Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа
Актуальность. Вопрос о государственном регулировании внешней торговли открыт еще со времен меркантилистов и до сих пор не получил однозначного ответа. С одной стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.
Невозможно полностью исключить из международной торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами. Активное участие государства во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.
Введение 3
Глава 1. Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности 6
1.1. Торгово-экономическая политика стран и торговые ограничения 6
1.2. Методы регулирования внешней торговли 7
1.3. Государственное стимулирование экспорта 12
Глава 2. Международное движение капитала и динамика экономического роста 14
2.1. Современные тенденции международного движения капитала 14
2.2. Проблемы взаимозависимости экономического роста и международной миграции капитала 16
2.3. Механизмы регулирования международных потоков капитала в условиях глобализирующейся мировой экономики 23
Но
подобные принципы вредят принципам
свободной конкуренции и
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в настоящее время государства
предпочитают использовать не прямые
меры и схемы экспортного
При
этом существует множество организаций,
которые тем или иным образом
воздействуют на мировую торговлю или
регулируют некоторые ее аспекты. Сперва
это было Генеральное соглашение
по тарифам и торговле (ГАТТ), а
затем его функции стала
Современные
экономические отношения в
Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательской и ссудной. Предпринимательский капитал, в свою очередь, вывозится как в виде прямых, так и в виде портфельных инвестиций. Прямые инвестиции – это вложения капитала для создания собственного производства или покупки контрольного пакета акций местной компании. Портфельные инвестиции – те вложения, которые недостаточны для установления контроля. Ссудный капитал вывозится в качестве займов кредитов, приносящих ссудный процент.
В
настоящее время четко
Экспортируя предпринимательский капитал, создавая в других странах производственные филиалы и дочерние общества, концерны высокоразвитых стран получают возможность усиленно экспортировать свои товары, успешно преодолевать таможенные барьеры, использовать более дешевую рабочую силу, емкие зарубежные рынки. С середины 60-х годов особенно быстро увеличились зарубежные вложения таких стран, как ФРГ, Япония. Среднегодовые темпы прироста их прямых инвестиций теперь в два с лишним раза выше, чем у США. Обострилась конкуренция за сферы приложения капиталов. Резко возросло значение государства как экспортера капитала. Существенно изменилась география экспорта: если в первой половине ХХ века основным объектом экспансии стран – экспортеров капитала были колонии и зависимые государства, то в настоящее время 70-75 % прямых частных заграничных инвестиций приходится на промышленно развитые страны.
Одна
из причин этих изменений заключается
в том, что в обрабатывающей промышленности
развивающихся стран труднее
создать крупномасштабное производство
наукоемкой продукции, обеспеченное квалифицированными
работниками. К тому же в ведущих
промышленно развитых странах существуют
огромные финансовые средства, емкие
внутренние рынки. Взаимное движение капиталов
между развитыми странами углубляет
хозяйственные связи между
Движение капиталов между промышленно развитыми странами осуществляется на нескольких уровнях: между основными центрами современного капитализма (США -Западная Европа-Япония); между отдельными странами; между одинаковыми отраслями государств.
Капитал
пересекает границы государств, главным
образом, по каналам транснациональных
корпораций (ТНК) и транснациональных
банков (ТНБ), преследующих свои корпоративные
стратегические цели - усиление конкурентных
позиций в мировом хозяйстве,
что порой не совпадает с национальными
интересами, в первую очередь принимающих
стран. ТНК – основные субъекты мирохозяйственных
связей на современном этапе. Это
крупнейшие компании, в основном мононациональные
по составу ядра акционерного капитала
головной компании и характеру контроля
над деятельностью всей корпорации.
Кроме того, в экспорте капитала
за последние десятилетия
Таким образом, трансграничное движение капитала, состоящее из качественно различающихся потоков, в настоящее время требует многопланового международного регулирования с привлечением широкого круга экономических организаций - правительственных, неправительственных и неформальных. Их совместная деятельность позволяет устанавливать общие справедливые принципы и правила взаимоотношений стран, импортирующих и экспортирующих капитал, стандарты и кодексы добросовестного поведения инвесторов и финансовых посредников, обоснованные ограничения и санкции для нарушителей всех этих норм. Закономерно растет число организаций, вовлеченных в регулирование международного движения капитала, увеличивается состав их членов, расширяется сфера деятельности в приоритетных направлениях.
