Германия как субъект международно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - заключается в систематизации, расширении, углублении и закреплении полученных студентами знаний, в рассмотрении Германии как участника международных отношений, а также в изучении соотношения международного и национального законодательства данного государства. Для полноценного разрешения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач, таких как:
охарактеризовать ФРГ как члена Евросоюза;
соотнести международное право и национальное законодательство Германии;
рассмотреть членство ФРГ в некоторых международных организациях;
выявить какое месть занимает Германия в системе международных экономических отношений.

Файлы: 1 файл

Германия как субъект международных отношений.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

Наращивание сил Бундесвера проходило медленно и сложно. Немецкое военное соединение впервые вошло  в НАТО только в 1957 году.

Можно сказать, что второй тур расширения НАТО, в результате которого Федеративная Республика Германия стала пятнадцатым членом Североатлантического союза, стал важным шагом в послевоенном восстановлении страны и подготовил почву для того, чтобы Германия играла существенную роль в обороне  Западной Европы во время «холодной  войны».

Тем не менее, в период с 1955 по1960 года отношения ФРГ и НАТО были омрачены кризисом, связанным с размещением ОМП под контролем США на ее территории, а также сменой стратегии США по отношению к обычным вооружениям. Второй кризис возник из-за позиции Франции, которая хотела видеть себя во главе НАТО в период правления Ш. де Голля. Третий - из-за планов по размещению в Германии (в 1979 году) ядерных ракет средней дальности. Это решение вызвало массовые протесты в западногерманском обществе.

В 1988 году на пост генерального секретаря НАТО был избран министр  обороны ФРГ Манфред Вернер, который  в своей военно-политической деятельности занимал антисоветские и антикоммунистические позиции. Он также выступал за жесткий  курс на переговорах Запада с Советским  Союзом. Манфред Вернер пробыл на посту  генерального секретаря Североатлантического альянса до 1994 года.

В 1990 году, после воссоединения  Германии, бывшая Немецкая Демократическая  Республика перешла под защиту Альянса  как неотъемлемая часть объединенного  государства.

В настоящий момент Германия, после своего объединения и окончания  холодной войны – основной инициатор  обновления НАТО и активный участник военных операций блока. Такой позиции  способствует, прежде всего, теснейшая  связь между новейшей немецкой историей и историей НАТО. Германия очень  внимательно относится к запросам Москвы в отношениях с НАТО и в  последнее время служит одной  из прочных опор для диалога между  Россией и НАТО[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. МЕСТО ГЕРМАНИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Германия прочно удерживает свои позиции среди ведущих стран  в мировой экономике. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире после США  и Японии, а по доле участия в  мировой торговле даже второе после  США.

Стабильность экономического роста ФРГ в значительной степени  объясняется ориентацией ее экономики  на международный рынок. Это дает возможность Германии пользоваться всеми преимуществами международного разделения труда. Для германской экономики  характерны динамизм, высокий уровень  производительности труда и эффективности  производства, качества продукции и  научно-технических разработок. При  этом все больше отдается приоритет  экологичности и безопасности, как в отношении производимой продукции, так и в отношении технологий.

Германия - ведущая страна Западной Европы и мира. Ее валовой  национальный продукт в 1994 г. увеличился на 2,9% по сравнению с 1993 г. и составил 3,3 трлн., немецких марок. В 1995 г. также сохранялась повышательная тенденция развития экономики Германии, и прирост ВНП оценивается н 3%. Важнейшей особенностью экономики ФРГ является ее активное участие в международном разделении труда. Немецкая экономика отличается динамичностью, а производимая в стране продукция - высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. В 1994 г. товарооборот ФРГ вырос на 8,4% и достиг 1296,3 млрд. немецких марок, в том числе экспорт - на 9% (685 млрд. немецких марок) и импорт - на 7,9% (611 млрд. немецких марок). Германия - один из крупнейших экспортеров в мире. В 1995 г. она заняла второе место в рейтинге ведущих стран по этому показателю (421 млрд. долларов США) после США (512,7 млрд. долларов США), опередив Японию (397 млрд. долларов США). Немецкие производители являются лидерами на мировом рынке машиностроения.

