Государственное и международное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопрос о государственном регулировании внешней торговли открыт еще со времен меркантилистов и до сих пор не получил однозначного ответа. С одной стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.
Невозможно полностью исключить из международной торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами. Активное участие государства во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности 6
1.1. Торгово-экономическая политика стран и торговые ограничения 6
1.2. Методы регулирования внешней торговли 7
1.3. Государственное стимулирование экспорта 12
Глава 2. Международное движение капитала и динамика экономического роста 14
2.1. Современные тенденции международного движения капитала 14
2.2. Проблемы взаимозависимости экономического роста и международной миграции капитала 16
2.3. Механизмы регулирования международных потоков капитала в условиях глобализирующейся мировой экономики 23

Файлы: 1 файл

2746.3 Курс. Мировая экономика.docx

— 83.90 Кб (Скачать файл)

     Но  подобные принципы вредят принципам  свободной конкуренции и поэтому  не приветствуются мировым сообществом. Гораздо спокойнее оно относится  к экспортному кредитованию или  к такому явлению, как страхование  экспортных поставок. Кроме того, государство  может помогать фирмам за рубежом, которые  рекламируют продукцию данной страны или помогают ее фирмам. Такая помощь выражается в открытии филиалов или  исследований иностранных рынков.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в настоящее время государства  предпочитают использовать не прямые меры и схемы экспортного субсидирования, а более скрытые. Они заключаются  в осуществлении косвенной поддержки  либо некоторых отраслей, либо групп  товаров.

     При этом существует множество организаций, которые тем или иным образом  воздействуют на мировую торговлю или  регулируют некоторые ее аспекты. Сперва это было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а  затем его функции стала выполнять  его преемница — Всемирная  торговая организация (ВТО).6 

 

     

     Глава 2. Международное движение капитала и динамика экономического роста

     2.1. Современные тенденции международного движения капитала

 

     Современные экономические отношения в системе  всемирного хозяйства проявляется  и в такой форме как международная  миграция капитала. В настоящее время  особенно широко развито встречное  движение капиталов между странами: каждая из них одновременно выступает  в роли и экспортера, и импортера, то есть происходят так называемые перекрестные перемещения капиталов. При этом экспорт может осуществляться и при нехватке капитала внутри страны, а импорт нередко приводит к вытеснению национального капитала иностранным. Четко выраженное деление стран  на экспортеров и импортеров капитала отсутствует.7

     Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательской и ссудной. Предпринимательский капитал, в  свою очередь, вывозится как в  виде прямых, так и в виде портфельных  инвестиций. Прямые инвестиции – это  вложения капитала для создания собственного производства или покупки контрольного пакета акций местной компании. Портфельные  инвестиции – те вложения, которые  недостаточны для установления контроля. Ссудный капитал вывозится в  качестве займов кредитов, приносящих ссудный процент.

     В настоящее время четко обозначилась тенденция к ускоренному росту  прямых иностранных инвестиций, вкладываемых в различные сферы. Общий объем  прямых инвестиций в 1985 г. составил 713,5 млрд.долл., из которых 41,2 % принадлежат  США, 46,2 % - странам Западной Европы, 12,6 % -Японии. В начале 80-х годов 25,8 % общего объема прямых инвестиций направлялось в развивающиеся страны, а остальной  объем распределялся следующим  образом: 18,2 % - в США, 9,9% -Великобританию,26,6 % - в другие государства Западной Европы, 10% - в Канаду, 9,5 % - в остальные  страны мира.

     Экспортируя предпринимательский капитал, создавая в других странах производственные филиалы и дочерние общества, концерны высокоразвитых стран получают возможность  усиленно экспортировать свои товары, успешно преодолевать таможенные барьеры, использовать более дешевую рабочую  силу, емкие зарубежные рынки. С середины 60-х годов особенно быстро увеличились  зарубежные вложения таких стран, как  ФРГ, Япония. Среднегодовые темпы  прироста их прямых инвестиций теперь в два с лишним раза выше, чем  у США. Обострилась конкуренция  за сферы приложения капиталов. Резко  возросло значение государства как  экспортера капитала. Существенно изменилась география экспорта: если в первой половине ХХ века основным объектом экспансии стран – экспортеров капитала были колонии и зависимые государства, то в настоящее время 70-75 % прямых частных заграничных инвестиций приходится на промышленно развитые страны.

