2.
Универсальные международные организации
- объединяют подавляющее большинство
стран мира, собирают информацию
и регулируют конкретные формы
международных экономических отношений.
В их числе МВФ, группа Мирового
банка, система ООН, ВТО, Международная
организация труда.
3.
Отраслевые международные организации
- регулируют определенные отрасли
производства товаров или услуг
и торговли ими на международной
арене. Наиболее значимой из
них является Организация стран
- экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся
форумом 12 нефтеэкспортирующих государств,
главная задача которого состоит в том,
чтобы устанавливать и следить за соблюдением
квот на производство нефти, что считается
механизмом поддержания мировых цен на
нефть. В числе других организаций этой
группы выделяются товарные соглашения,
такие как международные организации
по какао, кофе, джуту, натуральному каучуку,
сахару и др. Их главная задача - обеспечить
стабильность мировых цен на соответствующие
товары, служить форумом для обсуждения
проблем, возникающих на товарных рынках,
между их производителями и импортерами,
собирать и анализировать статистические
данные о мировом рынке соответствующего
товара.
4.
Региональные международные организации
- многочисленные объединения небольших
групп стран, не перешедшие
в интеграционную форму и служащие
для них форумом для обслуживания
региональных проблем, представляющих
взаимный интерес, согласования
региональной политики в вопросах
производства и внешней торговли,
сбора и обобщения информации
о данном регионе. Примерами
региональных международных организаций
являются Балтийский совет и
Балтийская ассамблея, Латиноамериканская
энергетическая организация (OLADE),
Союз стран реки Мано и пр.
В числе региональных международных
организаций выделяется подгруппа
региональных комиссий ООН - для
Латинской Америки, Африки, Европы
и т.д.
5.
Банковские международные организации
- включают такие организации,
как Банк международных расчетов,
Скандинавский инвестиционный банк,
Латиноамериканский экспортный
банк. Отдельной группой в числе
международных банковских организаций
являются международные банки
развития - Европейский банк реконструкции
и развития, Африканский банк
развития, Западно-Африканский банк
развития, Межамериканский банк
развития, Скандинавский банк развития,
Исламский банк развития, Банк
развития Карибского бассейна
и пр. Характерной чертой банков
развития является то, что они
носят региональный характер
и их деятельность направлена
на совместное с другими банками
финансирование проектов в странах
членах. Поскольку финансирование
предоставляется на более льготных,
чем рыночные, условиях и многие
кредиты не возвращаются в
срок, некоторые банки развития,
объединяющие развивающиеся страны,
находятся на грани банкротства.
Функции,
выполняемые международными организациями,
весьма многочисленны и зависят
от того, какие задачи возлагают
на них участвующие страны. С точки
зрения международной экономики
наиболее важными являются следующие
основные функции:
6.
Содействие - организация международных
конференций, сбор и анализ
статистических материалов, публикация
и распространение статистики
и исследований, предоставление помещений
и секретариата для проведения многосторонних
и двусторонних переговоров. Страны предоставляют
в международные организации, занимающиеся
содействием, только те данные, которые
правительство считает нужным предоставить,
и зачастую это ограничивается просто
подпиской на текущие статистические
и аналитические публикации, которые пополняют
собой архивы и библиотеки. Эти функции
выполняют, например, секретариаты Парижского
клуба или Совета сотрудничества стран
Персидского залива.
7.
Наблюдение - содействие с возможностью
формулирования и обнародования
официальной точки зрения организации
на те или иные проблемы, что
является способом создания общественного
мнения и оказания тем самым
воздействия на экономическую
политику страны. Наблюдение осуществляется
в основном с помощью анализа
вторичных источников, на основе
которых секретариат готовит
доклады, и путем обмена политическими
декларациями во время сессий.
Наиболее типичный пример организации,
выполняющей функцию наблюдения,
- ООН, которая с помощью резолюций
Генеральной Ассамблеи побуждает
страны к проведению определенной
экономической политики. Однако
никакими реальными рычагами
влияния, кроме силы убеждения,
ООН не обладает.
8.
Надзор - более жесткая форма наблюдения,
связанная с обязательством стран
сообщать на регулярной основе
и по установленной форме данные
о своем экономическом положении
и выслушивать рекомендации по
существу текущего экономического
развития. Правительства, подписавшие
устав международных организаций,
осуществляющих надзор, обязаны
с определенной частотой принимать
у себя мисси экспертов из
этих организаций и предоставлять
им помимо текущих публикаций
также и первичную информацию,
отвечать на их вопросы и
быть максимально откровенными.
