреплению доверия между большими группами государств. Сообщества же берут  за основу общие ценности и своей  активностью способствуют вниканию стран в интересы друг друга, созданию «прозрачности» и доверия. Но: поскольку  сообщества целиком полагаются на невоенные  средства, они «не в состоянии  противостоять преднамеренной агрессии. Они бессильны, когда образование  сообществ терпит крах и вспыхивает война».6

В-четвертых, ОБСЕ единственная реальная общеевропейская организация  безопасности. В период после 1990г. она  обзавелась рядом новых органов, делающих ее дееспособной и за рамками  организации. К ним относятся - Постоянный совет, Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве, Верховный  комиссар по делам национальных меньшинств и Центр по предотвращению конфликтов. Кроме того, она послала миссии наблюдателей почти во все очаги  конфликтов в Восточной Европе в  целях выяснения на месте ситуации и возможностей мирного урегулирования конфликтов. К тому же ОБСЕ включена в качестве «регионального соглашения», в соответствии с гл. VIII Устава ООН, в глобальную систему коллективной безопасности. Правда, пока все это  оказалось неэффективным.

 

1.3 Проблемы  деятельности ОБСЕ

Главные проблемы, стоящие  перед ОБСЕ, сводятся к следующим:

1. Зоне действия ОБСЕ  недостает условий для формирования  эффективного сообщества безопасности. Она охватывает демократические  и авторитарные государства и  простирается от современных,  богатых западноевропейских и  североамериканских обществ до  бедных, традиционных обществ Центральной  Азии. В этой зоне отсутствуют  гомогенность, общие ценности, взаимная  эмпатия и многосторонние, интенсивные  контакты, чего требуют сообщество  безопасности. И в ближайшем будущем  здесь ничего не изменится. 

2. ОБСЕ в качестве системы  коллективной безопасности недееспособна.  Хотя она может с помощью  своих механизмов урегулирования  кризисов и вопреки воле какой-нибудь  страны расследовать ее действия, ставящие под угрозу мир, или  нарушение устава ОБСЕ на ее  территории (принцип «консенсус  минус один»), но как только  речь заходит о принятии конкретных  мер, все 56 членов, включая заинтересованное  государство, должны дать на  это свое согласие (напрашивается  сравнение с ООН, где требуется  лишь консенсус пяти постоянных  и большинства остальных членов  Совета Безопасности).

3. НАТО и ЕС опережают  ОБСЕ в военном и экономическом  содействии по вопросам безопасности. Однако ОБСЕ обладает наиболее  прогрессивным в международном  масштабе инструментом для того, чтобы выявить основы нестабильности  в Европе. Долгосрочные миссии  ОБСЕ на местах и институт  Верховного комиссара по делам  национальных меньшинств могут  способствовать реализации на  практике защиты прав меньшинств, заблаговременному выявлению этнонационалистических  конфликтов и посредничеству  между сторонами для того, чтобы  вообще не допустить эскалации  насилия, а также установить  взаимопонимание между бывшими  воюющими сторонами после приостановки  этой эскалации. Пока, однако, этот  инструмент показал свою несостоятельность. 

4. Следовало бы подумать  об активизации деятельности  ОБСЕ в сфере экологической  безопасности, ввиду общности этого  вопроса для всех стран. В  природоохранной сфере важно  активизировать усилия по дальнейшему  развитию экологической программы  действия для Центральной и  Восточной Европы, одобренной в  1993г. на конференции в Люцерне,  а также по повышению уровня  безопасности АЭС и других  ядерных объектов. Страны - участницы  ОБСЕ должны также активно  включится в осуществление Программы  ООН по охране окружающей среды  - ЮНЕП, а также соблюдать международные  соглашения по защите окружающей  среды, по восстановлению и  поддержанию устойчивого экологического  баланса. Учитывая первостепенную  важность и срочность решения  экологических проблем, следует  предложить разработать и принять  Программу немедленных действий  или Хартию по защите окружающей  среды, а также создать Бюро  по сотрудничеству, наблюдению и  оценке выполнения существующих  обязательств в области экологии. Должны быть приняты меры, касающиеся  осуждения и наказания тех,  кто разрушает окружающую среду,  вплоть до уголовных. 5. Неоднократно  предлагалось развернуть такие  направления деятельности ОБСЕ  как криминогенное, нравственное  и другие измерения. В рамках  криминогенного измерения можно  было бы проводить Совет министров  внутренних дел, безопасности, прокуратуры  и других правоохранительных  органов с привлечением «Интерпола»  и «Европола», поставить вопрос  о создании по аналогии Агенства  по борьбе с преступность в  рамках ОБСЕ.

 

1.4 Механизм  действия ОБСЕ

Миссии ОБСЕ и другие представительства  в тех или иных регионах - главное  выражение работы организации. Они  направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения  в жизнь политических решений. Как  уже было сказано, ОБСЕ действует  во всех фазах развития конфликта: раннее предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта, постконфликтная реабилитация. В  общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью  предотвратить или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную  информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи, цели и  вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента  урегулирования.