Необходимо
отметить, что в последние десятилетия
выявились тенденции в
Внешнеэкономическая
политика любого государства формируется
как под воздействием внутренних
факторов, связанных с экономической
и политической ситуацией в стране,
так и под воздействием внешних
факторов, определяемых общими тенденциями
мирового хозяйства, региональными
процессами, экономическими и политическими
процессами в соседних странах. Степень
воздействия внешних, международных
факторов на формирование внешнеэкономической
политики существенно отличалась в
различные исторические периоды
и в настоящее время
Тенденцию
зависимости экономического роста
от развития международной миграции
капитала подтверждает и проведенный
экспертами Всемирного банка, странам,
достигшим больших успехов в
либерализации экономики и
Усиление зависимости мировой экономики от развития международной миграции капитала особенно касается индустриально развитых стран, которые осуществляют основную часть международного обмена, а также стран, активно включающихся в международное хозяйство. При этом страны Западной Европы зависят от внешней торговли больше, чем США и Япония.
Ускоренный рост международной торговли способствовал не только внешнеторговой взаимозависимости, но и развитию финансовой взаимозависимости (поскольку часть продаж финансируется при помощи кредита). При этом наблюдалась несбалансированность обмена товарами и услугами, что порождало для развитых стран положительное и отрицательное сальдо, которое значительно увеличилось в результате нефтяных шоков и последовавшей за ними дестабилизации. Чтобы обеспечить всеобщую сбалансированность внешних платежей, необходим был приток компенсационного финансирования. Несбалансированность платежей способствовала развитию еврорынков, определенной «открытости» финансовых рынков ведущих промышленно развитых стран, автономному движению капиталов.
Многократно увеличившиеся межстрановые денежные потоки переполнили каналы международной финансовой сферы. Их направление может меняться в зависимости от динамики курсов валют, изменения стоимости корпоративных, государственных, муниципальных ценных бумаг и других денежных инструментов. Интенсивное расширение международных рынков капиталов имеет две стороны.
С одной стороны, обеспечивается финансирование внешнего обмена и инвестиций. Для любого проекта в любой точке мира можно достаточно быстро получить необходимые денежные средства при условии, что проект отвечает определенному набору требований. С другой стороны, относительный «переизбыток» финансовых ресурсов усиливает спекулятивный, краткосрочный фактор, определяющий движение «горячих денег», вероятность периодических кризисов ликвидности, к которым можно отнести и неурядицы в Юго-Восточной Азии. Эти страны, по существу, стали заложниками собственного «бума» в экономике.
Международный
обмен по своей внутренней природе
не обязательно является сбалансированным,
что бывает вызвано причинами
структурного, конъюнктурного и случайного
характера. Если несбалансированность
вызвана случайными обстоятельствами,
то она финансируется за счет собственных
валютных резервов, т. е. за счет казначейства
страны, если же она имеет ярко выраженный
структурный характер, то должна финансироваться
за счет частных инвестиций, т. е. трансферта
имущества. В обоих случаях
Усилившаяся
в последние десятилетия
Действительно, в условиях интернационализации банковской деятельности все крупные банки связаны друг с другом многочисленными взаимными обязательствами, и, следовательно, неплатежеспособность какой-либо страны, вызвав ослабление одного из банков, могла оказать воздействие на всю международную финансовую систему.
Таким образом, финансовая взаимозависимость выливается в серьезную проблему, а действия международного сообщества по решению этих проблем, в сущности, способствуют укреплению международного сотрудничества и оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую политику отдельных государств. Усиление экономической зависимости коснулось и крупных промышленно развитых стран в связи с большой несбалансированностью платежей. Так, в течение 5 лет, с 1991 по 1996 г. США прошли путь от положительного сальдо к дефициту в 3,3 % их ВВП. В то же время Япония эволюционировала от «почти равновесия» к положительному сальдо более чем в 3 % своего ВВП, а ФРГ — от дефицита в 0,5 % к активу платежного баланса более чем в 2 % ВВП.
Появление
большой несбалансированности текущих
платежей среди развитых стран приводит
к изменению исторически
Информация о работе Государственное и международное регулирование внешней торговли