Содержание дискуссий, по желанию
правительства, может оставаться
конфиденциальным и не обнародоваться
международной организацией, с которой
велись дискуссии. Типичный пример
- МВФ, главная функция которого
заключается именно в жестком
надзоре за экономической политикой
стран-членов с целью предоставления
им опирающихся на мировой
опыт рекомендаций для предупреждения
потенциально возможных макроэкономических
дисбалансов и наиболее эффективного
решения существующих проблем.
Практически, однако, страны-члены
могут игнорировать такие рекомендации.
9.
Регулирование - надзор, опирающийся
на принуждение стран к выполнению
рекомендаций международного сообщества
через разработку соответствующих
норм и механизмов принуждения
к их использованию. Регулирование
в международной экономике основано
на том, что страны добровольно принимают
решение о создании международного механизма
решения тех или иных проблем, договариваются
о принципах его функционирования и о
том, как они будут совместно наказывать
те страны, которые не будут следовать
принципам, под которыми они сами же подписались.
Примером является ВТО, в рамках которой
установлены определенные правила международной
торговли, с которыми согласилось более
сотни стран, а также жесткие антидемпинговые
и иные процедуры, которые применяются
против нарушителей согласованных правил.
Содействие
- наблюдение - надзор - регулирование
исчерпывают весь спектр ключевых функций,
которые могут возложить на себя
международные организации. По сути,
все эти функции многостороннего
регулирования международных потоков
капитала основаны лишь на доброй воле
участвующих стран. Если правительство
той или иной страны не видит выгод
от членства в международной организации,
никто не может заставить принять
его. Так же как, даже будучи членом
организации, независимое государство
может проигнорировать его рекомендации
или иные касающиеся ее решения. Некоторые
надгосударственные функции, приближающие
международную организацию к
роли мирового или хотя бы регионального
правительства, будут иметь только
некоторые органы ЕС после перехода
стран ЕС к единой валюте и начала
работы Единого европейского центрального
банка. Тем самым надгосударственность,
приводящая к управлению экономическими
процессами в нескольких странах
из единого центра, может быть только
в рамках высокоразвитого интеграционного
объединения стран. Частично функцию
надгосударственного регулирования
выполняет МВФ в странах, которые
используют его кредиты на основе
того, что условием предоставления
кредита является выполнение правительством
с МВФ программы экономических
реформ.16
Итак,
в конце ХХ века проявилась тенденция
к сосредоточению ключевых функций
по регулированию и мониторингу
важнейших процессов в рамках
небольшого количества организаций. Наиболее
универсальными из них являются МВФ,
занимающийся макроэкономической политикой;
ВТО, согласовывающая торговую политику;
ООН, последние годы все больше направляющая
свои усилия на социальные вопросы; и
группа Мирового банка, концентрирующаяся
на проблемах развития и структурных
реформах. Эти организации возникли
в конце 40-х гг. и выступают
сегодня важнейшими форумами согласования
экономической политики между странами.
В силу большого разнообразия международных
организаций их классификация может
быть осуществлена по одному ключевому
признаку, отличающему одну группу
организаций от другой. Они делятся
на:
1)
консультативные группы стран,
обычно не имеющие жесткой
организационной структуры;
2)
универсальные организации, охватывающие
большинство стран мира;
3)
отраслевые организации, занимающиеся
проблемами производства и торговли
определенным товаром;
4)
региональные организации, концентрирующиеся
на вопросах взаимного интереса
обычно географически и экономически
близких стран;
5)
финансовые организации, среди
которых выделяются банки развития.
В
международных потоках капитала
организации выполняют следующие
основные функции - содействие, заключающееся
в организации международных
переговоров и конференций; наблюдение,
включающее возможность определения
точки зрения организации на те или
иные проблемы; надзор, означающий обязательство
стран предоставлять данные о
своем экономическом положении
и проводить консультации; регулирование,
опирающееся на принуждение стран
к выполнению рекомендаций международного
сообщества.
В
настоящее время в мировой
экономике сохраняется неопределенность.
Принимаемые в последнее время
решения беспрецедентны в истории
рыночной экономики, они во многом противоречат
многим фундаментальным ценностям
и ориентирам, на которых основывается
общество свободного предпринимательства.
Не ясно, когда антикризисные меры,
предпринятые правительствами и
центральными банками ведущих развитых
стран, позволят мировой экономике
вернуться на траекторию быстрого развития.
Даже после окончания кризиса
предстоит трудный период с более
низкими темпами роста производства
по сравнению с недавним прошлым.