     Одна  из причин этих изменений заключается  в том, что в обрабатывающей промышленности развивающихся стран труднее  создать крупномасштабное производство наукоемкой продукции, обеспеченное квалифицированными работниками. К тому же в ведущих  промышленно развитых странах существуют огромные финансовые средства, емкие  внутренние рынки. Взаимное движение капиталов  между развитыми странами углубляет  хозяйственные связи между ними, усиливает интернационализацию  их капиталов.

     Движение  капиталов между промышленно  развитыми странами осуществляется на нескольких уровнях: между основными  центрами современного капитализма (США -Западная Европа-Япония); между отдельными странами; между одинаковыми отраслями  государств.

     Капитал пересекает границы государств, главным  образом, по каналам транснациональных  корпораций (ТНК) и транснациональных  банков (ТНБ), преследующих свои корпоративные  стратегические цели - усиление конкурентных позиций в мировом хозяйстве, что порой не совпадает с национальными  интересами, в первую очередь принимающих  стран. ТНК – основные субъекты мирохозяйственных  связей на современном этапе. Это  крупнейшие компании, в основном мононациональные по составу ядра акционерного капитала головной компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации. Кроме того, в экспорте капитала за последние десятилетия значительная часть приходится на краткосрочные  спекулятивные операции, а они  порождают быстрое хаотичное  трансграничное перемещение крупных  денежных средств, подрывающее стабильность мировой финансовой системы. Наконец, на мировых рынках капитала увеличиваются  масштабы операций по «отмыванию грязных» денег, полученных незаконными путями и имеющих обычно криминальное происхождение.8

     Таким образом, трансграничное движение капитала, состоящее из качественно различающихся  потоков, в настоящее время требует  многопланового международного регулирования  с привлечением широкого круга экономических  организаций - правительственных, неправительственных  и неформальных. Их совместная деятельность позволяет устанавливать общие  справедливые принципы и правила  взаимоотношений стран, импортирующих  и экспортирующих капитал, стандарты  и кодексы добросовестного поведения инвесторов и финансовых посредников, обоснованные ограничения и санкции для нарушителей всех этих норм. Закономерно растет число организаций, вовлеченных в регулирование международного движения капитала, увеличивается состав их членов, расширяется сфера деятельности в приоритетных направлениях.

     Необходимо  отметить, что в последние десятилетия  выявились тенденции в регулировании  международного движения капитала, которые, как представляется, будут в значительной степени определять это регулирование  в первые десятилетия нового тысячелетия (устранение барьеров, одинаковое отношение  к отечественным и иностранным  инвесторам, свободный перевод прибылей и т.д., с одной стороны, ограничение  доступа в определенные секторы, надзор за деятельностью предприятий, контроль за слияниями и поглощениями, с другой).

     2.2. Проблемы взаимозависимости экономического роста и международной миграции капитала

     Внешнеэкономическая политика любого государства формируется  как под воздействием внутренних факторов, связанных с экономической  и политической ситуацией в стране, так и под воздействием внешних  факторов, определяемых общими тенденциями  мирового хозяйства, региональными  процессами, экономическими и политическими  процессами в соседних странах. Степень  воздействия внешних, международных  факторов на формирование внешнеэкономической  политики существенно отличалась в  различные исторические периоды  и в настоящее время характеризуется  некоторыми новыми тенденциями и  признаками. Так, известно, что с  момента окончания Второй мировой  войны экономические, финансовые и  валютные отношения между странами постоянно развивались, создавая при  этом все более и более тесное переплетение взаимозависимостей. То, что происходит в одних странах, влияет на экономические результаты других, успехи и неудачи политики, проводимой одними странами, частично зависят от положения и действий других. Международный обмен товарами все больше становился одной из основных движущих сил экономического роста. Проведенные Мировым банком исследования результатов экономического роста 40 развивающихся стран, сгруппированных  по их торговой ориентации, подтверждают существование тесной связи между  экономическим ростом и развитием  внешней торговли. Известно, что  Гонконгу, Тайваню, Республике Корея (Южная  Корея) понадобился довольно короткий промежуток времени, чтобы превратиться из беднейших колоний в индустриальные страны с одним из самых высоких  в мире уровней жизни. Отличительной чертой экономики Японии и азиатских новых индустриальных стран (НИС) как раз и была значительная роль внешней торговли в формировании их национального благосостояния, их внешнеэкономическая активность. Регулирование внешней торговли здесь выступило важнейшей составной частью государственной стратегии экономического развитая. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5—6 % в год, а рост внешней торговли 9—10 % в год.9

     Тенденцию зависимости экономического роста  от развития международной миграции капитала подтверждает и проведенный  экспертами Всемирного банка, странам, достигшим больших успехов в  либерализации экономики и создании открытого внешнеэкономического режима, удалось за 4—5 лет переориентировать  свой экспорт на мировые рынки, особенно на рынки стран ОЭСР, что явилось  важным фактором их экономического роста. С другой стороны, медленная и  непоследовательная либерализация  внешней торговли в странах СНГ  не привела к заметным положительным  сдвигам в экономике, и в результате усилилось давление на правительства  этих стран со стороны разного  рода лоббирующих структур в пользу усиления протекционистской направленности внешнеторговой политики.