Как известно, увеличение объема высокотехнологичной продукции  на мировых товарных рынках происходит сегодня во многом благодаря международному обмену технологиями. Последний же вносит большой вклад в рост международной  торговли высокотехнологичной продукцией. В 1990-х годах страны ОЭСР увеличивали  экспорт такого рода продукции на 1% в год, и доля экспорта продукции  высоких и средневысоких технологий в их экспорте в конце 1990 -х составила  соответственно 25 и 40%. За этими усредненными показателями скрываются значительные страновые различия. Так, в экспорте Японии и Ирландии — стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции (в сумме высоких и средневысоких технологий) — данная продукция составляет 75%, а экспорт Греции, Новой Зеландии и Исландии лишь на 20% состоит из продукции высокотехнологичных производств.

Таким образом, можно заметить, что ФРГ - одна из крупнейших промышленно  развитых стран Запада: она занимает от 3 до 5 места по уровню ВВП на душу населения, экономическому развитию, промышленному  производству. Ее доля в мировом  ВВП, в 1997г. находилась на уровне 4,6% при  подсчете на базе покупательной способности марки (1990 г. - 4,6%) и 6;4% - на базе текущих валютных курсов. При 80 млн. человек населения Германия сосредотачивает 23,71% ВВП и 27% промышленной мощи региона. Развитие экономики ФРГ в 1997 году характеризовалось некоторым оживлением хозяйственной конъюнктуры. Объем ВВП составил 3,7 трлн. дм. и увеличился в сопоставимых ценах на 2,5% против 1,4% в 1996г. Наиболее значительный рост был в производстве ЭВМ и конторской техники (+17%), коммуникаций (+13,6%), продукции черной металлургии (+15%), автомобилей (+7,3%), химпродукции (+10,6%). А спад был в судостроении (-11%),текстильной отрасли (-7%),угольной (-3,5%), авиакосмической (-6%) и фармацевтической (-5%) отраслях, в нефтепереработке (-6%). Положение на рынке рабочей силы Германии в 1997г. заметно ухудшилось. Число безработных выросло с 3,97 до 4,38 млн. человек.

Кроме того, по конкурентоспособности  ФРГ уступает США, Швейцарии, Японии и ряду восточноазиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом  рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров — разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения, которые имеют пре­имущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара. По объему прямых капиталовложений за рубежом ФРГ вышла на четвертое место в мире — 9,5%. При ухудшении условий воспроизводства в стране, обострении конкуренции на мировых рынках компании переориентировали свою внешнеэкономическую стратегию на расширение зару­бежных производственных мощностей и сбытовой сети.

В еврозоне доля германского  ВВП составляет 30%. Объем прямых немецких инвестиций за рубежом постоянно  растет. Сумма вложений Германии в  иностранные рынки увеличилась  со 150 млрд евро в начале 1990-х примерно до 570 млрд евро в 2000 году. На этом фоне инвестиции ФРГ в Россию выглядят довольно скромно: в 2004 году их объем  составил около 2млрд. евро. Кроме того, хотелось бы отметить, что согласно опубликованным накануне в Женеве данным Всемирной торговой организации, тройку лидеров образовали Германия (970,7 млрд долларов), США (904,7 млрд долларов) и Китай (762 млрд долларов), четвертую позицию занимает Япония.

Как известно в мировой  практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду институциональных  формирований есть и такие хозяйственные  структуры, которые известны как  свободные экономические зоны (СЭЗ). Эти зоны призваны стать местом притяжения зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. В СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики открытых дверей в мировую систему хозяйства.

Не стоит считать, что  СЭЗ - исключительно явление современности. Как компактные территориальные  образования они своими корнями  уходят в глубокую старину и в  то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием  современной цивилизации. История  знает множество примеров успешно  существовавших СЭЗ, относящихся к  эпохе средневековья - Генуя (Италия), Гамбург (Германия), Гибралтар (Испания) и т.п.

В Западной Европе зоны свободной  торговли появились здесь еще  в XIX в. и даже раньше (вольные гавани); к середине 90-х годов их число  возросло примерно до 150. Сначала такие  зоны формировались преимущественно  в морских портах Германии (Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Киль, Эмден, Куксхафен), Дании (Копенгаген), Финляндии (Хельсинки, Турку), Греции (Пирей, Салоники). Давно  известны также крупные ЗСТ в  речных портах и железнодорожных  узлах (например, в Линце и Граце  в Австрии). Однако новейшая история  европейских, да, собственно, и мировых  ЗСТ началась в конце 50-х годов, и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон. Кроме  зон свободной торговли в Западной Европе получили широкое распространение  научно-технологические зоны, центры оффшорного бизнеса. В некоторых  странах, например в Великобритании, СЭЗ создавались в рамках региональной политики, направленной на подъем депрессивных районов. Перспективы создания СЭЗ  в Западной Европе во многом связаны  с углублением интеграционных процессов  в системе Европейского Союза.

