Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:46, курсовая работа
Задачами работы являются:
1. Теоретическое обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
2. Основные понятия дипломатического и консульского права
3. Органы внешних сношений
4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Привилегии и иммунитеты применяются как к дипломатической миссии, ее функциям, так и к отдельно взятому человеку.
Введение...................................................................................................................4
1.Дипломатический иммунитет и привилегии в теории......................................6
1.1.Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов................................6
1.2.Теория экстерриториальности..........................................................................9
1.3.Теория представительского характера посла...............................................11
1.4.Теория дипломатических функций................................................................12
2.Основные понятия дипломатического права...................................................15
3.Органы внешних сношений...............................................................................22
4.Дипломатические привилегии и иммунитеты.................................................25
4.1.Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства...........25
4.2.Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов.....................................................................................26
Заключение.............................................................................................................29
Список используемой литературы.......................................................................30
- экстерриториальности;
- теория представительного характера посла;
- теория дипломатических функций.
Все три теории были обусловлены
новыми историческими особенностями
государственной и
1.2 Теория экстерриториальности
Первой из этих теорий следует рассмотреть теорию экстерриториальности. Эта теория возникла на почве роста абсолютизма, объединившего всю территорию государства под эгидой единой королевской власти, и укрепления начала суверенитета монарха во внутригосударственных и международных отношениях. Внутри государства из начала суверенитета вытекало неограниченное господство территориального принципа - исключительная власть монарха, его судов и администрации над всеми людьми, проживающих в пределах государственной территории. Одним из следствий начала суверенитета было притязание абсолютных монархов на почетное и привилегированное положение своих послов как представителей особы суверена, на неподчинение их какой бы то ни было власти, кроме власти пославшего. Дипломатическая практика, шедшая по пути расширения посольских привилегий, нуждалась в придании им правового обоснования, но для этого требовалось примирение территориальных и экстерриториальных прав суверенитета.
Впоследствии же понятие
экстерриториальности превратилось из
вспомогательной юридической
Расширение первоначального
смысла теории экстерриториальности было
связано с тем же обстоятельством,
которое способствовало ее возникновению
и быстрому признанию - с тенденцией
к прочному закреплению широких
дипломатических привилегий. Поскольку
фикция нахождения в собственной
стране относилась не только к личности
посла, но и к занимаемому им помещению,
эта теория в своей абсолютной
форме служила оправданием и
для права убежища в
Однако со второй половины
XIX века, когда тенденция к росту
дипломатических привилегий уступила
место противоположной
1.3 Теория представительского характера посла
Наряду с теорией
В период абсолютизма идея международной иерархии государей отошла в прошлое, и ее заменило господствующее начало нового международного права - начало суверенитета, в силу которого суверенный государь не имел никакой стоящей над ним власти, и, следовательно, не подчинялся власти, и юрисдикции какого бы то ни было иностранного государства.
Но вместе с тем, еще
больше укрепилось представление о
том, что посол несет в себе
честь и престиж своего государя;
считалось, что посол - это alter ego (второе
я) направившего его главы государства.
Всякое оскорбление посла
Из сочетания этих двух представлений и сложилась так называемая "представительская теория" дипломатического иммунитета, точнее - теория представительского характера посла, которая, в условиях существования постоянных посольств, должна была обосновывать не только церемониальные привилегии послов, но и их иммунитет от действия местной власти и юрисдикции.
Теория представительского
характера посла в своем чистом
виде была вполне достаточна для обоснования
церемониальных привилегий посла, но для
обоснования иммунитета от юрисдикции
она требовала дополнительной юридической
аргументации, которая превратила бы
теоретический принцип в
В таком же сочетании применялась теория представительского характера посла в дипломатической и судебной практике.
Современные сторонники теории
представительства
Если следовать теории
представительства, то мы увидим противоречия
существующей ныне практике, ибо в
ней дается обоснование иммунитетам
и привилегиям лишь главы дипломатического
представительства. Весь остальной, особенно
не дипломатический персонал, а также
члены семей сотрудников
1.4 Теория дипломатических функций
Теория дипломатических
функций достигает полного
С другой стороны, расцвету, теории дипломатических функций, способствовала та реакция, которая к середине XIX века стала проявляться против широких дипломатических привилегий, установившихся в период абсолютизма и кажущихся теперь не только неоправданными, ввиду законодательной регламентации личных и имущественных прав, как местных граждан, так и иностранцев.
В Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках 1928г. говорится, что дипломатические чиновники "не могут требовать иммунитетов, которые не являются существенными для выполнения их должностных функций", а также содержится раздел об иммунитетах персонала, но не самого дипломатического представительства, а иммунитеты представительства выражаются через иммунитеты персонала. С принятием Конвенции о дипломатических сношениях иммунитеты и привилегии дипломатического представительства были оформлены в качестве самостоятельного института, однако существующее доктринальное обоснование дипломатических иммунитетов и привилегий по-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персонала представительства.
До заключения Конвенции
не было принятого ныне деления дипломатических
иммунитетов и привилегий на две
группы: иммунитеты и привилегии самого
дипломатического представительства
и личные иммунитеты и привилегии
персонала представительства. В
работах ведущих юристов
Дипломатическое представительство является публичным органом государства и в силу иммунитета государства освобождается от юрисдикции государства пребывания.Именно иммунитетом аккредитующего государства, можно объяснить необходимость предоставления всех тех иммунитетов и привилегий, которыми наделено дипломатическое представительство. Это единое обоснование предполагает равный объем иммунитетов у всех зарубежных органов внешних сношений, что отвечает существующей практике. Данное теоретическое обоснование объясняет и необходимость предоставления иммунитетов и привилегий сотрудникам дипломатического представительства, которые должны рассматриваться как работники государственного учреждения и в силу этого освобождаться от юрисдикции иностранного государства, т.е. иммунитеты предоставляются не самим сотрудникам, а аккредитующему государству в отношении его работников за границей. Эта теория предполагает одинаковый статус у всех сотрудников дипломатического представительства, хотя на настоящий момент различные категории персонала пользуются далеко не одинаковым объемом иммунитетов и привилегий.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРАВА
Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей МП. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. В индийском правовом памятнике первого тысячелетия до н.э. - Законах Ману - говорилось о том, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В разделе “Царь” записано, что “мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят мир или война”. В Древнем Риме появилось юридическое понятие святости посольства и договоров (jus et sacra legationis). Были созданы специальные органы внешних сношений - особая жреческая комиссия - фециалы.
В дальнейшем дипломатическая
деятельность еще более усовершенствовалась
и усложнилась. При этом следует
отметить, что право внешних сношений
возникло и развивалось прежде всего
как посольское право, т.е. как совокупность
норм, определявших положение посла.
И только к началу XX в. можно говорить
о процессе превращения посольского
права в дипломатическое, т.е. в
совокупность норм, все больше и
больше регулирующих все официальные
сношения государств. Параллельно с
возникновением и развитием посольского
права возникла и развивалась
дипломатическая служба. В конце
XIX - начале XX в. наблюдается начало процесса
слияния дипломатической и
Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные подотрасли:
а) дипломатическое право;
б) право специальных миссий;
в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;
г) консульское право.
Объектом права внешних
сношений являются те междувластные, политического
характера отношения, в которых
взаимодействуют участники, обладающие
свойствами субъектов МП и представленные
их официальными, специально созданными
для осуществления этих сношений
органами. Дипломатические
Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляются специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации (“народная дипломатия”).
Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем, если в дипломатическом праве почти все до недавнего времени решалось на основе обычных норм, то в праве консульском, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консульских конвенций.
Во внешних сношениях
государство выступает как