Для всех миссий, однако, ключевыми  вопросами являются социальные, вопросы  демократии и обеспечение силы закона. Миссии ОБСЕ отличаются и по количеству представителей, варьируясь от четырех  человек (миссии ОБСЕ по взаимодействию в Центральной Азии, центры ОБСЕ в Алма-Аты, Ашхабаде и Бишкеке) до более чем двух тысяч (миссия в  Косово).

Все миссии сотрудничают с  международными и неправительственными организациями в сферах своей  работы.

Миссии ОБСЕ представлены в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Эстонии, Грузии, Латвии, Молдове, Таджикистане, Македонии, а также на Украине. Представлена ОБСЕ также в Чечне, Албании, Беларуси, Центральной Азии, Алма-Ате, Ашхабаде, Бишкеке.

Миссии и другие представительства  обычно направляются решением Постоянного  Совета с соглашения принимающей  страны. Вначале они обычно развертываются на период от шести месяцев до одного года, и возобновляются по мере необходимости. Большинство членов миссий назначаются  государствами-участниками и являются представителями гражданских или  военных институтов. Миссии возглавляют  главы миссий, представители стран-членов ОБСЕ, которых назначает председатель организации. Деятельность миссии управляет  и поддерживает Центр по предотвращению конфликтов при Секретариате, Департамент  управления и операций и председатель ОБСЕ.

Миссии начали свою деятельность в первой половине 90-х годов. Их создание было вызвано необходимостью «предотвратить разгорание внутригосударственных  конфликтов, возможных при смене  режимов государственного правления  в Восточной Европе»7.

Зоной наиболее пристального внимания ОБСЕ является юго-восточная  Европа. Четыре самые крупные миссии в данном регионе - миссия ОБСЕ в  Косово, миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, миссия ОБСЕ в Хорватии и представительство  ОБСЕ в Албании. Пятая миссия находится  в бывшей югославской республике Македония. Балканы - первый регион, в  который были посланы миссии ОБСЕ. Это были миссии в Косово, Сандьяк  и Воеводину в сентябре 1992г. и  в бывшую югославскую республику Македония (осенью того же года).

Миссии и другие представительства  ОБСЕ также находятся на Кавказе, восточной Европе, двух прибалтийских  государствах и центральной Азии. Во второй главе рассмотрена деятельность миссий по регионам.

 

Глава 2. ОБСЕ и права человека

2.1 ОБСЕ –  человеческое измерение

В терминологии ОБСЕ термин “человеческое измерение” используется для обозначения набора норм и  видов деятельности, связанных с  правами человека и демократией, которые рассматриваются в ОБСЕ в качестве одного из трех измерений  безопасности, наряду с военно-политическим и экономико-экологическим измерениями. Данный термин свидетельствует также  о том, что нормы ОБСЕ, относящиеся  к человеческому измерению, охватывают более широкую область, чем традиционное право прав человека.

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют  часть так называемого человеческого  измерения ОБСЕ. Этот термин был  официально введен в 1989 году в Заключительном Документе Венской Встречи и  применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации. Кроме того, термин охватывает вопросы, связанные с  демократией, демократическими институтами  и правопорядком.

Обязательства в области  человеческого измерения, возникшие  в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже "проникающие" по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты  в "традиционной" сфере гражданских, политических, социальных, экономических  и культурных прав, она также явилась  зачинщицей многих начинаний в гуманитарной области, выходящих далеко за пределы  достигнутого в традиционных документах по правам человека. Так, в документах ОБСЕ содержится большое количество правил, традиционно относящихся  к внутренним делам государств, а  именно, к их политическому устройству. В рамках ОБСЕ было четко и недвусмысленно решено, что защита прав человека и  основанная на плюралистической демократии политическая система неразделимы.

Другим примером "проникающего" характера норм ОБСЕ может служить  факт, что страны-участницы ОБСЕ пришли к соглашению о запрете  принципа невмешательства во внутренние дела государства в области человеческого  измерения.

Характерным элементом человеческого  измерения ОБСЕ является глубоко  детализированный характер многих принятых обязательств. Хорошим примером в  этом отношении являются детализированные правила, касающиеся условий работы иностранных журналистов в связи  со свободой выражения, а также несколько  положений о "человеческих контактах" (воссоединение семей, браки между  гражданами различных государств, туризм, и пр.), равно как и обязательства, связанные с выдачей выездных документов, обусловленные принципом  свободы перемещения.

Е.А. Лукашева справедливо  считает, что права человека призваны способствовать решению одной из важнейших задач - обеспечению устойчивого  развития современного мира. В.В. Гурлев и А.В. Гурлев уточняют, что реальный объем прав и свобод граждан в  каждой стране - это всегда некий  компромисс, которого удается достичь  в данном сообществе.

В литературе нередко высказываются  противоположные точки зрения относительно реализации международных стандартов в области прав человека. Одни авторы считают, что возможность их осуществления  определяется, прежде всего, уровнем  социально-экономического развития государства. Другие высказывают мнение, что права  и свободы человека, закрепленные в общепризнанных принципах и  нормах международного права, должны предоставляться  каждому, гарантироваться конституцией страны и ее национальным законодательством.

Информация о работе Человеческое измерение ОБСЕ