Говоря о классификации  типов СЭЗ, можно сказать, что  они весьма различны и вбирают  в себя весь исторический путь развития СЭЗ от простейших экономических  зон до комплексных совершенных  структур. СЭЗ - это не что-то данное однажды и застывшее. Это вечно  развивающиеся и совершенствующиеся экономические структуры. Свободные  научно- технические зоны называют технополисами, или технопарками. Под  технологическими парками понимается такой комплекс промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применения новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. В Европе научно-технологические парки стали возникать в конце 70-х годов сначала в Великобритании, затем в Бельгии и Франции. В Германии такие структуры начали появляться лишь с 1983 года, их развитие шло очень быстро: если в1989 г. их количество превышало 70, то в 1995 г.- более120. Германские технопарки, как и английские, ориентируются на создание малых наукоемких фирм.

Место и роль Германии в  международном разделении труда  определяют ведущие отрасли немецкого  промышленного производства: химическая промышленность, автомобилестроение и  энергетика. Они поглощают большую  долю внутренних и внешних инвестиционных потоков, рабочей силы и других производственных факторов. При этом производство немецкой промышленности значительно быстрее  развивается за границей: перемещение  производства в другие страны снижает  трансакционные издержки, способствует рациональному распределению ресурсов и создает условия для увеличения объемов производства за счет повышения  спроса в результате расширения рынков сбыта.

Наиболее значимая и динамичная в плане торговых и инвестиционных потоков сфера немецкого производства - химическая промышленность, которая занимает ведущие позиции на мировом рынке товаров.

На германскую химическую промышленность приходится 26% оборота всей европейской химии. Более 45% производства химической промышленности Германии ориентировано на экспорт, при этом наиболее крупными и перспективными рынками сбыта немецкой продукции являются Западная Европа, Северная Америка и Япония, но к 2010 году на первое место выдвинется азиатский регион, так как прирост населения и темпы экономического развития будут здесь в два раза выше, чем в остальном мире. Не менее значимой является машиностроительная отрасль Германии, которая производит 46% машиностроительной продукции Евросоюза. При этом наиболее конкурентные позиции на мировых рынках занимают немецкие автомобили. По производству автомобилей Германия занимает 3-е место в мире. В последние годы предприятия автомобильной индустрии стали развиваться более динамично, производство стало гибче, возросла производительность, значительно сократились сроки разработки и внедрения новых моделей автомобилей и технологического оборудования, увеличился приток инвестиций.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что Германия специализируется на производстве наукоемкой и капиталоемкой продукции. Используя трудо и ресурсосберегающие технологии, благодаря концентрации капитала, широкому доступу к рынкам сбыта (что тоже можно считать производственным фактором), ФРГ оптимизирует свою производственную стратегию, поэтому она сумела достичь больших успехов в конкурентной борьбе и стать третьей по масштабам экономикой мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами, Федеративная Республика Германии основала Европейское объединение угля и  стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское  экономическое сообщество (ЕЭС) и  Европейское сообщество по атомной  энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить  деятельность совместных органов ЕС.

Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском  Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский  договор дал старт созданию экономического и политического союза; третий и  последний этап, предусматривающий  введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме  того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и  во внутренних делах. Итак, созданы  предпосылки для превращения  ЕС в подлинно широкий политический союз.

Одной из задач Германии в ЕС с момента развития Европейского политического сотрудничества является повышение роли Евросоюза в мировой  политике. Безопасность членов ЕС перед  лицом угроз нового типа, по мнению Германии, – общая задача. На мировой  политической сцене голос ЕС имеет  больший вес, чем голос входящих в него государств. Германская внешняя  политика использовала ЕС как опору  и инструмент для представительства  интересов так, как это вряд ли делалось в каком-либо другом государстве. На фоне германской истории XX века взаимодействие с партнерами в Европе открывало шанс для эффективной деятельности. В германском общественном мнении многие годы стабильное большинство имеет точка зрения, согласно которой вопросы в области внешней политики и безопасности лучше решать в союзе с другими.[11] Поэтому германская политика в отношении ЕС направлена на усиление дееспособности союза, что включает в себя активизацию совместной внешней политики и политики безопасности и разработку системы совместной обороны.

Информация о работе Германия как субъект международно-правовых отношений