Нужно будет сокращать значительные
бюджетные дефициты как раз в
то время, когда в ряде стран с
развитой экономикой ускоряется процесс
старения населения. Следует также
учесть, что безработица примерно
на год запаздывает по отношению
к фазам делового цикла.
Бесспорно
одно – в настоящее время создаются
новые условия для функционирования
рыночной экономики в будущем. В
перспективе мировое хозяйство
будет развиваться на более эффективной
основе.
Заключение
Таким
образом, в результате проведенного
исследования мы выяснили, что значение
государственного регулирования внешней
торговли неоднозначно. Применение торговых
барьеров помогает государствам защитить
интересы своих производителей и получить
дополнительный доход. С другой стороны
применение торговых барьеров приводит
к препятствиям на пути движения товаров
в мировой торговле, а значит, мешает развитию
здоровой конкуренции, что, в конечном
счете, сказывается на потребителе, который
получает товар худшего качества или по
более высокой цене. Каждое отдельное
государство должно решить для себя, что
для него важнее в данный момент и какую
внешнеторговую политику ему проводить.
В
настоящее время благодаря деятельности
международных организаций в
мире наблюдается снижение торговых
барьеров, что способствует развитию
мировой торговли. Однако многие государства,
например США, Российская Федерация
и Китай продолжают сохранять
высокие торговые барьеры. Следует
отметить, что таможенные тарифы на
сельскохозяйственную продукцию, как
правило, выше, чем таможенные тарифы
на промышленную продукцию, что объясняется
стремлением каждого государства
оградить своих производителей от внешней
конкуренции.
Разные
инструменты внешнеторгового регулирования
по-разному действуют на внутреннюю
экономику страны и на условия
торговли на мировом рынке. Так ВТО
выступает за регулирование торговли
преимущественно неколичественными
методами, то есть с помощью применения
таможенных тарифов, а не квот. Менее
губительным для справедливой международной
конкуренции по сравнению с экспортным
субсидированием является предоставление
государством экспортных кредитов.
Формирование
мирового хозяйства создало возможность
расширения международных экономических
отношений, что поставило вопрос о международной
мобильности факторов производства. Наиболее подвижным
является капитал, хотя, как правило,
его движение подвергается более жесткому
регламентированию со стороны государства.
Мировое движение капитала в современных
условиях служит фактором усиления интернационализации
производства, увеличения темпов экономического роста и уровня занятости,
развития передовых отраслей промышленности и превращает финансовые рынки в важнейший стимул
развития мирового хозяйства.
Список
источников и литературы
- Авдокушин
Е.Ф., Международные экономические
отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб.
и доп.- М.: ИВЦ Маркетинг, 2009 - стр.
264.
- Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/
Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ
им. М.В Ломоносова – 6-е изд., стереотип.-
М.: Издательство Дело и Сервис, 2007- стр.448.
- Акопова Е.С.,
Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика
и международные экономические отношения.
- Ростов-на-Дону: 2008.
- Булатова
А. С.. Мировая экономика: Учебник – М.:
2008.
- Булатова
А.С., Экономика: Учебник, 3-е изд., перераб.
и доп. — М.: Экономистъ, 2009. — стр. 896.
- Видяпин В.И.,
Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич
Л.С., Экономическая теория: Учебник –М.:ИНФРА
–М,2008 – 714 с.
- Журавлева
Г.П., Экономика: Учебник.- М.: Юристъ, 2009.-
574 с..
- Ивашовский
С.Н., Макроэкономика: Учебник- М.: Дело,
2007. – 472 с..
- Киреев А.П.
Международная экономика.- М.: 2007.
- Ломакин
В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.
– М.: 2008.
- Макконнелл
К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы
и политика: Пер. с 13-го англ.изд.- М.:ИНФРА
– М,2009. -974 с.
- Моисеева
Н. К.. Международный маркетинг. – М., 2008.
- Мэнкью Н.Г.,
Макроэкономика. Пер. с англ.- М.: Издательство
МГУ, 2008. – 736 с.
- Сидорович
А.В., Курс экономической теории: Общие
основы экономической теории. Микроэкономика.
Макроэкономика. Основы национальной
экономики: Учебное пособие; МГУ им. М.В.
Ломоносова. – 2-е изд ., перераб. И доп.
– М.: издательство «Дело и Сервис», 2009.-
832 с.
- Сажина М.А.
Экономическая теория. - учеб. для вузов.-2-е
изд., перераб и доп.- М.: Норма, 2007.- 672 с.
- Туманова
Е.А., Шагас Н.Л. Долгосрочный аспект.- М.:
Экономический факультет МГУ, ТЕИС. 2010
– 121 с.