     Усиление  зависимости мировой экономики  от развития международной миграции капитала особенно касается индустриально  развитых стран, которые осуществляют основную часть международного обмена, а также стран, активно включающихся в международное хозяйство. При  этом страны Западной Европы зависят  от внешней торговли больше, чем  США и Япония.

     Ускоренный  рост международной торговли способствовал  не только внешнеторговой взаимозависимости, но и развитию финансовой взаимозависимости (поскольку часть продаж финансируется  при помощи кредита). При этом наблюдалась  несбалансированность обмена товарами и услугами, что порождало для  развитых стран положительное и  отрицательное сальдо, которое значительно  увеличилось в результате нефтяных шоков и последовавшей за ними дестабилизации. Чтобы обеспечить всеобщую сбалансированность внешних платежей, необходим был приток компенсационного финансирования. Несбалансированность платежей способствовала развитию еврорынков, определенной «открытости» финансовых рынков ведущих промышленно развитых стран, автономному движению капиталов.

     Многократно увеличившиеся межстрановые денежные потоки переполнили каналы международной  финансовой сферы. Их направление может  меняться в зависимости от динамики курсов валют, изменения стоимости корпоративных, государственных, муниципальных ценных бумаг и других денежных инструментов. Интенсивное расширение международных рынков капиталов имеет две стороны.

     С одной стороны, обеспечивается финансирование внешнего обмена и инвестиций. Для  любого проекта в любой точке  мира можно достаточно быстро получить необходимые денежные средства при  условии, что проект отвечает определенному  набору требований. С другой стороны, относительный «переизбыток» финансовых ресурсов усиливает спекулятивный, краткосрочный фактор, определяющий движение «горячих денег», вероятность периодических кризисов ликвидности, к которым можно отнести и неурядицы в Юго-Восточной Азии. Эти страны, по существу, стали заложниками собственного «бума» в экономике.

     Международный обмен по своей внутренней природе  не обязательно является сбалансированным, что бывает вызвано причинами  структурного, конъюнктурного и случайного характера. Если несбалансированность вызвана случайными обстоятельствами, то она финансируется за счет собственных  валютных резервов, т. е. за счет казначейства страны, если же она имеет ярко выраженный структурный характер, то должна финансироваться  за счет частных инвестиций, т. е. трансферта имущества. В обоих случаях несбалансированность может финансироваться за счет кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, если страна, имеющая дефицит, представляется платежеспособной.10

     Усилившаяся в последние десятилетия мобильность  факторов производства — рабочей  силы и капитала — также выступает  фактором роста экономических, институциональных  и социальных взаимозависимостей. Известно, что в последние тридцать лет  значительно усилился процесс легального и подпольного перемещения рабочей  силы в международном масштабе, в  особенности между развивающимися и промышленно развитыми странами.

     Действительно, в условиях интернационализации  банковской деятельности все крупные  банки связаны друг с другом многочисленными  взаимными обязательствами, и, следовательно, неплатежеспособность какой-либо страны, вызвав ослабление одного из банков, могла  оказать воздействие на всю международную  финансовую систему.

     Таким образом, финансовая взаимозависимость  выливается в серьезную проблему, а действия международного сообщества по решению этих проблем, в сущности, способствуют укреплению международного сотрудничества и оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую политику отдельных государств. Усиление экономической зависимости коснулось и крупных промышленно развитых стран в связи с большой несбалансированностью платежей. Так, в течение 5 лет, с 1991 по 1996 г. США прошли путь от положительного сальдо к дефициту в 3,3 % их ВВП. В то же время Япония эволюционировала от «почти равновесия» к положительному сальдо более чем в 3 % своего ВВП, а ФРГ — от дефицита в 0,5 % к активу платежного баланса более чем в 2 % ВВП.

     Появление большой несбалансированности текущих  платежей среди развитых стран приводит к изменению исторически сложившегося положения этих крупных стран, что  вкупе с другими обстоятельствами может существенно изменить международную  ситуацию на мировом финансовом рынке  и усилить вероятность появления  новых финансовых проблем для  отдельных стран.

Информация о работе Государственное и международное регулирование внешней торговли